Марат Жумагулов, Азамат Жолманов, Алмагуль Тусупова. Перспективы развития институтов административной власти

ШОС: новая сила в новом мире

Рекомендуемая ссылка на статью:
Марат Жумагулов, Азамат Жолманов, Алмагуль Тусупова. Перспективы развития институтов административной власти // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2015, №6 (98)
.
Марат Жумагулов, доктор юридических наук, директор Научно-исследовательского института Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан (010000, Казахстан, Астана, ул. Абая, 33A). E-mail: info@apa.kz

Азамат Жолманов, заместитель директора Научно-исследовательского института Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан (010000, Казахстан, Астана, ул. Абая, 33A). E-mail: info@apa.kz

Алмагуль Тусупова, кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права Казахского национального университета им. Аль-Фараби (050040, Казахстан, Алматы, пр. аль-Фараби, 71). E-mail: Almagul.Tusupova@kaznu.kz

Аннотация: В статье рассматриваются этапы модернизации системы государственного управления Республики Казахстан, в частности, вопросы формирования новой инфраструктуры обучения госслужащих, ключевым элементом которой является Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан. Сформулированы принципы новой модели государственной службы Казахстана, проанализирована нормативная правовая база реформы.

Ключевые слова: государственная служба, система государственной службы Республики Казахстан, нормативная база, автоматизации деятельности кадровых служб, ротация кадров.

Становление государственной службы Республики Казахстан тесно связано с процессами трансформации роли государства и системы государственного управления в годы независимости, реализацией стратегии социально-экономического развития, обеспечивающей повышение глобальной конкурентоспособности страны, повышение жизненного уровня большинства населения. На достижение этих целей и приоритетов развития независимой Республики Казахстан была направлена система мер по созданию эффективной системы отбора и продвижения кадров, обеспечения профессионализма и прозрачности деятельности государственного аппарата. Высокий уровень профессиональной квалификации государственных служащих следует рассматривать, как необходимое условие обеспечения конкурентоспособности системы государственного управления и качественного оказания государственных услуг населению.

Принятие Указа Президента Республики Казахстан от 26 декабря 1995 года № 2730 «О государственной службе», имеющего силу закона, стало первым этапом становления системы государственного управления и позволило урегулировать отношения на государственной службе путем установления иерархии должностей, определения правового статуса и установления социальных гарантий государственных служащих. Принципиальное значение имеет и то, что были введены четкие антикоррупционные ограничения для государственного аппарата, что заложило основы борьбы с коррупцией. Вообще, законодательство Республики Казахстан о государственной службе имеет ярко выраженный антикоррупционный характер. Например, на государственную службу не может быть принято лицо, которое привлекалось к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения, либо лицо, отказавшееся принять на себя ограничения, связанные с поступлением на государственную службу и установленные законом.

Принятая в 1997 году Стратегия «Казахстан – 2030» определила в качестве долгосрочного приоритета создание профессионального правительства. Создание в 1998 году уполномоченного органа по делам государственной службы и его территориальных подразделений обеспечило институциональную поддержку проводимых реформ. Закон Республики Казахстан «О государственной службе», принятый в 1999 году, заложивший основы инновационного подхода к формированию профессиональной и эффективной системы государственной службы и единой кадровой политики, регулирует вопросы поступления, прохождения и прекращения государственной службы. Закон «О государственной службе» устанавливает обязательное проведение конкурсного отбора для выявления соответствия кандидата утвержденным квалификационным требованиям к административной государственной должности, который включает  тестирование на знание действующего законодательства о государственной службе, а также проведение конкурсной комиссией государственного органа собеседования с кандидатами.

Концепция государственной службы, утвержденная Президентом Н.А. Назарбаевым в июле 2011 года, формирует новую модель этого института, для реализации которой приняты указы главы государства, постановления правительства Казахстана, принципиальные изменения в законодательство, в том числе в Закон «О государственной службе». Нормативная правовая база создана в соответствии с основополагающими принципами новой модели: подотчетностью обществу, транспарентностью (прозрачностью) и меритократией (признанием личных заслуг и достижений при поступлении и продвижении по службе).

Впервые законодательством введен институт наблюдателей и экспертов при проведении конкурсов по отбору кадров в государственных органах для административной государственной службы корпуса «Б». Процедура тестирования отделена от самого конкурса в госоргане, что позволило сократить его продолжительность в три раза – с 30–40 дней до 10–15 дней. По результатам тестирования гражданам выдается сертификат, который дает право участвовать в конкурсном отборе в течение года.

Новый подход расширил возможности трудоустройства на государственную службу на принципах открытой конкуренции и прозрачности отбора. Для сокращения «командных перемещений» кадров при смене первого руководителя госоргана минимизированы возможности для назначений в порядке перевода.

Впервые законодательством предусмотрено создание служб управления персоналом (кадровые службы), которые организационно самостоятельны от других структурных подразделений. Это позволило создать институциональные условия для их профессионализации; обеспечить комплексное решение кадровых вопросов в рамках одной административно-территориальной единицы и упростить возможность трудоустройства на государственную службу для граждан. В целях автоматизации деятельности была разработана единая для всех кадровых служб государственных органов система «е-қызмет», которая позволит получать в режиме онлайн персональные данные, сведения о квалификации и стаже, данные правоохранительных органов о наличии или допущении госслужащим коррупционных преступлений и др.

Также была введена ежегодная оценка деятельности государственных служащих, которая направлена на определение эффективности и качества их работы. Результаты станут основанием для принятия решений по премированию, поощрению, обучению, карьерному планированию государственных служащих.

Повышается престиж государственной службы. 20 декабря 2013 года Глава государства Н.А. Назарбаев подписал указ, устанавливающий в Казахстане новый профессиональный праздник – 23 июня теперь отмечается «День государственного служащего».

Впервые в Закон «О государственной службе» введена новая глава по соблюдению требований служебной этики и антикоррупционному поведению госслужащих. Указом от 22 марта 2013 года Положение о порядке прохождения государственной службы дополнено нормой, согласно которой «политические государственные служащие, являющиеся руководителями государственных органов, акимами, подают в отставку в случае совершения коррупционных преступлений подчиненными государственными служащими, занимающими руководящие должности, назначенными ими, в отношении которых имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда». [1]

1 октября 2014 года указом главы государства утвержден обновленный Кодекс чести государственных служащих. Указ обязывает центральные и местные исполнительные органы утвердить ведомственные правила служебной этики, которые будут определять правила поведения госслужащих в зависимости от специфики работы государственного органа.

Новые подходы к обучению государственных служащих и обеспечение ее системности отражены в Указе президента Республики Казахстан от 27 августа 2013 года «Об утверждении Правил подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих Республики Казахстан». В настоящее время обучение государственных служащих осуществляется в Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан. Ежегодно в среднем одна треть государственных служащих проходит обучение на курсах переподготовки и повышения квалификации, благодаря чему в течение трехлетнего цикла практически весь государственный аппарат проходит необходимое обучение. В Институте дополнительного образования осуществляется переподготовка государственных служащих, впервые поступивших на государственную службу корпусов «А» и «Б» и назначенных впервые на руководящую работу корпуса «Б», и повышение квалификации политических и административных государственных служащих.

Беспрецедентным шагом в профессионализации государственной службы стало решение главы государства о сокращении численности политических государственных должностей в восемь раз. Создан и функционирует корпус «А» административной государственной службы. Тестирование, которое проходили соискатели на должности корпуса «А», стало важным этапом отсева кандидатов, недостаточно знающих законы, и способствовало пониманию необходимости постоянного профессионального развития, для которого предусмотрены оценка эффективности деятельности управленцев, специальные курсы обучения и институт карьерного планирования, включая ротацию.

Как видим, действующее законодательство заложило основы казахстанской модели государственной службы, основанной на принципах меритократии. Процессы реформ в Казахстане соответствуют основным направлениям трансформации – становлению рыночной системы и созданию демократического порядка.

Как показывает опыт развитых стран, процесс реформирования системы государственного управления и госслужбы занимает не один десяток лет. Позитивный результат в такой сложной сфере может быть достигнут при наличии ряда фундаментальных предпосылок. Несомненно, одной из них является последовательность и поэтапность в проведении реформ, необходимости тщательного изучения и учета всех возможных последствий. Успех заключается в обеспечении соответствия предпринимаемых шагов стратегическим приоритетам развития страны и наличие политической воли руководства на проведение реформ. Казахстан имеет в этом преимущество перед многими странами, так как создание профессионального правительства, реформирование государственной службы, борьба с коррупцией, осуществляются под контролем и при непосредственной поддержке президента страны.

Выступая на XVI съезде партии «Нур Отан» в марте 2015 года, глава государства выдвинул пять институциональных реформ в целях укрепления государственности для вхождения в число наиболее конкурентоспособных стран мира.[2] В рамках их реализации были разработаны изменения и дополнения в текущее законодательство о государственной службе. Так, порядок поступления и прохождения госслужбы будет регламентироваться на принципе карьерности, компетентностного и конкурсного подходов.[3] Подходы к конкурсному отбору на государственную службу будут принципиально изменены. Он будет состоять из трех этапов:

– тестирование на знание законодательства, а также на определение компетенций;

– интервью в уполномоченном органе по делам государственной службы и противодействию коррупции для оценки приверженности кандидатов ценностям государственной службы (ориентированность на качество и результат работы, этичность и нетерпимость к коррупции);

– собеседование непосредственно в государственном органе для оценки профильных знаний и умений кандидатов.

Для прошедших отбор на государственную службу будет устанавливаться испытательный срок от трех до шести месяцев, при этом за ними будут закрепляться наставники. В случае, если государственный служащий не подтвердит свои знания и навыки, он подлежит увольнению по согласованию с уполномоченным органом. Карьерное продвижение государственных служащих также будет осуществляться только на конкурсной основе. Конкурс будет проводиться внутри самого государственного органа из числа его сотрудников, в случае отсутствия подходящих кандидатов, отбор будет проходить среди всех государственных служащих.

Большое внимание уделяется внедрению института ротации руководящих должностей государственных служащих корпуса «Б». Предполагается, что ротация будет осуществляться как по горизонтали, так и по вертикали. Это позволит расширить профессиональные компетенции госслужащего, укрепит взаимодействие между структурными подразделениями госоргана, а также будет служить одним из механизмов профилактики коррупционных рисков.

Введение принципа компетентностного и конкурсного подходов при поступлении на службу обеспечит качественный отбор кандидатов на вакантные должности, практическую ориентированность их профессионального развития и укрепление меритократии на государственной службе.

Будут пересмотрены методики оплаты труда на основе факторно-балльной системы. Заработная плата будет вычисляться на основе сложности работы, уровня ответственности и вклада в достижение стратегических целей государственного органа.

Разграничиваются полномочия между политическими служащими и ответственными секретарями, руководителями аппаратов. Это снизит политическое влияние на административную государственную службу, усилит ее автономность, обеспечит преемственность и стабильность кадрового аппарата.

Важно, чтобы граждане Республики Казахстан были уверены, что государственная служба привержена демократическим ценностям, что законодательство соблюдает интересы общества и налогоплательщиков, что государственный служащий действительно служит обществу в целом и каждому гражданину в отдельности.


[1] http://bnews.kz/ru/conferences/view/263/

[2] http://www.zakon.kz/4696282-n.-nazarbaev-vydvinul-pjat.html

[3] http://www.zakon.kz/4742981-v-kazakhstane-na-gossluzhbu-smogut.html

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *