Акцент на результативность

Гайдаровский форум

Рекомендуемая ссылка на статью:
Акцент на результативность // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2015, №1 (93)
.

В рамках экспертной дискуссии «Новое качество государственного управления: акцент на результативность», прошедшей 15 января, Центр технологий государственного управления Института прикладных экономических исследований РАНХиГС предложил коллегам обсудить перспективы развития механизмов управления по результатам как основы для повышения качества деятельности институтов государства.

Интерес к этой теме, по мнению директора Центра Владимира Южакова, носит волнообразной характер. В России сейчас начинает складываться понимание государственного управления по результатам, как цельного организма. Это понимание приходит на смену восприятия управления по результатам, как дополнительного контура госуправления. Результаты деятельности всех участников государственного управления необходимо проанализировать и скорректировать, провести дополнительную настройку всех его механизмов и инструментов.

«Сегодня формируются новые требования к определению и достижению результатов в государственном управлении», – отметила заместитель директора Центра Елена Добролюбова. Нужны механизмы принятия решений, при этом надо учитывать интересы различных сторон, возможности и риски, побочные последствия. Это касается принимаемых решений как в экономике, так и в социальной сфере. И здесь не обойтись без дебюрократизации взаимоотношений государства, бизнеса и граждан, самой системе государственного управления.

Директор Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России Алексей Херсонцев отметил, что опыт использования показателей результативности в административной реформе показывает, что их наличие способствует сохранению последовательности в решении поставленных задач и повышает эффективность межведомственного взаимодействия, в том числе, в рамках бюджетного процесса.
Важность введения инструментов планирования и оценки результативности отметил и Вадим Живулин, директор Департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России. Он считает, что система регулирования в настоящее время фактически «работает на пределе возможностей».

Госпрограммы – наиболее действенный из существующих инструментов управления по результатам. Их надо в большей степени интегрировать в бюджетный процесс, они могут становиться площадкой для принятия решений в отношении как ожидаемых результатов, так и необходимых для их достижения ресурсов, подчеркнул Алексей Митькин, директор Департамента стратегического планирования, государственных программ и инвестиционных проектов Минэкономразвития России.

При этом важно мотивировать и государство, и бизнес к достижению общих результатов, отметил Андрей Клименко, директор Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ. Должны быть определены цели и согласованы способы их достижения. Значимость четкого определения конечных результатов подчеркнул и Алексей Барабашев, заведующий кафедрой государственной службы НИУ ВШЭ. При этом целесообразно использовать средние значения, характеризующие позицию России в международных рейтингах в сфере экономики, социального развития и т.д.

Последовательность и непротиворечивость в реализации поставленных целей является не только фактором эффективности государственного управления, но и основой для восстановления доверия между государством, бизнесом и гражданами, отметил Владислав Корочкин, первый вице-президент ОПОРЫ России. В условиях декларируемой необходимости роста общественного участия в выработке и мониторинге реализации государственных решений, по мнению директора Центра «Грани» Светланы Маковецкой, важно обеспечить соответствие используемого числа механизмов общественного участия качеству такого участия. Должны быть защищены законные права НКО, обеспечивающих «обратную связь» с государством.

Участники дискуссии в целом поддержали подготовленный в РАНХиГС проект концепции федерального закона «Об основах государственного управления», представленный Владимиром Южаковым, профессором Юрием Тихомировым и Олегом Александровым, директором группы компаний ЦЭФК. Разработка и принятие такого системообразующего закона позволит установить ключевые принципы и требования к результатам и показателям результативности государственного управления. Появляется возможность создания единой системы требований к реализации различных типов государственных функций в рамках управления по результатам, что, в конечном счете, создаст предпосылки для эффективного преодоления современных вызовов социально-экономического развития и обеспечит достижение общественно значимых результатов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *