Андрей Марголин. Развитие городских агломераций как фактор повышения глобальной конкурентоспособности государств

ШОС: новая сила в новом мире

Рекомендуемая ссылка на статью:
Андрей Марголин. Развитие городских агломераций как фактор повышения глобальной конкурентоспособности государств // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2015, №6 (98)
.
Андрей Марголин, доктор экономических наук, профессор, проректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (119571, Москва, проспект Вернадского, 82). E-mail: margolin-am@ranepa.ru

 Аннотация: В статье рассматриваются ключевые направления и современные тенденции развития городских агломераций. Автор отмечает несомненные конкурентные преимущества городов, удобных для самореализации, для творческого процесса разработки и внедрения новых продуктов, процессов, институтов и структур. Отмечено, что возникает дополнительный важнейший индикатор конкурентоспособности городов – уровень развития «креативного класса» при формировании нового предмета конкуренции между городами – за ключевые места в цепочке освоения и распространения нововведений. Показано, что учет современных особенностей в процессе создания городских агломераций в странах ШОС является необходимым условием обеспечения их глобальной конкурентоспособности.

Ключевые слова: Шанхайская организация сотрудничества, городская агломерация, глобальная конкурентоспособность, урбанизация, конкуренция.

Анализ различных подходов к определению городских агломераций показывает, что они являются особым продуктом современной урбанизации, представляющим собой систему компактно расположенных и экономически взаимосвязанных территорий, объединенных устойчивыми трудовыми, культурно-бытовыми и производственными связями, общей социальной и технической инфраструктурой, совместно используемыми земельными ресурсами [1].

Представления об урбанизации постепенно эволюционировали от апокалиптических к прагматическим. Сегодня преобладают попытки систематизации актуальных проблем больших городов и поиск их решений. Подобные изменения неудивительны и во многом объясняются возрастающей ролью городских агломераций в развитии мировой экономики. Об этом свидетельствуют данные таблицы, составленные на основе материалов Demographia. World Urban Areas & Population Projections. 11th Annual Edition, January, 2015[2]. Из них следует, что по состоянию на начало 2015 года только в 25 крупнейших агломерациях с численностью населения более 12 млн человек, ранжированных в порядке убывания численности населения, проживало около полумиллиарда жителей. Причем 13 из 25 (то есть более 50%) приведенных в таблице агломераций приходится на страны, являющиеся либо членами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), либо имеющие в ШОС статус наблюдателя (или подавшие заявку на его получение) и партнера по диалогу (эти 13 агломераций выделены в таблице жирным курсивом).

Таблица. Крупнейшие городские агломерации мира

Марголин

Тенденция роста городов, крупных – прежде всего, характеризуется также тем, что к 2050 году по прогнозам ООН доля городского населения земли превысит 85% (в 2010 году – 51%). Уже к 2025 году ожидается ускоренный рост таких агломераций, как Мумбаи (27,4 млн человек), Лагос (24,4 млн), Шанхай (23,4 млн), Джакарта (21,2 млн), Карачи (20,6 млн), Пекин (19,4 млн), Дакка (19,0 млн)[3]. С учетом увеличения площади столичной агломерации за счет присоединенных территорий, свое место в этом ряду займет и Москва.

Интересный факт заключается в том, что результаты прогноза увеличения численности населения в существующих городских агломерациях не имеют практически никакой корреляции с фактической плотностью населения. То есть механическая логика – «чем ниже плотность населения в агломерации, тем больше резервов для увеличения численности проживающего в ней населения» – не работает. С одной стороны, это означает, что у динамично развивающихся агломераций существуют естественные пределы экспансии, связанные с невозможностью бесконечного расширения своих границ. С другой стороны, это свидетельствует о наличии новых вызовов, обусловленных необходимостью поиска нетривиальных решений, обеспечивающих достаточно высокое качество компактного проживания людей на ограниченных пространствах.

Характерно, что урбанизация обретает новые формы пространственного развития, вовлекая в сферу городской жизни все новые и новые ареалы, стирая четкие грани между городским и сельским расселением. Показательно, что возрастающее значение в оценках и прогнозах приобретает разделение не на городское и сельское население, а на территории, соответственно находящиеся и не находящиеся в зоне влияния городов. Традиционная дихотомия – сельская местность и город – постепенно исчезает и заменяется концепцией «сельско-городского континуума» (rural-urban continuum), заключающейся во взаимопроникновении мест расселения, мест приложения труда, стиля жизни и ценностных представлений городских и бывших сельских жителей.

Следует отметить, что процесс формирования городских агломераций в странах ШОС набирает обороты. Причем, данный вывод справедлив не только по отношению к тем странам, агломерации которых уже представлены в топ-25 мирового рейтинга, но и к тем странам, агломерации которых в настоящее время не представлены в рейтинге топ-100 [Чиканаев А., 2013]. В качестве подтверждения этого тезиса рассмотрим следующие конкретные примеры:

  • В Республике Казахстан (член ШОС с момента основания в 2001 году)  к городам, развитие которых происходит в соответствии с современными представлениями о городских агломерациях, могут быть отнесены Алматы, Астана, Шымкент, Актобе и Караганда. Как показано в работе[4], становление городских агломераций Казахстана связывается с созданием перспективных долгосрочных полюсов роста на основе инфраструктурно-инновационных эффектов, обусловленных доступом к научной, производственной и культурной информации, приходом крупного бизнеса, возникновением современных форматов торговли, перспективных производств товаров потребительского рынка и сектора услуг, а также вводом новых объектов энергетики, мощных транспортных комплексов, мультимодальных логистических центров и информационных узлов;
  • В Республике Беларусь (имеет статус наблюдателя ШОС с 2010 года) формируется городская агломерация, получившая название Большого Минска с включением в нее и спутников столицы государства [Вертинская Т.С., 2012]. Ожидается, что повышению эффективности процесса создания рассматриваемой агломерации будут способствовать льготные режимы экономической деятельности в городах-спутниках, стимулирующие процессы постепенного перемещения промышленности из столицы и саморазвития территорий на основе активизации предпринимательской инициативы.

Аналогичные примеры постепенного формирования городских агломераций свойственны и другим странам ШОС. В целом, анализ фактической, статистической и аналитической информации по различным странам и городам мира позволяет выделить общие тенденции, которые уже сегодня определяют будущее развитие агломераций в глобальном мире[5][Глазычев В.Л., 2011; Смирнягин Л.В., 2008], (см. также ресурсы в сети Интернет, содержащие соответствующую информацию[6]). Эти тренды можно представить в русле нескольких основных направлений – развитие человеческого потенциала, экономическое, пространственное развитие, городское хозяйство и инфраструктура, безопасность.

  1. Содержательная интерпретация развития человеческого потенциала связана с комплексной оценкой динамики численности населения и его конкурентоспособности, зависящей не только от уровня образования, но и от готовности к восприятию технико-технологических и управленческих инноваций, скорость распространения которых все более точно описывается известным законом Мура.

Так, по данным Европейской комиссии, примерно треть крупнейших городов Европы в последние годы увеличивает, треть теряет и треть сохраняет стабильную численность населения [Glaeser E., 2008].

Теряют население, в основном восточноевропейские столицы (Прага, Будапешт, Бухарест); города, находящиеся в стадии деиндустриализации и структурной трансформации (Ливерпуль, Глазго, Бирмингем, Лейпциг, Дрезден, Турин, Шарлеруа, Льеж, Катовице); «транспортные ворота» (Антверпен, Неаполь, Триест, Абердин). Показательно, что отсутствие роста и даже снижение численности населения городов уже не ассоциируются однозначно с кризисными явлениями: во многих случаях убыль населения сопровождается улучшением социально-экономической ситуации и повышением качества жизни в городе (примеры – Милан, Вена, Берлин). То есть для населения, сохраняющего конкурентоспособные рабочие места с достойным уровнем оплаты, доступ к исторически развитой транспортной и социальной инфраструктуре упрощается.

Несомненные конкурентные преимущества получают города, которые являются удобными для самореализации, для творческого процесса разработки и внедрения новых продуктов, процессов, институтов и структур. Возникает новый важнейший индикатор конкурентоспособности городов – уровень развития «креативного класса» и новый предмет конкуренции между городами – за ключевые места в цепочке освоения и распространения нововведений. Именно в них и наблюдается реальный рост населения (например, Лондон, Эдинбург, Амстердам, Копенгаген).

Городское сообщество становится более сложным и разобщенным, человеческая жизнь более децентрализованной (повышается доля домохозяйств, состоящих из одного человека, растет уровень доходной дифференциации, степень социальной и пространственной сегрегации). Факторы повышения социальной сплоченности городского сообщества, снижения уровня социальной напряженности становятся все более важными в конкуренции городов. Для обеспечения должного уровня социальной интеграции выходцев из наиболее уязвимых групп населения все большее значение приобретает возможность для них занять достойное место на рынке труда. Это предъявляет возрастающий спрос на систему «социальных лифтов» в сфере образования, здравоохранения, иных сферах городской жизни. С формированием глобальных рынков образование и здравоохранение из «классических» градообслуживающих отраслей все более превращаются в важнейшие «экспортные» отрасли, в основу экономики целых городов и регионов, катализатор формирования конкурентоспособных городских агломераций.

  1. Экономическое развитие и управление

Социально-экономическое положение города и его место в иерархии городских поселений все более зависит не от численности населения, а от того набора и качества товаров и услуг, которые он может предложить на рынках различного уровня – от глобального до локального. Сервисные и инфраструктурные возможности определяют лицо города все в большей степени, чем его производственная специализация. В настоящее время на пяти крупнейших рынках труда, расположенных в городских агломерациях Европейского союза, на сектор услуг приходится от 80 до 90% рабочих мест.

Другая тенденция – изменение подходов к городам как центрам административно-управленческой деятельности национальных и транснациональных компаний. В силу развития информационных технологий и логистики последние ориентированы прежде всего на наличие комфортной среды для ведения бизнеса. Именно это, например, стало конкурентным преимуществом новых американских центров корпоративного управления – Остина, Далласа, Денвера. Эти же процессы активно развиваются и в крупнейших агломерациях Китая и Индии.

В структуре землепользования крупных агломераций устойчиво доминируют земли под жилой застройкой и транспортом. Тенденциями последних лет являются:

а) расширение свободы действий хозяйствующих субъектов в сфере земельных отношений, снятие или сокращение ограничений на экономическую деятельность, что в условиях нарастающей неопределенности экономических прогнозов является необходимым условием повышения конкурентоспособности городов;

б) увеличение разнообразия управленческих технологий, включающего повсеместное распространение краудсорсинга и предполагающего широкое вовлечение жителей города и экспертного сообщества в процесс разработки, обсуждения и принятия ключевых управленческих решений;

в) появление в области государственного управления специализации «менеджмент культурного наследия», связанной с формированием компетенций по созданию конкурентоспособных девелоперских и туристических продуктов, разработке и реализации проектов сохранения подлинных памятников культуры и истории, воспроизводству окружающей природной среды, традиций, уникальных историко-ландшафтных комплексов с учетом интересов населения и бизнеса;

г) децентрализация различных функций в пределах агломераций, которые ранее всецело ориентировались на традиционный центр города. По сути, в городах-спутниках и периферийных городах формируются научно-образовательные, культурные, спортивные, инновационные кластеры, гармонично связанные с историческим центром города, но разгружающие его от чрезмерной концентрации различных учреждений.

  1. Пространственное развитие

До конца ХХ века преобладающей тенденцией в городах Европы, и особенно в США, было опережающее развитие пригородных территорий. В первом десятилетии нового века все более проявляется противоположная тенденция: замедление роста пригородного расселения и периферийных районов городов, повышение привлекательности проживания в центрах агломераций и центральных районах городов. «Производственная экспансия» крупных городов сохраняется (новый бизнес дешевле организовывать на «пустых» территориях), однако с наступлением периода экономической рецессии тенденция «сжатия пространства» проявилась более отчетливо.

Как показано в докладе «Развитие городов: лучшие практики и современные тенденции»[7], не менее важным трендом в трансформации городов и создании комфортной городской среды является приоритетное развитие общественных пространств (площади, скверы, прогулочные зоны). Вокруг них образуется «третье место» (third place)[8], символом которого служит городское кафе с беспроводным Интернетом. Оно является одновременно и территорией общения, и зоной отдыха, и местом работы для людей творческих профессий. В экономике, где нарастает доля услуг и креативной индустрии, общественные пространства все чаще используются как места проведения деловых переговоров, места для работы.

Приоритет развития общественных пространств нашел свое отражение и в современном жилищном строительстве. В частности, в Европе в последние годы получила второе рождение идея дома-коммуны, то есть многоквартирного дома, в котором предусмотрено значительное количество общественных помещений с различными функциями (общие рекреационные, спортивно-оздоровительные, хозяйственно-бытовые помещения, помещения для общих праздников, помещения для детей и т. д.).

Развитие жилых районов происходит по модели «перемешивания групп с разными доходами» с учетом задачи содействия общению. Эффективное развитие города также подразумевает многофункциональность застройки и городских районов. Сегодня в составе одного района могут быть и жилье, и офисы, и развлекательные центры, и магазины, и даже промышленные предприятия. Многофункциональная застройка создает новую жилую среду – более разнообразную, интенсивную по коммуникациям.

  1. Городское хозяйство и инфраструктура

К ключевым направлениям поиска новых градостроительных и технологических решений относятся:

  • Необходимость увеличения доли арендного жилья в общем объеме жилого фонда. В настоящее время тенденция увеличения доли жилья в частной собственности, характерная для второй половины XX века, в большинстве развитых стран сменилась на противоположную. Об этом свидетельствует динамичный рост доли арендного жилья во многих мегаполисах (так, в Нью-Йорке эта доля уже превышает 70% жилищного фонда);
  • Передача управления муниципальным (или государственным) фондом социального жилья частным операторам, введение социального жилья в коммерческий оборот (возможность выкупа арендатором или продажа части социального жилищного фонда частным инвесторам);
  • Отказ от застройки социальным жильем вновь осваиваемых пригородных территорий. Сегодня в развитых странах предпочитают использовать небольшие участки в сложившейся городской среде, в том числе и в центральных районах, чтобы социальное жилье соседствовало с коммерческим. Кроме того, все большее распространение получает «точечная» реконструкция под социальное жилье существующей старой застройки;
  • Повышение энергоэффективности зданий и инженерных коммуникаций. Среди наиболее актуальных инструментов, помогающих при создании энергоэффективного города, можно выделить: передовые методы генерации, в том числе тригенерацию – комбинированное производство электричества, тепла и холода. Одновременное применение этих механизмов постепенно будет

приводить к созданию автономных, энергонезависимых городов. В частности, немецкий город Фрайбург должен полностью обеспечивать себя энергией к 2045 году.

Возможно, самые революционные изменения происходят в сфере развития транспортной инфраструктуры городских агломераций, ориентированные на то, чтобы в перспективе горожанин тратил на дорогу не более 30 минут в день. Основная тенденция в этой сфере – ее функционирование в качестве прообраза социального контракта на предоставление транспортных услуг, а не рассмотрение ее как совокупности материальных и технических средств, обеспечивающих перевозки неопределенного круга лиц.

Наиболее эффективным подходом к транспортному планированию города сегодня признается концепция скоординированной мультимодальной транспортной системы[9]: пешеходной и велосипедной (внутри жилых районов), личной автомобильной (при передвижениях в пригородах и между городами), общественной (при передвижениях в центр города).

Одной из важнейших тенденций последних 15–20 лет стало приоритетное развитие общественного транспорта, позволяющее снизить почти «наркотическую» зависимость мегаполисов от переизбытка личных автомобилей, сократить непроизводительные потери времени от стояния в бесконечных пробках и уменьшить вредные выбросы в атмосферу. Характерные акценты связаны с возрождением рельсового общественного транспорта (скоростных трамваев) и появлением системы муниципальной аренды автотранспорта, что по сути является прообразом модели функционирования так называемого «индивидуального общественного транспорта», уже получающей своё распространение не только в промышленно развитых странах, но и в странах ШОС.

Все большую актуальность приобретает и решение экологических проблем городских агломераций. Не будет преувеличением констатировать, что логика, описываемая известной формулой «после нас хоть потоп» и опирающаяся на весьма распространенное заблуждение о практически безграничном ассимиляционном потенциале окружающей природной среды, постепенно уходит в прошлое. На смену ей приходят концепции экополиса, «зеленого города», «города, не загрязняющего окружающую среду» и др. По сути, это единственный путь предотвращения глобального экологического кризиса, проявляющегося, например, в том, что более половины населения планеты вынуждено пить некачественную воду, а количество смертей, обусловленных загрязнением воздуха, составляет примерно семь миллионов человек в год[10].

  1. Безопасность и роль информационно-коммуникационных технологий в развитии города

Безопасность в крупных городах является одним из основных факторов при выборе места жительства. Так, для городов США установлено, что рост уровня преступности на один процентный пункт уменьшает стоимость квадратного метра жилья на 336 долларов. В современном городе люди хотят и должны жить в однородной социальной среде и чувствовать себя защищенными. Эта потребность формируется в условиях сложных и противоречивых взаимодействий с тенденцией социального «перемешивания», целью которого является усиление взаимодействия различных социальных групп, предотвращение экстремальных проявлений сегрегации.

В настоящее время все более актуальными становятся вопросы информационной безопасности, поскольку развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и их использование для решения самого широкого круга проблем современного города в последнее время рассматривается как один из ключевых трендов городского развития. Сегодня можно констатировать наличие пяти важнейших трендов в развитии ИКТ, способных уже в недалеком будущем серьезно изменить облик городов. Это удаленный доступ ко всем видам сервисов и услуг; «умная» городская инфраструктура; внедрение ИКТ-решений для обеспечения общественной и информационной безопасности; «Интернет вещей»; развитие беспроводных коммуникационных технологий[11] [Глазычев В.Л., 2011].

В заключение отметим, что учет рассмотренных современных тенденций формирования городских агломераций в странах ШОС будет способствовать повышению глобальной конкурентоспособности как конкретных агломераций, так и стран, входящих в Шанхайскую организацию сотрудничества, в целом. Основанная на согласовании долгосрочных интересов государства, бизнеса и населения, позитивная динамика развития городских агломераций стран ШОС дает им все шансы для опровержения известной максимы о том, что мегаполис – это современный лабиринт Минотавра.

Литература

Вертинская Т.С. Стратегия и механизм развития городов-спутников города Минска как единой агломерации. // Материалы VIII Международной научно-практической конференции «Регионы России: стратегии и механизмы модернизации, инновационного и технологического развития», Москва, 31 мая –1 июня 2012 года.

Глазычев В.Л. Город без границ. М.: Изд. «Территория будущего», 2011.

Национальный доклад: «Развитие городов: лучшие практики и современные тенденции». М.: «Типография КЕМ», 2011.

Смирнягин Л.В. Агломерация: за и против. // Городской альманах. Вып. 3. М.: Фонд «Институт экономики города», 2008.

Чиканаев А. Актуальные проблемы крупных городов и агломераций. // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы большого города: архитектурная теория и практика», Алматы, 2013

Glaeser E. (2008) Cities, Agglomeration, and Spatial Equilibrium (The Linacre Lectures) – Oxford University Press, USA


[1] Национальный доклад: «Развитие городов: лучшие практики и современные тенденции». Москва, 2011, http://www.raexpert.ru/docbank/dc6/636/3f0/d96e2c02127b957b4b4e503.pdf

[2] Demographia. World Urban Areas & Population Projections. 11th Annual Edition, January, 2015.

http://www.demographia.com/db-worldua.pdf

[3] Национальный доклад: «Развитие городов: лучшие практики и современные тенденции». Москва, 2011 http://www.raexpert.ru/docbank/dc6/636/3f0/d96e2c02127b957b4b4e503.pdf

[4] Demographia. World Urban Areas & Population Projections. 11th Annual Edition, January, 2015.

http://www.demographia.com/db-worldua.pdf

[5] Национальный доклад: «Развитие городов: лучшие практики и современные тенденции». Москва, 2011, http://www.raexpert.ru/docbank/dc6/636/3f0/d96e2c02127b957b4b4e503.pdf

[6] Речь, в частности, идет о таких ресурсах, как www.unesco.org/shs/urban — Центр городских исследований Юнеско; http://www.bestpractices.org/ — База данных по примерам городской политики (лучшая практика); http://www.eura.org/ — Европейская ассоциация городских исследований (EURA); http://www.inta-aivn.org/ — Международная сеть городских исследований; http://www.lboro.ac.uk/gawc/ — Группа и сеть исследования глобализации и мировых городов; http://www.espon.eu/ — Европейская сеть исследования пространственного планирования и др.

[7] Национальный доклад: «Развитие городов: лучшие практики и современные тенденции». Москва, 2011 http://www.raexpert.ru/docbank/dc6/636/3f0/d96e2c02127b957b4b4e503.pdf

[8] «Первое место» –  жилье, «второе» –  работа.

[9] Национальный доклад: «Развитие городов: лучшие практики и современные тенденции». Москва, 2011 http://www.raexpert.ru/docbank/dc6/636/3f0/d96e2c02127b957b4b4e503.pdf

[10] 7 million premature deaths annually linked to air pollution.// World Health Organization, Media centre, 25 March 2014 //   http://www.who.int/mediacentre/news/releases/2014/air-pollution/en/

[11] Национальный доклад: «Развитие городов: лучшие практики и современные тенденции». Москва, 2011 http://www.raexpert.ru/docbank/dc6/636/3f0/d96e2c02127b957b4b4e503.pdf

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *