Владимир Сторчак, Алёна Попова. Социальное служение РПЦ в Центральном федеральном округе России

Церковь. Религия. Вера

Рекомендуемая ссылка на статью:
Владимир Сторчак, Алёна Попова. Социальное служение РПЦ в Центральном федеральном округе России // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2015, №5 (97)
.
Владимир Сторчак, доктор философских наук, профессор кафедры государственно-конфессиональных отношений Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (119571, Москва, проспект Вернадского, 82/1). E-mail: v.storchak@yandex.ru

Алёна Попова, бакалавр факультета государственного и муниципального управления Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (119571,  Москва, проспект Вернадского, 82/1). E-mail: alena3610@gmail.com

Аннотация: В статье рассмотрены различные механизмы реализации социального служения Русской православной церкви в Центральном федеральном округе, активно используемые религиозным объединением в социальной защите населения Российской Федерации. Особое внимание было уделено основным направлениям социального служения церкви в Белгородской и Брянской областях, в числе которых выделяются следующие: работа с заключенными в пеницитарных учреждениях; помощь престарелым и инвалидам; программа по созданию рабочих мест; оказание консультативной и материальной помощи беженцам и вынужденным переселенцам; распределение гуманитарной помощи среди нуждающихся; программы по лечению и профилактике наркомании и алкоголизма. Предлагаются практические шаги по совершенствованию государственно-конфессиональных отношений в области социальной политики.

Ключевые слова: социальное служение, социальная политика, государственно-конфессиональные отношения, религиозные объединения, Центральный федеральный округ.

Важной чертой социальной жизни российского общества в постперестроечное время стал рост престижа религиозных объединений. Всё большую роль играет их статус в обществе в таких вопросах, как образование, помощь малообеспеченным и неимущим, работа с трудными подростками и детьми, которые остались без попечения родителей, а также c людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию. Социальное служение, как вид деятельности Русской православной церкви (РПЦ), не претендует на замену реализуемой государством социальной защиты населения. Однако оно способно в той или иной мере смягчить остроту социальных проблем, выступив партнером государства в решении социальных вопросов.

В последнее время социальная деятельность Русской православной церкви имеет широкий спектр направлений. Руководит этой деятельностью специальный «Отдел по церковной благотворительности и социальному служению» Московского патриархата. Работа проводится через группы волонтёров в религиозных общинах, медицинских учреждениях, обществах инвалидов, детских домах и центрах, в пенитенциарных учреждениях. Вместе с приходами и монастырями благотворительную работу ведут различные православные братства и сестричества. Для взаимодействия РПЦ с государством и обществом был создан Общественный совет, в состав которого вошли руководители научных центров, известные политические и культурные деятели.

Социальное служение – это синтез различных видов деятельности церкви, основанной на христианском отношении любви к ближнему и выражающийся во влиянии на социальное самочувствие, социальную стабильность общества, его духовно-нравственную атмосферу [Перцева, 2007. С. 238]. Нет сомнения, что полностью искоренить социальные проблемы общества не под силу ни церкви, ни государству, но самостоятельное проведение соответствующих мероприятий или, что эффективнее, партнёрское осуществление комплекса необходимых мер способны смягчить остроту вопроса, на что обращают внимание сегодняшние специалисты по государственно-конфессиональным отношениям в России [Антонова, 2012. С. 133–136]. Такая социально необходимая работа не несёт формальный характер, а находит выражение в конкретном деле милосердия и благотворительности.

Исследования показывают, что основными видами социального служения РПЦ являются:

  • работа с заключенными в пенитенциарных учреждениях;
  • помощь престарелым и инвалидам;
  • программа по созданию рабочих мест;
  • оказание консультативной и материальной помощи беженцам и вынужденным переселенцам;
  • распределение гуманитарной помощи среди нуждающихся;
  • оказание помощи жертвам стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций и пострадавшим на Чернобыльской АЭС;
  • программы по лечению и профилактике наркомании и алкоголизма;
  • медицинские и детские программы по созданию приютов, детских домов, реабилитации детей-инвалидов, а также работа с трудными подростками и прочее [Милосердие, 1998; Моисеева, 2006. С. 103–107; Социальное служение…, 2006. С. 13–22].

Благотворительная деятельность религиозных объединений РПЦ показывает, что ими проводится большая работа. Основные направления социального служения церкви отображены в их программном документе – Основы социальной концепции Русской православной церкви [Основы…, 2001], что говорит о доктринальном подходе к вопросам социальной деятельности самого крупного религиозного объединения в России.

В྇ с྇о྇в྇р྇е྇м྇е྇н྇н྇о྇м྇ с྇о྇ц྇и྇а྇л྇ь྇н྇о྇м྇ с྇л྇у྇ж྇е྇н྇ии྇྇ р྇а྇з྇л྇и྇ч྇н྇ы྇х྇ р྇е྇л྇и྇г྇и྇о྇з྇н྇ы྇х྇ о྇б྇ъ྇е྇д྇и྇н྇е྇н྇и྇й྇ в྇а྇ж྇н྇о྇ в྇ы྇д྇е྇л྇и྇т྇ь྇ н྇а྇и྇б྇о྇л྇е྇е྇ э྇ф྇ф྇е྇к྇т྇и྇в྇н྇ы྇е྇ ф྇о྇р྇м྇ы྇ и྇ н྇а྇п྇р྇а྇в྇л྇е྇н྇и྇я྇ п྇р྇а྇к྇т྇и྇к྇и྇ б྇л྇а྇г྇о྇т྇в྇о྇р྇и྇т྇е྇л྇ь྇н྇о྇й྇ д྇е྇я྇т྇е྇л྇ь྇н྇о྇с྇т྇и྇. Н྇а྇п྇р྇и྇м྇е྇р྇, п྇р྇а྇в྇о྇с྇л྇а྇в྇н྇ы྇е྇ о྇б྇щ྇е྇с྇т྇в྇а྇ в྇ п྇о྇с྇л྇е྇д྇н྇е྇е྇ в྇р྇е྇м྇я྇ з྇н྇а྇ч྇и྇т྇е྇л྇ь྇н྇о྇ а྇к྇т྇и྇в྇и྇з྇и྇р྇о྇в྇а྇л྇и྇ р྇а྇б྇о྇т྇у྇ в྇ о྇б྇л྇а྇с྇т྇и྇ з྇д྇р྇а྇в྇о྇о྇х྇р྇а྇н྇е྇н྇и྇я྇, о྇к྇а྇з྇а྇н྇и྇я྇ п྇о྇м྇о྇щ྇и྇ н྇а྇р྇к྇о྇м྇а྇н྇а྇м྇, а྇л྇к྇о྇г྇о྇л྇и྇к྇а྇м྇, з྇а྇к྇л྇ю྇ч྇е྇н྇н྇ы྇м྇; п྇р྇о྇т྇е྇с྇т྇а྇н྇т྇с྇к྇и྇м྇и྇ о྇р྇г྇а྇н྇и྇з྇а྇ц྇и྇я྇м྇и྇ н྇а྇к྇о྇п྇л྇е྇н྇ и྇н྇т྇е྇р྇е྇с྇н྇ы྇й྇ о྇п྇ы྇т྇ р྇а྇б྇о྇т྇ы྇ с྇ д྇е྇т྇ь྇м྇и྇ и྇з྇ н྇е྇б྇л྇а྇г྇о྇п྇о྇л྇у྇ч྇н྇ы྇х྇ с྇е྇м྇е྇й྇, д྇е྇т྇с྇к྇и྇х྇ д྇о྇м྇о྇в྇ и྇ и྇н྇т྇е྇р྇н྇а྇т྇о྇в྇. В྇с྇е྇ к྇о྇н྇ф྇е྇с྇с྇и྇и྇ у྇д྇е྇л྇я྇ю྇т྇ б྇о྇л྇ь྇ш྇о྇е྇ в྇н྇и྇м྇а྇н྇и྇е྇ о྇р྇г྇а྇н྇и྇з྇а྇ц྇и྇и྇ п྇о྇м྇о྇щ྇и྇ и྇н྇в྇а྇л྇и྇д྇а྇м྇, п྇р྇е྇с྇т྇а྇р྇е྇л྇ы྇м྇, б྇е྇з྇р྇а྇б྇о྇т྇н྇ы྇м྇. В྇ ц྇е྇н྇т྇р྇е྇ в྇н྇и྇м྇а྇н྇и྇я྇ х྇р྇и྇с྇т྇и྇а྇н྇с྇к྇и྇х྇ и྇ и྇с྇л྇а྇м྇с྇к྇и྇х྇ о྇р྇г྇а྇н྇и྇з྇а྇ц྇и྇й྇ н྇а྇х྇о྇д྇и྇т྇с྇я྇ н྇а྇л྇а྇ж྇и྇в྇а྇н྇и྇е྇ с྇о྇д྇е྇й྇с྇т྇в྇и྇я྇ ж྇е྇р྇т྇в྇а྇м྇ м྇е྇ж྇э྇т྇н྇и྇ч྇е྇с྇к྇и྇х྇ к྇о྇н྇ф྇л྇и྇к྇т྇о྇в –྇ б྇е྇ж྇е྇н྇ц྇а྇м྇ и྇ п྇е྇р྇е྇м྇е྇щ྇е྇н྇н྇ы྇м྇ л྇и྇ц྇а྇м྇, и྇с྇п྇о྇л྇ь྇з྇о྇в྇а྇н྇и྇е྇ р྇а྇з྇л྇и྇ч྇н྇ы྇х྇ с྇р྇е྇д྇с྇т྇в྇ д྇л྇я྇ у྇л྇а྇ж྇и྇в྇а྇н྇и྇я྇ м྇е྇ж྇н྇а྇ц྇и྇о྇н྇а྇л྇ь྇н྇ы྇х྇ п྇р྇о྇т྇и྇в྇о྇р྇е྇ч྇и྇й྇ и྇ т྇.п྇. [Решетников, 2006].

О྇с྇н྇о྇в྇н྇ы྇е྇ п྇р྇и྇н྇ц྇и྇п྇ы྇ с྇о྇ц྇и྇а྇л྇ь྇н྇о྇г྇о྇ с྇л྇у྇ж྇е྇н྇и྇я྇ в྇о྇ м྇н྇о྇г྇о྇м྇ и྇с྇х྇о྇д྇я྇т྇ и྇з྇ с྇о྇ц྇и྇а྇л྇ь྇н྇ы྇х྇ к྇о྇н྇ц྇е྇п྇ц྇и྇й྇ р྇е྇л྇и྇г྇и྇о྇з྇н྇ы྇х྇ о྇б྇ъ྇е྇д྇и྇н྇е྇н྇и྇й྇. С྇т྇р྇у྇к྇т྇у྇р྇а྇ с྇о྇ц྇и྇а྇л྇ь྇н྇ы྇х྇ к྇о྇н྇ц྇е྇п྇ц྇и྇й྇ х྇р྇и྇с྇т྇и྇а྇н྇с྇к྇и྇х྇ к྇о྇н྇ф྇е྇с྇с྇и྇й྇ н྇е྇ и྇д྇е྇н྇т྇и྇ч྇н྇а྇. П྇о྇-р྇а྇з྇н྇о྇м྇у྇ п྇р྇е྇д྇с྇т྇а྇в྇л྇е྇н྇а྇ и྇ п྇р྇о྇г྇р྇а྇м྇м྇а྇ с྇о྇ц྇и྇а྇л྇ь྇н྇о྇г྇о྇ с྇л྇у྇ж྇е྇н྇и྇я྇ в྇ з྇а྇в྇и྇с྇и྇м྇о྇с྇т྇и྇ о྇т྇ д྇и྇а྇п྇а྇з྇о྇н྇а྇ р྇а྇с྇с྇м྇а྇т྇р྇и྇в྇а྇е྇м྇ы྇х྇ п྇р྇о྇б྇л྇е྇м྇ и྇ п྇е྇р྇с྇п྇е྇к྇т྇и྇в྇ и྇х྇ р྇е྇ш྇е྇н྇и྇я྇. П྇р྇и྇ э྇т྇о྇м྇ в྇ н྇и྇х྇ в྇ р྇а྇з྇л྇и྇ч྇н྇о྇й྇ п྇о྇с྇л྇е྇д྇о྇в྇а྇т྇е྇л྇ь྇н྇о྇с྇т྇и྇ р྇а྇с྇с྇м྇а྇т྇р྇и྇в྇а྇ю྇т྇с྇я྇ п྇р྇о྇б྇л྇е྇м྇ы྇, п྇р྇е྇д྇с྇т྇а྇в྇л྇я྇ю྇щ྇и྇е྇ о྇б྇щ྇и྇й྇ и྇н྇т྇е྇р྇е྇с྇: о྇п྇р྇е྇д྇е྇л྇е྇н྇и྇е྇ о྇с྇н྇о྇в྇н྇ы྇х྇ б྇о྇г྇о྇с྇л྇о྇в྇с྇к྇и྇х྇ п྇о྇л྇о྇ж྇е྇н྇и྇й྇; в྇з྇а྇и྇м྇о྇д྇е྇й྇с྇т྇в྇и྇е྇ ц྇е྇р྇к྇в྇и྇ и྇ н྇а྇ц྇и྇и྇, ц྇е྇р྇к྇в྇и྇ и྇ г྇о྇с྇у྇д྇а྇р྇с྇т྇в྇а྇, р྇е྇л྇и྇г྇и྇о྇з྇н྇о྇й྇ э྇т྇и྇к྇и྇ и྇ с྇в྇е྇т྇с྇к྇о྇г྇о྇ п྇р྇а྇в྇а྇, ц྇е྇р྇к྇в྇и྇ и྇ п྇о྇л྇и྇т྇и྇к྇и྇; в྇з྇а྇и྇м྇о྇с྇в྇я྇з྇ь྇ п྇р྇е྇с྇т྇у྇п྇л྇е྇н྇и྇я྇ и྇ н྇а྇к྇а྇з྇а྇н྇и྇я྇, з྇д྇о྇р྇о྇в྇ь྇я྇ л྇и྇ч྇н྇о྇с྇т྇и྇ и྇ н྇а྇р྇о྇д྇а྇; ф྇о྇р྇м྇и྇р྇о྇в྇а྇н྇и྇е྇ з྇д྇о྇р྇о྇в྇о྇г྇о྇ о྇т྇н྇о྇ш྇е྇н྇и྇я྇ к྇ л྇и྇ч྇н྇о྇с྇т྇и྇, с྇е྇м྇ь྇е྇ и т.д.

В основах социальной концепции Русская православная церковь документально отказывается от поддержки каких-либо политических сил, от вмешательства в дела государства, признавая иные формы социальной активности, взаимодействия с властями разных уровней во имя всеобщего блага, особенно на поприще миротворчества, благотворительности, решения социальных проблем, сохранения и развития культурного наследия, заботы об общественной нравственности. В документе дано богословское обоснование участия церкви в мирских делах, связи социального служения с миссией спасения человеческого рода. В нём выражена тревога за здоровье, благосостояние, нравственный уровень широких слоев населения. Но если в историческом прошлом эта миссия нередко отодвигалась на второй план, то в данном документе забота и попечение об обездоленных приоритетны.

В разделе «Светская наука, культура, образование» социальной концепции РПЦ полезным объявляется преподавание христианского вероучения в светских школах и вузах с согласия детей или их родителей. Не усложняя программу светской школы курсами православия, ислама или иудаизма, на наш взгляд, правомерно было бы оставить конфессиональное воспитание детей на откуп религиозным семьям и организациям. Вопрос семьи и ее функций – один из самых животрепещущих в данной концепции. Внебрачные связи и их пропаганда осуждается как грех против целомудрия, порождающий негативные социальные последствия. Резко осуждаются аборты и современные методы планирования семьи.

В྇ н྇а྇с྇т྇о྇я྇щ྇е྇е྇ в྇р྇е྇м྇я྇ с྇о྇ц྇и྇а྇л྇ь྇н྇о྇е྇ с྇л྇у྇ж྇е྇н྇и྇е྇ Русской православной церкви ྇྇྇ в྇о྇з྇в྇р྇а྇щ྇а྇е྇т྇с྇я྇ к྇ с྇в྇о྇и྇м྇ и྇с྇к྇о྇н྇н྇ы྇м྇ т྇р྇а྇д྇и྇ц྇и྇я྇м྇, к྇о྇г྇д྇а྇ п྇р྇и྇з྇р྇е྇н྇и྇е྇ о྇с྇у྇щ྇е྇с྇т྇в྇л྇я྇л྇о྇с྇ь྇ ч྇е྇р྇е྇з྇ м྇о྇н྇а྇с྇т྇ы྇р྇и྇ и྇ п྇р྇и྇х྇о྇д྇ы྇, г྇д྇е྇ п྇р྇е྇д྇о྇с྇т྇а྇в྇л྇я྇е྇т྇с྇я྇ к྇о྇м྇п྇л྇е྇к྇с྇ с྇о྇ц྇и྇а྇л྇ь྇н྇ы྇х྇ у྇с྇л྇у྇г྇: о྇б྇у྇ч྇е྇н྇и྇е྇, л྇е྇ч྇е྇н྇и྇е྇, в྇о྇с྇п྇и྇т྇а྇н྇и྇е྇, в྇с྇п྇о྇м྇о྇щ྇е྇с྇т྇в྇о྇в྇а྇н྇и྇е྇, п྇р྇е྇д྇о྇с྇т྇а྇в྇л྇е྇н྇и྇е྇ у྇ю྇т྇а྇ н྇у྇ж྇д྇а྇ю྇щ྇и྇м྇с྇я྇.

Попытка осмыслить феномен социального служения, осветить положение дел настоящего времени, уделить внимание проблемным моментам и рассмотреть перспективы развития социального служения в контексте государственно-конфессиональных отношений нацеливает исследователей на проведение мониторинга социальной деятельности РПЦ на территории Центрального федерального округа (ЦФО) в рамках формирования конфессионального портрета современной России.

Современная развитость социальной системы Русской православной церкви направлена на обеспечение наибольшей близости к нуждающимся в духовной помощи и таким образом оказывает непосредственное влияние на общественную и культурно-воспитательную функции церкви. Полагаем, что именно доступ к социальным учреждениям (дома престарелых, детские сады, школы-интернаты) и к объектам социальной помощи (инвалиды, малообеспеченные семьи) позволяет РПЦ успешно совершать социальное служение во благо общества. Результаты проведённого в 2011 году Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом опроса также говорят о желании более 70% населения России в создании церковных больниц, центров помощи семьям, церковных образовательных школ, православных детских садов, богаделен, клубов по интересам для молодёжи, церковных детских домов и в стремлении помочь в этом деле[1]. Как складывается обстановка в Центральном федеральном округе, какому виду социального служения уделяется внимание больше всего и как это влияет на особенности развития субъектов федерации – анализ ситуации по этим вопросам приведём на примере двух субъектов федерации – Белгородской и Брянской областей.

На территории Белгородской области располагается Белгородская митрополия с включёнными в её состав Белгородской, Валуйской и Губкинской епархиями. На сайте митрополии информация об отделе социального служения отсутствует, однако найти сведения о такой деятельности за последний год можно по следующим каналам: адресный сбор средств на годовое лечение тяжелобольных детей при содействии Лиги благотворительности «Белый цветок», закупка медицинского оборудования для областной детской больницы, благотворительные ярмарки и выставки, заседания Интеллектуального клуба как платформы для конструктивного диалога власти и общества и т.д.

Необычным было празднование в январе 2014 года Дня милосердного отношения к заключённым, созданного по инициативе митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна. Программу составили сотрудники уголовно-исполнительной системы области и священнослужители Белгородской митрополии: концерт, вручение наград за особый вклад в духовно-нравственное воспитание заключённых, поставка медикаментов, книг и икон, предметов первой необходимости.

Под покровительством Белгородской митрополии находятся также четыре православных детских сада на 500 мест, функционирующих с 2006 года. Кроме того, на интернет-площадке Митрополичьего центра «Православное Осколье» можно найти сведения о тесном сотрудничестве митрополии с государственным бюджетным образовательным учреждением «Старооскольский детский дом»: на портале размещена информация о детях 11–16 лет, желающих попасть в семью, а сами прихожане и священнослужители часто приезжают к ребятам с подарками.

На уровне епархий работа по оказанию помощи ближнему идёт активнее. Акцент в основном направлен на детей дошкольного и школьного возрастов независимо от проблемы, с которой они столкнулись. Для молодёжи открыта детско-юношеская студия «12 месяцев», которая работает для свыше 300 учащихся, а также Детский православный досуговый центр во имя Святителя Иоасафа епископа Белгородского. Более 1500 человек трудятся в мастерских в качестве работников: инвалиды, малоимущие, люди без определенного места жительства, бывшие заключенные. Труд помогает искоренить вредные привычки, алкогольную и наркотическую зависимость. Просветить их в духовном направлении помогают в Православном реабилитационном центре. Каждый месяц совершаются поездки в дома престарелых (поздравить с праздником или просто подарить человеческое тепло и необходимые продукты, одежду), больницы, проводятся совместные мероприятия с Новооскольской территориальной лервичной организацией Всероссийского общества слепых и Губкинским обществом глухих, народные обеды с Фондом продовольствия «Русь» и т.д.

Список мероприятий достаточно широк. Особенно стоит отметить внимание епархий к теме материнства: периодическое проведение круглых столов с врачами акушерами-гинекологами и беременными женщинами, общественными организациями, акций «Жизнь без абортов» отделом по социальному служению Губкинской епархии совместно с православным братством «Сретение» и прихожанами храма во имя святой блаженной Ксении Петербургской.

Брянская и Клинцовская епархии составляют вместе Брянскую митрополию в одноимённой области. Большинство мероприятий социального служения здесь направлены на инвалидов, многодетные и малообеспеченные семьи, одиноких престарелых людей и ветеранов. Периодически проходят сборы гуманитарной помощи как беженцам с территории Украины, так и просто нуждающимся людям; проврдятся концерты и спортивные конкурсы для воспитанников социальных приютов Почепского, Брянского, Унечского и Клинцовских районов. Социальные работники проводят обучающие лекции по избавлению от наркотической зависимости, противодействию алкоголизму и утверждению трезвости среди населения. Последняя проблема становится не только темой разговора в библиотеках, вузах с молодёжью, но и направлением работы приходского социально-реабилитационного центра «Казачий пост», за три года существования которого необходимую помощь получили более 70 человек, а также тесного взаимодействия с областным наркологическим диспансером.

Ежегодная февральская акция по профилактике абортов помогает наметить направления совместной деятельности департамента здравоохранения Брянской области и Брянской митрополии по снижению операций искусственного прерывания беременности и сохранению жизни. Ведётся работа и со студентами филиала государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Брянский строительный колледж имени профессора Н.Е.Жуковского: для подопечных ребят, большинство из которых имеют задержку психического развития и сопутствующие диагнозы, а также глухонемых юношей и девушек, составляются культурные программы выходного дня. Местом совершения частых поездок прихожан местных храмов и священнослужителей стал город Сельцо, где располагается школа-интернет для детей и сирот, в том числе инвалидов, а также дом-интернат малой вместимости для пожилых людей.

Брянская епархия оказывает необходимую помощь малоимущим, поздравляет их с большими церковными праздниками и занимается постоянным духовным окормлением. Совместно с сотрудниками фонда «Ванечка» протоиереи навещают по праздникам тяжелобольных Брянского областного детского онкогематологического центра, беседуют с их родителями, дарят подарки. Сотрудничество с больницами позволило не только открывать на их базе молельные комнаты или даже строить при них храмы, но и открыть ещё одно направление социального служения – сдача донорской крови.

Положительные тенденции взаимодействия наметились и в окормлении священнослужителями исправительных учреждений. Привлекаются священнослужители и для обращения к родителям детей-сирот по исполнительным производствам о взыскании алиментных платежей, а в перспективе – к изменению и исправлению своей жизни ради ребёнка, о чём свидетельствуют данные Управления Федеральной службы судебных приставов Брянской области.

Исследование социального служения Русской православной церкви в регионах России показало, что ею проводится большая работа в различных областях социальной деятельности. Однако в настоящий момент настала насущная необходимость в более тесном взаимодействии государства и религиозных организаций в социальном направлении деятельности. При этом для большего раскрытия потенциала религиозных организаций, а также повышения их социальной эффективности, сегодня необходимо следующее:

  • инновационные подходы государственно-конфессиональных отношений в области социальной политики. Отношения между государством и РПЦ должны строиться на принципах социального партнерства, которое предполагает объединение усилий государственно-конфессиональных структур в решении социальных проблем, а также их взаимную ответственность в деле обеспечения социальной помощи населению России;
  • государственными органами и религиозными организациями должны быть выработаны совместные социальные программы, в которых были бы отражены основные направления их сотрудничества и конкретные пути их реализации. Наиболее приоритетными направлениями могли бы стать: решение проблем беспризорности, лиц без определенного места жительства, реабилитации наркоманов и граждан с алкогольной зависимостью, строительство домов призрения, сбора гуманитарной помощи малообеспеченным гражданам и т.д. РПЦ должна быть сегодня более инициативна в предложении государству своих проектов в данной области социальной деятельности;
  • для эффективной деятельности государства и РПЦ в области решения социальных проблем необходимо создание соответствующего государственного органа, который бы руководил этой деятельностью.

Литература

Антонова О.И., Костина Н.Б., Сторчак В.М. Социальное служение. М.: АТиСО, 2012.

Милосердие: учебное пособие. М., 1998.

Моисеева В. Роль русской православной церкви в социальной работе (на примере профилактики наркотизма) // Государственная служба. 2006. № 6 (44).

Основы социальной концепции Русской православной церкви. М., 2001.

Перцева И.В. Понятие социального служения Русской православной церкви // XVII Ежегодная богословская конференция. Т. 2. М., 2007.

Решетников О.В. Актуальные вопросы организации социального служения. М., 2006.

Социальное служение Русской православной церкви // Вопросы социального обслуживания. 2006. № 16.


[1] Социальная деятельность Русской православной церкви: запрос со стороны населения // socrel.pstgu.ru/RU/orthodoxmonitor

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *