Специфика гражданского самосознания курсантов вузов войск национальной гвардии Российской Федерации

Пространство образования

Рекомендуемая ссылка на статью:
Ю.Н. Кузьминых, О.А. Козлов, Специфика гражданского самосознания курсантов вузов войск национальной гвардии Российской Федерации // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2017, №2 (106)
, с. 64-67.

Юрий Николаевич Кузьминыха
Олег Александрович Козлова

аСаратовский военный Краснознамённый институт войск национальной гвардии Российской Федерации

DOI: 10.22394/2070-8378-2017-19-2-64-67

Аннотация:
В работе рассматриваются особенности гражданского самосознания курсантов военных вузов войск национальной гвардии Российской Федерации. Авторы определяют факторы, влияющие на процесс формирования гражданского самосознания у курсантов с 1-го по 5-й курс. Оно рассматривается в статье как качественная характеристика личности курсанта в свете создания в этом году войск национальной гвардии Российской Федерации. Дается оценка места и роли профессорско-преподавательского состава, командиров курсантских подразделений в процессе формирования гражданского самосознания у курсантов. Особое внимание уделяется воспитательной работе, перечисляются основные методы, используемые педагогами. В статье проанализированы проблемные вопросы воспитательной работы с курсантами и выделены важнейшие направления в процессе формирования их гражданского самосознания. Наряду с воспитательной автор обращает внимание на формы и виды учебной работы, проводимой в военном вузе. Курсанты военных вузов войск национальной гвардии Российской Федерации получают образование в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030901 – «Правовое обеспечение национальной безопасности». Анализ компетенций по Федеральному государственному образовательному стандарту позволяет определить социальный заказ общества в сфере гражданского самосознания.

Abstract:
The paper discusses the characteristics of civic consciousness of the cadets of military high schools of national guard troops of the Russian Federation. The authors identify the factors influencing on the process of formation of civic consciousness of 1–5 year students. It is considered as a qualitative characteristics of the personality of students in the light of establishment of national guard troops of the Russian Federation this year. Assessment of the place and role of teaching staff, the commanders of cadet divisions in the process of formation of civic consciousness of students is presented. Special attention is paid to educational work, the main methods used by the teachers. The article analyzes the problematic issues of educational work with students and highlights the major trends in formation of their civil identity. Alongside with the educational work the author draws attention to the forms and types of educational work conducted in the military high school. Cadets of military high schools of national guard troops of the Russian Federation receive education in accordance with Federal state educational standard of higher professional education on training direction 030901 – «Legal support of national security». The analysis of competences by the Federal state educational standard is used to determine the social order of society in the field of civic consciousness.

Ключевые слова:
гражданское самосознание, воспитательная работа, войска национальной гвардии, формы учебной работы, Федеральный государственный образовательный стандарт

Keywords:
public consciousness, educational work, national guard troops, the forms of academic work, Federal state educational standard

Литература:
Артюхина Т.С. Проблемы формирования гражданского самосознания в процессе внеучебной деятельности студентов // Полиэтнический аспект этнокультурного образования как инструмент формирования толерантности в межкультурном взаимодействии народов республики Татарстан. Материалы I научно-практической конференции. В 2-х частях. 2015.
Ахмерова З.Р. Теоретические аспекты понятия гражданское самосознание в современной науке и основы его формирования / Вопросы науки. 2014. № 1(6).
Козлов О.А. Анализ состояния системы образования и пути повышения качества подготовки военных специалистов в вузах внутренних войск МВД России // Вестник чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, 2016. № 1.
Козлов О.А. Содержание готовности курсантов войск национальной гвардии к профессиональной деятельности // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2016. № 3(7).
Терехин Р.А. Соотношение социально-психологических установок и готовности к ситуативным изменениям военнослужащих на начальном этапе военной службы / Р.А. Терехин // Вестник ЮУрГУ. Сер. «Психология». 2016. Т. 9. № 4.
Тимакина Е.А. Формирование гражданского самосознания курсанта в процессе обучения в вузе // Право и образование. 2003. № 1.
Шевченко Т.В. Формирование военно-профессиональной направленности курсантов в процессе воспитательной работы в военном вузе: автореферат диссертации кандидата педагогических наук. Пенза, 2008.

References:
Akhmerova Z.R. Teoreticheskie aspekty ponyatiya grazhdanskoe samosoznanie v sovremennoi nauke i osnovy ego formirovaniya [Theoretical aspects of civil consciousness concept in modern science and bases of its formation]. In: Voprosy nauki. 2014. № 1(6). In Russian.
Artyukhina T.S. Problemy formirovaniya grazhdanskogo samosoznaniya v processe vneuchebnoi deyatel’nosti studentov [Problems of the civil consciousness formation in the course of nonlearning activity of students]; Polietnicheskii aspekt etnokul’turnogo obrazovaniya kak instrument formirovaniya tolerantnosti v mezhkul’turnom vzaimodeistvii narodov respubliki Tatarstan [Polyethnic aspect of ethno cultural formation as the tool of tolerance formation in intercultural interaction of the republic of Tatarstan]. Materials of the I-st scientific practical conference. In 2 parts. 2015. In Russian.
Kozlov O.A. Analiz sostoyaniya sistemy obrazovaniya i puti povyscheniya kachestva podgotovki voennykh specialistov v vuzakh vnutrennikh voisk MVD Rossii [Basic requirements and improving the quality of the educational process in the use of information technology in higher educational institutions of the MIA of Russia]. In: Vestnik chuvaschskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I.Ya. Yakovleva. 2016. № 1. In Russian.
Kozlov O.A. Soderzhanie gotovnosti kursantov voisk nacional’noi gvardii k professional’noi deyatel’nosti [Analysis of activities of students (based on GEF and regulations of national guard troops)]. In: Vestnik saratovskogo oblastnogo instituta razvitiya obrazovaniya. 2016. № 3(7). In Russian.
Sсhevchenko T.V. Formirovanie voenno-professional’noi napravlennosti kursantov v processe vospitatel’noi raboty v voennom vuze [Formation of a military-professional orientation of cadets in the course of educational work in the military higher school]. Dissertation thesis. Penza, 2008. In Russian.
Terekhin R.A. Sootnoschenie social’no-psikhologicheskikh ustanovok i gotovnosti k situativnym izmeneniyam voennosluzhashchikh na nachal’nom etape voennoi sluzhby [Relationships between social psychological attitudes and willingness to situational changes of soldiers in the beginning of military service]. In: Vestnik YuUrGU. Psychology. 2016. Vol. 9. № 4. In Russian.
Timakina E.A. Formirovanie grazhdanskogo samosoznaniya kursanta v processe obucheniya v vuze [A cadet’s civil consciousness formation in the course of higher school training]. In: Pravo i obrazovanie. 2003. № 1. In Russian.

Статьи в режиме Open Access публикуются в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *