Ольга Журавлева, Ирина Щетинина. Развитие сельскохозяйственной кооперации в Липецкой области

Ритм экономики

Рекомендуемая ссылка на статью:
Ольга Журавлева, Ирина Щетинина. Развитие сельскохозяйственной кооперации в Липецкой области // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2015, №4 (96)
.
Ольга Журавлева, кандидат технических наук, доцент кафедры государственной, муниципальной службы и менеджмента Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Липецкий филиал (398050, Россия, Липецк, ул. Интернациональная, 3). E-mail: gmy.lforags@mail.ru
Ирина Щетинина, кандидат технических наук, доцент кафедры государственной, муниципальной службы и менеджмента Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Липецкий филиал (398050, Россия, Липецк, ул. Интернациональная, 3). E-mail: shetinina62@mail.ru
Аннотация: в статье рассмотрены особенности развития сельскохозяйственной кооперации в Липецкой области. С целью совершенствования деятельности региональных органов власти предложены инструменты по развитию финансово-экономической поддержки сельскохозяйственной кооперации, которые будут способствовать созданию широкой, многоуровневой и устойчивой сети кооперативов в сельской местности. Кроме того, в перспективе система сельской кредитной потребительской кооперации должна стать равноправным участником на финансовом рынке.
Ключевые слова: фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства, перерабатывающие кооперативы, снабженческо-сбытовые кооперативы, кооперативная система сбыта сельскохозяйственной продукции.

С целью устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации необходимо сформировать новую социально-ориентированную модель, которая предусматривала бы широкое использование коллективных форм хозяйственности и демократизацию отношений собственности на селе. В настоящее время наиболее распространены кооперативы, которые позволяют объединять в статусе работника как трудящегося, так и собственника, избегая эксплуатацию со стороны частного капитала.

Развитие кооперации способствует повышению эффективности производства, вовлечению в экономический оборот высвободившейся в процессе совершенствования производства рабочей силы и сохранению социальной стабильности в обществе.

В соответствии с данными Росстата на 1 апреля 2014 года, кооперативная сеть Липецкой области включает 22 производственных (18 зарегистрировано в сфере сельского хозяйства, 2 – в промышленности, по одному – в строительстве и на транспорте) и 363 потребительских кооператива, из которых 177 – сельскохозяйственные (перерабатывающие, снабженческо-сбытовые, кредитные), 104 – гаражные, 29 – кредитные кооперативы граждан, 13 – жилищно-строительные, 17 – потребительские общества системы Облпотребсоюза и другие[1]. В последние годы количество кооперативов в Липецкой области неуклонно растёт (рисунок 1).

Рисунок 1. Рост численности кооперативов в Липецкой области.

Журавлева_1

За последние 10 лет в регионе среднегодовая численность занятого населения в сельскохозяйственных предприятиях области сократилась на 40%, в промышленности – на 30%. Численность населения, не занятого в экономике Липецкой области, составляет 12,6%. Сложившаяся экономическая ситуация позволила вывести личные подсобные хозяйства региона на особое место. Если раньше доходы от их ведения рассматривались как вспомогательный источник, наполняющий потребительскую продовольственную корзину жителей, то сейчас для многих жителей они являются основным или единственным источником прямых денежных поступлений.

Сегодня малые формы хозяйствования становятся полноправными участниками экономики Липецкой области, обеспечивают самозанятость сельского населения. На них приходится треть валового производства продукции сельского хозяйства, доля занятых – более 50% от общей численности занятых в сельскохозяйственном производстве (34,3 тыс. человек).

В Липецкой области насчитывается более 185 тыс. личных подсобных хозяйств, зарегистрировано 1404 крестьянских фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей, занимающихся сельским хозяйством

Малыми формами хозяйствования в 2013 году произведено 146 тыс. тонн овощей (93% от общего объема производства), 615 тыс. тонн картофеля (85%), зерна – 260 тыс. тонн (14%), подсолнечника – 35 тыс. тонн (16%), сахарной свеклы – 544 тыс. тонн (14%). Доля личных подсобных и фермерских хозяйств в производстве продукции растениеводства в области с 2000 года выросла в среднем на 5%. Вместе с тем доля хозяйств, вовлеченных в экономический оборот, остается невысокой (16% заняты товарным производством)[2].

Несмотря на достаточно высокие показатели, темпы роста участия малых форм хозяйствования в производстве сельскохозяйственной продукции могли быть выше. Сказывается отсутствие механизма обслуживания сельхозтоваропроизводителей малого и среднего агробизнеса, который остро нуждается в развитии системы сбыта, снабжения, финансирования и обслуживания.

Сельскохозяйственная потребительская кооперация заключает в себе большие потенциальные возможности роста темпов производства, экономического и социального развития села, являясь связующим звеном между различными сферами агропромышленного комплекса. Именно поэтому в последние годы идёт увеличение количества мелких хозяйств среди членов сельскохозяйственной кооперации. Динамика роста численности членов сельхозкооперативов видна на рисунке 2.

Рисунок 2. Рост численности членов сельскохозяйственных кооперативов в Липецкой области

Журавлева_2

За прошедшие четыре года количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов выросло в шесть раз и на 1 января 2014 года составило 364 единицы, включая 38 перерабатывающих и 126 снабженческо-сбытовых. За 2012 год сельскохозяйственными потребительскими кооперативами закуплено сельскохозяйственной продукции на сумму 3,9 млрд руб. (в 2,6 раза больше 2011 года), произведено пищевой продукции на сумму более 2 млрд руб. (в пять раз больше), предоставлено займов на сумму 39,5 млн руб[3].

В крестьянских (фермерских) хозяйствах и индивидуальными предпринимателями содержится третья часть поголовья крупного рогатого скота (в том числе коров) от областного показателя, 11% поголовья свиней и 89% овец и коз.

С 2010 года в регионе начинает развиваться сельскохозяйственная кооперация по закупке, хранению и переработке продукции животноводства. Вместе с тем развивается и кооперация по закупке и переработке мяса. За 2012 год в малых формах хозяйствования закуплено 874 тыс. тонн мяса, 55% которого направлено в собственную переработку.

За три последних года доля кооперативов в закупках молока у населения выросла с 11% до 48%, что позволило снизить темпы уменьшения численности поголовья коров в личных подсобных хозяйствах. Производство молока в Центральном федеральном округе в 2014 году, по сравнению с 2013 годом, сократилось на 98 тонн в сутки, в процентном выражении – это минус 1,1% сырого молока. Основным фактором снижения объемов производства является сокращение поголовья коров в регионе на 58,5 тыс. (-7,2%), при этом с 2012 года поголовье уменьшилось на 114,5 тыс. Такая тенденция говорит о намечающемся дефиците сырого молока в регионе. Одной из причин уменьшения поголовья крупного рогатого скота является убыточность производства сырого молока мелкими подсобными хозяйствами. В связи с этим целесообразно объединение мелких подсобных хозяйств в кооперативы с целью консолидации объёмов молока и создания собственных перерабатывающих мощностей, а также налаживания сбытовых каналов конечной продукции[4]. Рассмотрим проект создания сельскохозяйственного перерабатывающего снабженческо-сбытового кооператива в молочной отрасли.

Снабженческие кооперативы образуются в целях закупки и продажи средств производства, удобрений, кормов, нефтепродуктов, оборудования, запасных частей, химикатов, а также любых других товаров, необходимых для производства сельскохозяйственной продукции; тестирования и контроля качества закупаемой продукции; поставки семян, молодняка скота и птицы; производства сырья и материалов и поставки их своим членам; закупки и поставки необходимых им потребительских товаров.

Сбытовые кооперативы осуществляют сбор и продажу продукции у своих членов, а также ее хранение, сортировку, сушку, мойку, расфасовку, упаковку и транспортировку, заключают сделки, проводят изучение рынка сбыта, организуют рекламу указанной продукции и другое.

Функции кооператива должны заключаться в сборе сырого молока с хозяйств своих членов, переработке на кооперативном заводе и реализации переработанной продукции, что позволит уменьшить затраты на логистику и увеличить рентабельность производства. Экономия, полученная на централизованной переработке и реализации молока, позволит членам кооператива вкладывать дополнительные средства в развитие своих хозяйств.

Схема движения молока и финансовых средств, представленная на рисунке 3, позволит организовать работу кооператива максимально удобно и эффективно для своих членов, позволит контролировать качество производимого молока и оперативно реагировать на его изменение, а также сделает всю финансовую деятельность максимально прозрачной и понятной как для непосредственных участников кооператива, так и для контролирующих и обслуживающих органов.

Рисунок 3. Схема реализации механизма распределения молока и финансовых средств кооператива

 

Журавлева_3

Наиболее важным моментом на этапе создания кооператива является организация и создание перерабатывающих мощностей. Для строительства подобного завода потребуются заёмные денежные средства. Появляется необходимость в поддержке со стороны государственных и муниципальных властей в виде субсидирования при строительстве завода, а также в виде предоставления площадей для размещения данного завода и лоббировании в предоставлении заёмных средств в банках или других организациях, способных предоставить необходимые средства.

Создание при поддержке органов власти различного уровня сельскохозяйственного перерабатывающего снабженческо-сбытового кооператива в молочной отрасли позволит повысить качество производимого молока, увеличит рентабельность мелких подсобных хозяйств, что спровоцирует развитие данного направления как за счёт внутренних ресурсов, так и за счёт привлечения всё большего количества членов кооператива среди сельскохозяйственных предприятий. Также у сельхозпредприятий появится возможность перевести основные акценты на другие направления за счёт того, что многие функции по реализации и контролю за качеством возьмут на себя работники команды кооператива.

Задача стимулирования развития и роста эффективности субъектов малого предпринимательства в сельской местности, а также личных подсобных хозяйств не может быть выполнена без решения проблем продвижения создаваемой ими продукции на региональные и межрегиональные рынки, а также материально-технического обеспечения сельскохозяйственного производства, что, в свою очередь, вызывает потребность в создании и развитии системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, осуществляющих перерабатывающие, снабженческо-сбытовые и обслуживающие функции.

Деятельность региональных органов власти на данном этапе их взаимодействия с сельскохозяйственной кооперацией требует улучшения по нескольким важным направлениям, которые не затронуты в действующих программах:

  • создание наиболее благоприятных нормативно-правовых, социально-экономических условий для организации и развития сельской кооперации на региональном и муниципальном уровнях;
  • качественное и количественное увеличение числа сельских кооперативов по разным направлениям деятельности и повышение доли работающих кооперативов;
  • значительное увеличение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей за счёт их активного участия в кооперативной деятельности;
  • создание и развитие самостоятельной кооперативной системы сбыта сельскохозяйственной продукции, способной конкурировать с крупными торговыми сетями.

Целесообразно рассмотреть следующие инструменты в части развития финансово-экономической поддержки сельскохозяйственной кооперации:

  • выделение бюджетных субвенций на формирование стартового капитала кооперативов;
  • возмещение части расходов (в виде грантов и/или субсидий) на уплату процентов по долгосрочным инвестиционным кредитам и займам, привлечённым организациями кооперации с целью развития современной материально-технической базы для хранения, транспортировки, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки;
  • возмещение сельскохозяйственным кооперативам и организациям потребительской кооперации части расходов на уплату первоначального взноса по договорам лизинга оборудования, транспорта, сельскохозяйственной и специализированной техники, скота и иных производственных фондов в размере не более 35% от стоимости объектов лизинга;
  • создание гарантийных фондов и грантовых фондов поддержки кооперации в рамках региональных и межрегиональных программ развития с участием местных бюджетов и органов местного самоуправления;
  • предоставление налоговых льгот при осуществлении инвестиций в сельскохозяйственные кооперативы, в том числе в виде взносов в их паевой фонд, и получаемых по ним доходов (кооперативных выплат и дивидендов), с предоставлением инвесторам прав залогодержателя в отношении созданного за счет их средств имущества;
  • участие банков или иных инвесторов в деятельности сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов в статусе ассоциированных членов;
  • создание механизмов стимулирования объединения сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельских жителей в кооперативы, а сельскохозяйственных кооперативов в общую многоуровневую систему кооперации;
  • передача в собственность или в долгосрочную аренду с правом выкупа земельных участков для производственных нужд.

Также важным направлением поддержки сельскохозяйственных кооперативов на местном уровне являются необходимые для их развития качественные консультации от регионального ревизионного союза и управления сельского хозяйства области. Ревизионные союзы оказывают кооперативам услуги по восстановлению и сопровождению бухгалтерского и управленческого учёта, подготовке и сдаче отчётности, ведению реестра членов кооператива, представительству интересов кооператива в судах, договорной и претензионно-исковой работе, оформлению заявок на получение средств государственной поддержки, а также по иным направлениям деятельности кооперативов. При этом на региональном уровне в Липецкой области качество услуг, предоставляемых ревизионным союзом, находится на критическом низком уровне, по сути, его функционирование является формальностью.

Целесообразно создание в структуре управления сельского хозяйства Липецкой области департамента по развитию сельскохозяйственной кооперации и сельских потребительских обществ. На уровне органов государственного управления Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации должна быть предусмотрена должность заместителя руководителя, курирующего направление кооперативного строительства в сельской местности. В рамках системы государственного управления необходимо организовать регулярный сбор, обобщение и публикацию отчётности о мерах по поддержке кооперации и взаимодействию с созданными кооперативами.

Для развития информационно-консультационного обслуживания кооперации также необходимо:

  • систематически обобщать и издавать методическую литературу о деятельности сельскохозяйственных кооперативов;
  • оказывать помощь членам кооперативов в процессе принятия решений и управления делами кооперативов.

Пропаганда сельскохозяйственной кооперации должна стать неотъемлемой частью социальной рекламы, формируемой региональными органами власти во всех доступных формах. Такая реклама призвана проинформировать население о возможностях и преимуществах кооперирования, предоставить информацию о структурах по поддержке кооперативов, создать позитивный имидж сельских кооперативных организаций.

Для вовлечения в кооперацию сельской части населения необходимо реализовать следующие меры:

  • расширение кооперативной системы сбыта и торговли сельскохозяйственной продукции, способной конкурировать с крупными торговыми сетями по розничных ценам, что позволит повысить социальную защиту малоимущих слоев населения, концентрирующихся в сельской местности, в том числе в виде предоставления сельскохозяйственным кооперативам всех видов грантов и субсидий на развитие современной материально-технической базы, в том числе мощностей по хранению, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, приобретение специализированного автотранспорта;
  • создание на базе кооперативных отраслевых объединений систем производства и реализации экологически чистых натуральных сельскохозяйственных продуктов питания, обеспечивающих сохранение здоровья населения страны.

Для эффективной реализации вышеперечисленных предложений целесообразно использовать программный подход, предполагающий участие региональных органов власти совместно с государственными органами, кооперативными организациями и объединениями.


[1] Постановление администрации Липецкой области от 17 июня 2013 года № 284 «О внесении изменений в постановление администрации Липецкой области от 15 марта 2013 года № 130 «Об утверждении областной целевой программы «Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в сфере переработки и сбыта продукции отрасли животноводства в Липецкой области на 2013-2015 годы».

[2] Постановление администрации Липецкой области от 15 марта 2013 года № 131 «Об утверждении областной целевой программы «Развитие сельскохозяйственной кооперации в отрасли растениеводства и создание оптово-распределительных (логистических) центров в Липецкой области на 2013–2015 годы».

[3] Постановление администрации Липецкой области от 17 июня 2013 года № 284 «О внесении изменений в постановление администрации Липецкой области» от 15 марта 2013 года № 130 «Об утверждении областной целевой программы «Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в сфере переработки и сбыта продукции отрасли животноводства в Липецкой области на 2013-2015 годы».

[4]Методика создания региональных и муниципальных программ развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов // http://fsspk.ru/wp-content/uploads/2014/03/metodika_sozdaniya_programm_razvitiya_spk1.pdf

One Comment

  1. Написано конечно хорошо,но ведь это не работает! Если Вы не согласны,подскажите пожалуйста где можно увидеть реестр сельхозкооперативов липецкой области с адресами кооперативов по населенным пунктам и перечнем производимой продукции и где эту продукцию можно приобрести. Возможно есть небольшое количество кооперативов,но основная масса на бумаге для очередной галочки. Нет такого механизма по объединению селян и централизованной доставки и продажи сельхоз продукции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *