Захар Агрба. Теоретические основы экономической безопасности государства в инвестиционной сфере

Выношу на защиту

Рекомендуемая ссылка на статью:
Захар Агрба. Теоретические основы экономической безопасности государства в инвестиционной сфере // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2015, №3 (95)
.
Захар Агрба, аспирант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, инвестиционный менеджер Фонда-оператора программы финансового содействия инновационным проектам Фонда «Сколково» (119571, Москва, проспект Вернадского, 82). E-mail: z.agrba@gmail.com
Аннотация: В статье проводится анализ теоретических основ экономической безопасности в инвестиционной сфере. Для этого выявлена сущность самого понятия «инвестиционная сфера». Рассмотрены различные трактовки термина «инвестиционная безопасность» как в отечественной, так и в западной литературе, а также наиболее распространенные подходы к определению экономической безопасности государства. Кроме того, автором определена роль органов государственной власти в обеспечении инвестиционной безопасности.
Ключевые слова: инвестиции, национальная безопасность, инвестиционная безопасность, экономическая безопасность, инвестиционная инфраструктура.

В последнее время в органах государственной власти, в экспертной и научной среде наблюдается повышенное внимание к вопросам обеспечения национальной экономической безопасности Российской Федерации. Так, на заседании секции научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации, проведенного 26 марта 2015 года[1], было отмечено, что в настоящее время российская экономика сталкивается с серьезными внешними вызовами в этой сфере. Один из них – это введение экономических санкций, резко ограничивающих доступ российских агентов на мировые рынки капитала. Вместе с тем угрозы экономической безопасности России обусловлены также причинами внутреннего характера. Они выражаются в отсутствии глубокой научной проработки и обоснованности мер, направленных на совершенствование денежно-кредитной политики, основанной на изменении регулируемой процентной ставки в зависимости от динамики инфляции, производства и уровня стабильности финансового сектора.

При изучении теоретических основ экономической безопасности в инвестиционной сфере необходимо понимать, что данный термин имеет сложный многокомпонентный состав, который, как минимум, состоит из двух ключевых элементов (экономическая безопасность и инвестиционная сфера), а также механизмов и способов взаимодействия между ними.

В начале данной статьи постараемся выявить сущность термина «инвестиционная сфера». В экономической литературе чаще всего говорят об инвестициях, инвестиционном процессе, инвестиционном климате, инвестиционном потенциале и так далее. В свою очередь, пониманию и раскрытию сущности инвестиционной сферы посвящено небольшое число исследований. Поэтому в настоящее время в определении понятия «инвестиционная сфера» существует некоторая неопределенность. Во многом это обусловлено двойственной «амбивалентной» природой осуществления инвестиционного процесса, особенностями распределения, использования и аккумулирования инвестиций, фундаментом которых может выступать как механизм государственного регулирования, так и рынок.

Одной из наиболее интересных и глубоких работ, касающихся выявления сущности инвестиционной сферы, является монография Косова Н.С. и Лютикова С.А. В данном исследовании инвестиционная сфера представляет собой «наиболее удачную организационную форму объединения элементов инвестиционной инфраструктуры с инвестиционным процессом, которая охватывает всю совокупность экономических отношений, складывающихся при аккумулировании, образовании, распределении и использования инвестиций» [Косов, Лютиков, 2007].

В этом определении ключевую роль играет термин «инвестиционная инфраструктура», которая представляет собой «систему организаций, обеспечивающую взаимосвязь и согласованность структурных элементов инвестиционного рынка и способствующую свободному движению инвестиционных ресурсов и непрерывному протеканию инвестиционных процессов» [Косов, Лютиков, 2007].

Четкую структуру инвестиционной сферы определяют институты – правила и нормы инвестиционной деятельности, задающие внешние рамки и привносящие известную определенность и прогнозируемость в инвестиционный процесс посредством ограничения свободы инвесторов.

В любой развитой экономике должна существовать сложная и многообразная структура институтов, которая, аккумулируя инвестиционные ресурсы, вкладывает их в предпринимательскую деятельность. Выступая посредниками, такие институты мобилизуют отдельные сбережения домашних хозяйств и субъектов предпринимательской деятельности в значительные объемы инвестиционного капитала. При этом неэффективность их деятельности неизбежно приведет к стагнации инвестиционной сферы, выражающейся в недостаточной инвестиционной активности субъектов предпринимательской деятельности, устареванию производственных фондов, снижению конкурентоспособности продукции.

На наш взгляд, современная инвестиционная сфера характеризуется двумя основными особенностями. Во-первых, асимметрия информации в инвестиционном процессе, в результате которой решения принимаются на основе неполных и неточных данных об инвестиционной обстановке. Во-вторых, тенденция к деперсонификации или «обезличиванию» участников инвестиционного процесса. В этих условиях органам государственной власти необходимо последовательно вести борьбу с возможными нарушениями условий инвестиционных соглашений, а также сформировать систему хорошо отработанных и единых законов и механизмов обеспечения выполнения договоров.

Значимость инвестиционной сферы для национальной экономики заключается в том, что именно здесь закладываются важнейшие структурные соотношения народного хозяйства: между накоплением и потреблением, между инвестированием и приростом капитального имущества, между затратами и отдачей инвестиций.

Необходимо учитывать и ключевую роль органов государственной власти, использующих широкий набор правовых, организационных, экономических и других средств воздействия на инвестиционную сферу с целью формирования общих правовых рамок инвестиционной деятельности, и стимулирования инвестиционной активности предприятий с помощью разнообразных экономических рычагов, таких как ссуды, кредиты, налоговые льготы. Таким образом, государственные структуры представляют собой ключевой элемент инвестиционной сферы, призванный создавать и поддерживать рамочные условия инвестиционного процесса, содействовать нормальному функционированию экономики.

Инвестиционная сфера может существовать только в рамках определенной экономической системы, при наличии центральных и местных органов государственной власти, призванных обеспечивать территориальную целостность страны, поддерживать внутренний порядок, формировать правила, определяющие характер и механизм существования, функционирования и развития экономической системы, способствовать соблюдению этих правил. Эффективное государственное регулирование инвестиционной сферы способно минимизировать и даже ликвидировать с наименьшими издержками негативные эффекты, возникающие в результате инвестиционной деятельности.

Таким образом, инвестиционная сфера представляет собой подсистему экономической системы государства, состоящую из организационных, экономических и правовых институтов, охватывающих всю совокупность отношений, складывающихся при аккумулировании, образовании, распределении и использовании инвестиций.

После выявления сущности инвестиционной сферы рассмотрим наиболее распространенные подходы к определению экономической безопасности государства.

Национальная безопасность должна представлять собой прочную основу, на которой держится вся инфраструктура России, в том числе и инвестиционная, и от которой зависит устойчивое развитие нации. Этот базис включает в себя моральные культурные нормы и устои, верховенство закона, «стабильное» и ответственное правительство, социальные, политические и экономические институты, инициативу граждан, национальные школы и современные образовательные программы, которые формируют грамотное и информированное общество.

Повышение потенциала отечественной экономики требует непрерывных инвестиций в науку, технику, исследования и разработки. Сильная экономика невозможна без обеспечения жизненно важных интересов в сфере энергетической, продовольственной и социально-политической безопасности.

Тем самым вопросы обеспечения национальной безопасности страны невозможно решить без здоровой экономики, фундамент которой составляют конкурентоспособные на глобальном рынке продукция и услуги, стабильно создающие рабочие места. Такая экономика должна поддерживаться разумной государственной политикой в сфере энергетики и экологии, науки и технологии, человеческого капитала, промышленности и производственной базы. И это далеко не все компоненты. Понимание важности вопросов национальной безопасности идет от самых истоков, от того как мы видим будущее своей страны и нации и определяем наше место в глобальном пространстве.

Как отмечено в работе С. Рониса: «экономическая безопасность является важнейшим элементом национальной безопасности, и ее границы не менее важны сейчас, чем когда-либо. Независимо от того, как мы смотрим на национальную безопасность, необходимость включения экономической жизнеспособности нашей страны ни у кого не вызывает сомнений. Без капитала нет никакого бизнеса; без бизнеса нет никакой прибыли; без прибыли нет рабочих мест. А без работы нет никаких налогов и нет военного потенциала» [Ronis, 2011].

Жизнеспособность национальной промышленной инфраструктуры, обеспечивающей рабочими местами своих граждан, создающей и распределяющей богатства и прибыль, имеет чрезвычайно важное значение для страны. При высокой безработице качество жизни людей может ухудшиться до точки, после которой произойдет разрушение социально-политического строя – распад общества. Поэтому сейчас важно понять природу экономической безопасности и осознать всю важность инвестиционной составляющей сильной экономики.

В первую очередь стоит отметить, что до сих пор не закреплены точные границы и терминологические формы таких терминов, как «экономическая безопасность в инвестиционной сфере», «инвестиционная составляющая экономической безопасности» или «инвестиционная безопасность» как в отечественной, так и в иностранной научной литературе [Сенчагов, 2005; Кузнецов, 2009].

Логику определения данного понятия мы постараемся выстроить по классической схеме от малого к большому и от простого к сложному, то есть от самого термина «безопасность» к его смысловой окраске в аспекте экономики и инвестиционной деятельности.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 года[2] приводится определение национальной безопасности как «состояния защищённости личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства».

Рассмотрим различные трактовки термина «инвестиционная безопасность». Так, по мнению Н.В. Игошина, «инвестиционная безопасность – это способность национальной хозяйственной системы генерировать инвестиционный процесс, поддерживающий устойчивый рост и стратегическую конкурентоспособность страны» [Игошин, 2012]. Академик В.К. Сенчагов предложил несколько иную трактовку данного термина, а именно: инвестиционная безопасность развития экономики – это есть «способы и методы формирования благоприятного инвестиционного климата, предотвращения инвестиционных рисков, в целях обновления и воспроизводства основного капитала, выступающего базисом инвестирования новаций и перехода к инновационной экономике» [Сенчагов, 2005]. По мнению автора, снижение инвестиционных рисков способствует повышению инвестиционной безопасности и благоприятно влияет на инвестиционный климат, способствующий повышению инвестиционной активности бизнеса и экономической безопасности страны. Он предлагает инвестиционную безопасность рассматривать как подсистему экономической безопасности, которая ориентируется на рост экономических результатов, увеличение эффективности производства, повышение качества выпускаемых товаров и услуг и социальных условий.

В других определениях с инвестиционной безопасностью связывают независимость отечественных процессов экономической деятельности, производственных, научных и иных отраслей промышленности от влияния иностранного капитала, инвестированного в экономику Российской Федерации. Кроме того, инвестиционная безопасность также определяется некоторыми учеными как «стабильность экономических и правовых гарантий для инвестора в течение длительного периода времени» или «состояние, при котором обеспечены условия защиты инвестиционных ресурсов, направляемых на развитие экономики страны, что связано с наличием соответствующих государственных гарантий для инвестора».

С. Нарышкин в своей статье «Инвестиционная безопасность как фактор устойчивого экономического развития» дает определение инвестиционно-безопасной компоненте страны и понимает под ней «уровень корреляции между экспортом инвестиций за рубеж и притоком инвестиций, которые удовлетворяют потребности отечественной экономики и сохраняют положительное сальдо платежного баланса…» [Нарышкин, 2010]. А. Харламов предлагает понимать под инвестиционной безопасностью «контроль-измерение осознанных (определенных) угроз для достижения приемлемого уровня инвестиционных рисков (как для инвестора, так и для получателя)» [Харламов, 2013].

В качестве теоретико-методологической основы определения инвестиционной безопасности на различных уровнях можно использовать подход Дж. Кейнса, согласно которому «рост инвестиций в реальную хозяйственную деятельность способствует экономическому росту и, наоборот, снижение инвестиций может обусловить экономический спад».

В западной литературе под «инвестиционной безопасностью» понимают исключительно ограничение допуска прямых иностранных инвестиций в хозяйствующие субъекты, деятельность которых связана с реализацией интересов национальной безопасности [Transparency and Predictability for Investment Policies, 2008].

Таким образом, мы отмечаем наличие множества трактовок при определении термина «инвестиционная безопасность». Все зависит от позиции исследователя, от принадлежности его к определенной школе или отрасли науки. В одних случаях – это состояние защищенности отечественных производителей от негативных проявлений деятельности иностранного капитала, инвестируемого в российскую экономику, наносящего ущерб интересам самих российских предприятий, регионов и государству в целом. В других – это процесс: формы и методы формирования благоприятного инвестиционного климата, эффективного функционирования инвестиционной сферы. Кроме того, некоторые исследователи выделяют инвестиционную безопасность отдельного субъекта, то есть финансовую безопасность инвестора, отечественного или иностранного и их инвестиций.

В связи с текущей внешнеполитической обстановкой, возрастающей ролью местных инвесторов и государственных институтов развития, мы предлагаем понимать под инвестиционной безопасностью страны такое состояние инвестиционной сферы, при котором обеспечивается, во-первых, эффективное использование внутренних и внешних инвестиций, а во-вторых, защищенность определенных (стратегических) отраслей отечественной экономики, связанных с реализацией национальных интересов, от влияния иностранного капитала.

 

Литература

Игошин Н.В. Инвестиции. Организация, управление, финансирование: Учебник. М.: Юнити-Дана, 2012.

Косов Н.С., Лютиков С.А. Повышение действенности государственного регулирования инвестиционной сферы. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2007.

Кузнецов М.В. Инвестиционная составляющая экономической безопасности России. СПб., 2009.

Нарышкин С.Е. Инвестиционная безопасность как фактор устойчивого экономического развития // Вопросы экономики. 2010. № 5.

Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России: Общий курс. М.: Дело, 2005.

Харламов А. Инвестиционная безопасность как компонента экономической безопасности Украины // Вестник Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, 2013.

Ronis Sh. Economic Security: Neglected Dimension of National Security? Washington: Center for Strategic Conferencing Institute for National Strategic Studies by National Defense University Press, 2011.

Transparency and Predictability for Investment Policies Addressing National Security Concerns: A Survey of Practices // Organization for Economic Cooperation and Development, 2008.


[1] Вопросы совершенствования денежно-кредитной политики обсуждены на заседании секции научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации по проблемам экономической и социальной безопасности // http://www.scrf.gov.ru/news/19/867.html

[2] Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *