Авирмэд Батсайхан. О перспективах сотрудничества Монголии со странами Шанхайской организации сотрудничества

ШОС: новая сила в новом мире

Рекомендуемая ссылка на статью:
Авирмэд Батсайхан. О перспективах сотрудничества Монголии со странами Шанхайской организации сотрудничества // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2015, №6 (98)
.
Авирмэд Батсайхан, доктор политических наук, научный сотрудник Дипломатической академии при Министерстве иностранных дел Монголии (14210, Монголия, Улан-Батор, улица Мира, 7А). E-mail: batsaikhan_tuguldur@yahoo.com

Аннотация: В статье рассматриваются перспективы вступления Монголии в Шанхайскую организацию сотрудничества в статусе нейтрального государства. Подобный статус решает очень многие трудные вопросы, в том числе в сфере военно-политического взаимодействия, которые ранее препятствовали присоединению к странам-участницам ШОС.

Ключевые слова: Монголия, Шанхайская организация сотрудничества, экономическое сотрудничество, нейтральное государство ШОС.

Как известно, впервые Шанхайская пятёрка образовалась в 1996 году, но официально Шанхайская организация сотрудничества как международная организация основана в 2001 году. Встреча была проведена в Шанхае. Тогда пять стран-участниц приняли в состав организации Узбекистан, что повлекло переименование организации в Шанхайскую организацию сотрудничества.

После трёхлетних переговоров Монголии необходимо было принять непростое для того времени решение. У монгольских политиков, дипломатов и исследователей не было единого мнения на счёт статуса. В конечном счете от принятия решения во многом зависела дальнейшая судьба страны. Стране, недавно коренным образом поменявшей свой политический, экономический и общественный строй мирным путём, познавшей сладкий вкус своего настоящего и реального суверенитета, но в то же время познающей горький вкус экономических проблем, однозначное решение давалось с трудом.

Рассматривая вопрос о статусе вступления в ШОС, Совет национальной безопасности Монголии рекомендовал уделять особое внимание экономическому сотрудничеству с ШОС, в особенности в сфере энергетики, инфраструктуры и повышению транзитных перевозок. С учетом этой рекомендации и было принято решение о вступлении Монголии в ШОС в качестве первого наблюдателя в 2004 году.

Главными аргументами принятия именно статуса страны-наблюдателя Монголии в ШОС было обеспечение постепенного углубления участия в региональном экономическом сотрудничестве, а также желание не слишком глубокого вовлечения страны в военно-политические процессы. Как известно, первоначально ШОС была создана в целях укрепления доверия в военной области и взаимного сокращения вооружённых сил в районах границ стран-членов.

Но постепенно организация расширяет сферу деятельности и в настоящее время всё более сосредотачивает внимание на торгово-экономических, культурных, образовательных и гуманитарных областях. Эта тенденция вызывает доверие других стран к организации и тем самым повышает авторитет ШОС, что подтверждает увеличение числа наблюдателей. В настоящее время этот статус, помимо Монголии, имеют также Афганистан, Белоруссия и Иран.

С момента получения статуса наблюдателя Монголия активно принимает участие в саммитах ШОС, в совещаниях глав правительств, профильных совещаниях и встречах министров, стремится участвовать в других мероприятиях на соответствущем уровне. В 2014 году состоялся визит Генерального секретаря ШОС в Монголию, в Улан-Баторе в 2010 году состоялась встреча Делового совета ШОС и т.д. Такие встречи на всех уровнях являются хорошим каналом двусторонних отношений для Монголии, которая успешно использует эти обстоятельства. Более того, Монголии удалось использовать площадку саммита ШОС 2014 года в Душанбе и 2015 года в Уфе для проведения трёхсторонней встречи глав государств Монголии, России и КНР.

Некоторым лидерам политикам Монголии импонирует то, что все решения в ШОС принимаются методом консенсуса. Но, как и в любом интеграционном объединении, достижение такого консенсуса сталкивается с определенными сложностями, связанными с различиями в позициях стран, принимающих участие в деятельности ШОС. Например, Россия рассматривает углубленную экономическую интеграцию в зоне ШОС как более отдалённую перспективу и придерживается логики преимущественной реализации отдельных интеграционных проектов между двумя или тремя странами. Китай в большей степени настроен на создание единого экономического интеграционного пространства в рамках ШОС уже сегодня. В связи с этим в Монголии существует распространенная точка зрения о том, что и Россия и Китай хотели бы видеть Монголию членом Шанхайской организации, но их приоритеты весьма существенно различаются: если Россия видит в Монголии прежде всего традиционного политического союзника, то Китай рассматривает Монголию в основном как поставщика относительно дешевых сырьевых ресурсов. Для самой Монголии принципиальное значение имеет развитие равноправной экономической интеграции, предполагающей появление на территории страны новых современных производств, участие в международном разделении труда в рамках экономического пространства ШОС, позволяющее занять достойное место в цепочках создания добавленной стоимости при производстве и реализации продуктов глубокой переработки добываемого сырья.

В сентябре этого года Президент Монголии Ц. Элбэгдорж выступил с предложением Монголии стать постоянным нейтральным государством, аналогом азиатской Швейцарии. Для страны с небольшим населением и малой экономикой, находящейся между двумя великими державами, это очень заманчивая идея, которая родилась в умах многих монголов уже давно. Тем более, что Монголия на протяжении последних 25 лет de facto проводила политику нейтралитета. На наш взгляд, если это предложение претворится в жизнь, а это очень вероятно, то многие политические риски для Монголии сами собой отпадут.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *