Татьяна Мельникова. Показатели эффективности мер демографической политики Российской Федерации

Динамика социальных изменений

Рекомендуемая ссылка на статью:
Татьяна Мельникова. Показатели эффективности мер демографической политики Российской Федерации // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2015, №1 (93)
.
Татьяна Мельникова, доктор политических наук, заместитель начальника отдела по выработке государственной политики в сфере демографической политики и гендерного равенства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (127994, Москва, ул. Ильинка, д. 21). E-mail: MelnikovaTA@rosmintrud.ru
Аннотация: В статье определены основные направления и меры демографической политики Российской Федерации. Проводится подробный анализ статистических показателей изменения демографической ситуации в стране. Сделаны выводы о том, что благодаря реализации активной государственной демографической политики последних лет, естественная убыль населения сменилась естественным приростом, вырос суммарный коэффициент рождаемости, увеличилась ожидаемая продолжительность жизни.
Ключевые слова: демографическая политика, демографический кризис, демографические показатели, рождаемость, смертность.

Вопросы демографического развития являются приоритетными в деятельности Правительства Российской Федерации и постоянно находят отражение в Посланиях Президента, ежегодных отчетах Правительства Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Улучшение демографической ситуации и положительные демографические тренды последних лет – результат последовательной реализации активной демографической политики государства.

Кризисная демографическая ситуация в России сложилась в 1990-е – первой половине 2000-х годов. Резко сократилась рождаемость, значительно возросла смертность, особенно в трудоспособных возрастах. С 1992 года число умерших превышало число родившихся. Естественная убыль населения составляла ежегодно от 700 тыс. до 1 млн человек. При этом миграционный прирост в 1992 году составил 386,4 тыс. человек [Демографический ежегодник, 2000. С. 324] (в 1990 году – 456,1 тыс. человек [Демографический ежегодник, 1998. С. 498], а в 2000 году – 241,8 тыс. человек [Демографический ежегодник, 2010. С. 403].

В 2006 году Россия приступила к решительным действиям по борьбе с демографическим кризисом. Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» определил цели, задачи и основные направления демографического развития страны на среднесрочный период.

Поставлена задача – обеспечить стабилизацию численности населения к 2015 году на уровне 142 – 143 млн человек, создать условия для ее роста к 2025 году до 145 млн человек, а также повысить качество жизни и увеличить ожидаемую продолжительность жизни к 2015 году до 70 лет, а к 2025 году – до 75 лет.

Для достижения поставленных задач принимаются меры по всем направлениям демографического развития, а в целях стимулирования рождаемости с 2007 года реализуются комплексные меры по усилению материальной поддержки семей с детьми. Большинство мер предоставляется с учетом очередности рождения детей, акцент делается на поддержке вторых и третьих рождений.

Значительно повышен размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, впервые право на него получили неработающие граждане. Упразднены прямые ограничения размеров пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в результате чего увеличились максимальные суммы выплат застрахованным гражданам.

В целях сохранения реальной покупательной способности государственных дотаций гражданам, имеющим детей, установленных в фиксированных суммах, введен механизм их индексации с учетом роста потребительских цен.

Введены дополнительные меры государственной поддержки семей с детьми при рождении (усыновлении) второго ребенка или последующих детей в виде материнского (семейного) капитала, размер которого в 2015 году составляет 453,0 тыс. руб.[1] Полученные средства можно направлять на улучшение жилищных условий, образование для ребенка (детей), формирование накопительной части трудовой пенсии матери.

Федеральный материнский (семейный) капитал стал одной из самых востребованных мер поддержки семей с детьми, о чем свидетельствует то, что уже более 5,3 млн семей получили сертификаты и более половины из них (3,2 млн семей) воспользовались данными средствами (97% направлены на жилье). На предоставление материнского капитала с начала реализации программы израсходовано более 1 трлн 121,82 млрд руб. Согласно Федеральному закону от 1 декабря 2014 года № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», на 2015 год в бюджете запланировано 344,45 млрд руб. на предоставление материнского капитала; на 2016 год – 317,42 млрд руб.; на 2017 год – 249,19 млрд руб.

Федеральные меры поддержки семей с детьми дополняются региональными, которые направлены на поддержку семей с тремя и более детьми.

В 79 субъектах Российской Федерации введен региональный материнский капитал, финансируемый за счет средств из бюджета самого субъекта, либо аналогичная мера социальной поддержки. Средства регионального материнского капитала разрешено направлять на улучшение жилищных условий, образование детей, в некоторых регионах – на лечение ребенка, приобретение транспортного средства, ремонт жилья, либо в качестве единовременной выплаты. В большинстве субъектов Российской Федерации установлено, что право на региональный материнский капитал возникает в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка и последующих детей.

Региональным материнским капиталом воспользовались более 88 тыс. семей, из них: на улучшение жилищных условий – более 33 тыс. семей, получили средства наличными – более 22 тыс. семей; приобрели автомобили – три тыс. семей, произвели ремонт жилых помещений – более четырех тыс. семей. Из региональных бюджетов за два года израсходовано более 7,5 млрд руб.[2]

Кроме того, с 2013 года в 65 субъектах Российской Федерации установлена ежемесячная денежная выплата на третьего ребенка (или последующих детей) до достижения ребенком возраста трех лет в размере определенного в субъекте прожиточного минимума ребенка. В среднем это шесть – семь тыс. руб. в месяц[3]. В субъектах Российской Федерации с неблагоприятной демографической ситуацией (низкий уровень рождаемости) за счет средств федерального бюджета осуществляется софинансирование расходных обязательств, возникающих при установлении указанной ежемесячной денежной выплаты. В 2015 году софинансирование на эти цели получат 53 субъекта[4].

Программа материнского капитала дала ощутимый прирост вторых рождений. В 2014 году родилось 658,7 тыс. вторых детей (37,3% от общего числа рождений).

Доля вторых и последующих рождений, по данным Фонда социального страхования (на основании родовых сертификатов), увеличилась с 33% в 2006 году до 51,5% в 2012 году[5]. Доля третьих и последующих рождений составила в 2013 году 287,6 тыс. детей (16,3%).

Гражданам, имеющим трех и более детей, предоставлено право бесплатного приобретения земельных участков, в том числе для индивидуального жилищного строительства[6]. В 80 субъектах Российской Федерации приняты соответствующие нормативные правовые акты.

Принимаются меры по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, которые включают создание рынка доступного жилья путем: развития ипотечного кредитования; внедрения новых кредитных инструментов; расширения строительства доступного жилья, отвечающего потребностям семей, с одновременным строительством объектов социальной инфраструктуры, необходимых семьям с детьми; реализации региональных программ обеспечения жильем молодых семей; разработки дополнительных мер, направленных на обеспечение жильем малоимущих граждан с детьми, нуждающихся в жилых помещениях, включая меры по расселению семей с детьми из неприспособленных и ветхих жилых помещений.

В условиях сложившейся в 1990-е годы неблагоприятной половозрастной структуры населения, прежде всего существенного сокращения женщин активного репродуктивного возраста, результативность региональных демографических мер требуется повысить.

Так, наблюдается сокращение женщин активного репродуктивного возраста (20–29 лет). По состоянию на 1 января 2013 года численность женщин активного репродуктивного возраста составляла 11,56 млн человек и за год сократилась на 466 тыс. человек или на 4,0% [Демографический ежегодник, 2014]. Поэтому крайне важна поддержка молодых матерей с помощью комплекса мер. За период c 2010 по 2013 годы численность женщин фертильного возраста (15–49 лет) сократилась на 1 968 тыс. человек или на 5,2 % (на 1 января 2010 года – 37 563 тыс. человек, на 1 января 2014 года – 35 595 тыс. человек).

К резервам поддержания позитивной динамики рождаемости в условиях сокращения женщин активного репродуктивного возраста относится снижение числа абортов, уровень которых в России значительно превышает показатели развитых стран.

Важным фактором, влияющим на эффективность демографической политики, является обеспечение доступности дошкольных организаций.

По данным социологических исследований, эффективность мер демографической политики повышается, если у семьи есть возможность устроить ребенка в детский сад, в ясли. Этот фактор (после ежемесячного пособия по уходу за ребенком) является наиболее значимым у однодетных женщин при принятии решения о рождении ребенка в ближайшие 3–4 года.

Если проблема доступности детских садов для детей в возрасте от трех до семи лет постепенно решается, то обеспеченность услугами дошкольных организаций детей в возрасте от года до трех лет остается на низком уровне.

Проблема обеспеченности яслями выходит на первый план и рассматривается как резерв роста рождаемости в условиях действующих неблагоприятных демографических факторов.

Активизация усилий по удовлетворению потребности семей в услугах дошкольного образования на основе развития всех форм организаций (государственных, муниципальных, частных), развитие различных форм предоставления услуг по уходу и воспитанию детей в зависимости от их возраста, организация режимов работы дошкольных образовательных учреждений различного типа (от нескольких часов до пяти дней) с учетом потребности семей, является в настоящее время актуальной задачей.

Для регионов с низкой рождаемостью характерна малодетность, связанная с устойчивой моделью занятости обоих родителей, ориентацией молодежи на получение образования и карьеру. Поэтому создание условий для лиц с семейными обязанностями (женщин и мужчин), с целью совмещения трудовой занятости с воспитанием детей, формирование системы услуг по присмотру и уходу за детьми в возрасте до 3-х лет и усиление мер поддержки вторых рождений может способствовать росту рождаемости даже в этих условиях.

Особое значение имеет создание благоприятных условий для совмещения семейных обязанностей с профессиональной деятельностью для женщин. Женщина не должна стоять перед выбором: рождение детей или профессиональная занятость.

Для успешного содействия женщинам в трудоустройстве специалистами органов службы занятости формируется и регулярно обновляется банк вакансий, в том числе рабочих мест с применением гибких форм занятости (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, временная работа) и дистанционной занятости. Кроме того, в субъектах Российской Федерации организовано профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, по востребованным на рынке труда специальностям.

Актуальность таких мероприятий связана с тем, что для большинства женщин по истечении отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет возникает проблема выхода на работу, связанная, главным образом, со снижением профессиональной квалификации и частичной утерей профессиональных навыков для выполнения соответствующего вида деятельности. Реализация мероприятия, как показала практика, способствовала поддержанию занятости женщин в возрасте 20–49 лет, имеющих детей до 18 лет, на уровне 76,0% от общей численности женщин данного возраста, а также снижению уровня безработицы в данной группе населения до 4,9% от численности экономически активного населения[7].

Результатом реализации активной государственной демографической политики последних лет стало улучшение демографической ситуации в стране.

В 2013 году в России достигнуты самые высокие за всю современную историю демографические показатели. Впервые за новейшую историю России естественная убыль населения сменилась естественным приростом, который составил 22,9 тыс. человек.

Суммарный коэффициент рождаемости вырос до 1,73 детей на одну женщину репродуктивного возраста.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в 2013 году выросла до 70,69 лет, в том числе мужчин – 65,18 лет, женщин – 76,20 лет. Снизился общий коэффициент смертности.

Численность постоянного населения Российской Федерации составила 143,7 млн человек и за прошедший год возросла на 318,8 тыс. человек, или на 0,22%.

В 2014 году (по данным Росстата за 11 месяцев) сохраняются позитивные демографические тренды: фиксируется рост рождаемости, снижение смертности, увеличение естественного прироста населения.

За январь-ноябрь 2014 года родилось 1780,9 тыс. детей, или на 11,4 тыс. детей (на 0,6%) больше, чем за соответствующий период 2013 года.

За январь-ноябрь 2014 года умерло 1743,9 тыс. человек, или на 6,1 тыс. человек (на 0,4%) меньше, чем за соответствующий период 2013 года.

В целом за данный период естественный прирост увеличился на 17,6 тыс. человек и составил +37,0 тыс. человек (в январе-ноябре 2013 года +19,5 тыс. человек)[8].

В целях поддержания позитивной демографической динамики в субъектах Российской Федерации разрабатываются региональные планы по повышению рождаемости, а также меры по улучшению репродуктивного здоровья населения, применению вспомогательных репродуктивных технологий, профилактике и снижению числа абортов, поддержке молодых и студенческих семей с детьми; меры поддержки семьи при рождении детей в зависимости от очередности рождений; создаются условия для совмещения профессиональных и семейных обязанностей, в том числе по содействию занятости родителей, имеющих малолетних детей и обеспечению услугами присмотра и ухода за детьми в возрасте до трех лет и от трех до семи лет; оказывается содействие улучшению жилищных условий, в том числе предоставляются семьям, имеющим трех и более детей, земельные участки; проводится пропаганда семейных ценностей, а также действия, направленные на повышение информированности населения о мерах поддержки семей с детьми. Примерная структура плана предложена Минтрудом России[9]. Реализация региональных планов позволит сохранить позитивные демографические тренды.

 

Литература

Демографический ежегодник России. 1997 год. Статистический сборник // Госкомстат России, 1998.

Демографический ежегодник России. 1999 год. Статистический сборник // Госкомстат России, 2000.

Демографический ежегодник России. 2010 год. Статистический сборник // Росстат, 2010.

Демографический ежегодник России. 2013 год. Статистический сборник // Росстат, 2014.


[1] Федеральный закон от 1 декабря 2014 года № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»

[2] Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации // http://remadmin.donland.ru/Data/Sites/52/media/главная страница/2015/новости/январь/doklad_o_polozhenii_detej_za_2013_god.pdf

[3] Там же

[4] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2014 года № 2640-р «О распределении в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям в связи с рождением третьего или последующих детей».

[5] О материнском (семейном) капитале // http://government.ru/info/8811/

[6] Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».

[7] О совмещении женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью и об организации профессионального обучения женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет // http://government.ru/orders/12269/

[8] Естественное движение населения в разрезе субъектов Российской Федерации за январь-ноябрь 2014 года // http://www.gks.ru/free_doc/2014/demo/edn11-14.htm

[9] Примерный план мероприятий субъекта Российской Федерации по повышению рождаемости на период 2014-2018 годы // http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/protection/148

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *