Юрий Ирхин. Глобализация: вызовы и преимущества. Итоги Всемирного конгресса Международной ассоциации политической науки в Монреале

Наука – практике

Рекомендуемая ссылка на статью:
Юрий Ирхин. Глобализация: вызовы и преимущества. Итоги Всемирного конгресса Международной ассоциации политической науки в Монреале // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2014, №5 (91)
.
Юрий Ирхин, доктор философских наук, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (119571, Москва, проспект Вернадского, 82). E-mail: Irkhine@mail.ru
Аннотация: Cтатья посвящена анализу работы ХХIII Всемирного конгресса Международной ассоциации политической науки «Вызовы современному управлению», проходившего в Монреале (Канада), 19–24 июля 2014 года. Автор излагает основные проблемы, озвученные его участниками: вызовы современному управлению, глобализация и управление, публичная политика, качество управления, федерализация.
Ключевые слова: Международная ассоциация политической науки, Российская ассоциация политической науки, вызовы современному управлению, глобализация и управление, публичная политика, качество управления, федерализация.

Всемирный конгресс Международной ассоциации политической науки (International Political Science Association (IPSA)) – представительный интернациональный форум исследователей политики, который проводится один раз в два года. Он дает возможность уловить новые тенденции в развитии отдельных направлений политической науки, познакомиться с результатами исследований специалистов из разных стран мира. Его тема – «Вызовы современному управлению», была призвана охватить те многообразные процессы, преобразования и острые противоречия, которые определяют развитие современного глобализирующегося мира и влияют на состояние и трансформацию управленческих структур, процессов и теорий. Более 2000 ученых в течение шести дней обсуждали тенденции развития политической науки и государственного управления. Россию представляли 20 исследователей [Programme, 2014].

Основной задачей конгресса, обозначенной его программным комитетом, была выработка рекомендаций, которые бы могли улучшить качество управления. Акцентировано внимание на важности анализа эволюции современного управления перед лицом многочисленных вызовов в условиях глобализации. Среди них:

– политические, экономические и социальные системы становятся более фрагментированными, но это создает необходимость и более комплексного анализа глобальных стратегических инициатив;

– разнообразие ценностей, подходов и поведения индивидов и групп вызывает большую диверсификацию политического участия и инклюзии;

– поскольку увеличивается количество структур, которые выражают различные интересы, то системы управления становятся более сложными, более трудными для интерпретации и понимания, а также менее отзывчивыми к инициативным гражданам;

– возрастают риски того, что демократически качество политических систем будет ухудшаться вследствие возрастающего влияния решений техническо–административных и технократических экспертов.

Важную роль в работе конгресса сыграли пленарные секции, объединившие большое количество участников. Интересным было заседание «Вызовы современного управления: новое открытие искусства публичной администрации». Его провел председатель программного комитета ХоффманМарино, а основным докладчиком выступил известный политолог Род Роудз (профессор государствоведения университета Саутгемптона, президент ассоциации политических исследований Великобритании, профессор кафедры управления австралийского университета Гриффитса, Брисбен). Он обратил внимание на происходящий сдвиг в понимании роли и функций государственной администрации в современных условиях [Rhodes, Tiernan, 2014. p. 213].

Дело в том, что реформы под флагом нового государственного менеджмента хотя и способствовали повышению эффективности государственного управления, но вели к понижению роли представительных органов, жесткой бюрократизации администрации, менеджеризации в ущерб общественной политике, недооценке роли публичности государственных услуг.

Сегодня государственная администрация, по мнению докладчика и ряда других политологов, принявших участие в обсуждении, должна становиться более публичной. Целесообразно ее развитие и совершенствование по таким направлениям, как повышение эффективности взаимодействия с различными группами интересов и гражданами; большая открытость к обсуждению выдвигаемых обществом или объединениями граждан различных инициатив; совершенствование управленческой деятельности в парадигме обратной связи; оптимальная прозрачность в деятельности государственных структур; широкое использование технологий «электронного правительства» и др. В этом смысле можно говорить о расширении содержания и актуализации понятия «публичная администрация».

Участники этой сессии обратили внимание на значение аксиологического (ценностного) подхода в анализе публичного управления. Если государство (администрация) не рассматривает услуги с точки зрения их публичности, ценности, блага, то оно начинает терять доверие общества, может возникнуть кризис его легитимности, ответственности. Говорилось о необходимости умелого использования ведущих управленческих подходов: традиционно-рационального (эффективная бюрократия), нового государственного менеджмента (включая неолиберальную модель с акцентом на рынках, контрактах и аутсорсинге, а также постнеолиберальную, с ограниченным использованием бюрократии, рынков и сетей), публичной администрации (или управления) и менеджмента публичных ценностей. Обращалось внимание на необходимость правильного выбора и развития соответствующих моделей государственного управления, творческого применения их к особым условиям каждой страны. Первый министр Уэльса К. Джонс дискутировал по вопросу о федеративном будущем Великобритании в связи с референдумом в Шотландии.

Пленарную сессию «Глобализация и местные политические изменения» провела президент IPSA Хелен Милнер (США). В ней приняли участие американские исследователи: А. Джамал (Принстонский университет), С. Мейнсфилд (Пенсильванский университет), Л. Сола (Бразилия, в прошлом президент IPSA, университет Сан-Паулу) и Н. Пудра (Питтсбургский университет). Они рассмотрели проблемы воздействия глобализации на изменения в местной политике на примерах Среднего Востока, Северной Африки, Соединенных Штатов Америки, Индии и Южно-Африканской Республики. Ими было показано, как местные условия влияют на развитие торговли и увеличение иностранных инвестиций. Х. Милнер подчеркнула, что развивающиеся страны ныне представляют 50% мировой экономики, но дальнейшими препятствиями в ее развитии являются бедность и безработица. Участники сессии озвучили, почему некоторые развивающиеся страны не воспользовались преимуществами, которые дает глобализация. Это такие причины, как конфликты, отток иностранных инвестиций, неразвитый производственный сектор и др. В этой связи появляется необходимость проведения соответствующих реформ в глобальном управлении, а также международной политики, обеспечивающей безопасность.

На конгрессе также рассматривались вопросы истории политической науки и IPSA. Одна из сессий была посвящена вкладу XI конгресса IPSA, состоявшемуся в Москве в 1979 году, и сделавшему важный вклад в развитие политических исследований в России в парадигме этой организации.

В целом в докладах конгресса отмечалось, что сложносоставной характер управления требует глобального осмысления и использования как теоретических, так и прикладных междисциплинарных подходов; более тесного взаимодействия различных исследователей. Обращалось внимание на важность изучения различных сравнительных стратегий и средств, посредством которых те или иные модели управления разрабатываются, продвигаются или даже предписываются.

В ряде докладов было показано, что современные управленческие концепции целесообразно дополнять ценностно-ориентированными подходами с учетом интересов основных акторов управления. Был отмечен сдвиг от исследовательского интереса с формального анализа политических институтов англо-саксонской или европейско-континентальной демократии на изучение объективных факторов эффективности управления и управляемости в разных странах.

На конгрессе было показано, что в условиях трансформаций, кризисов и усложняющегося развития общества государство в известной степени преобразовывается; повышается требовательность к его компетентности и ответственности; возрастают требования к качеству самого процесса управления, интегрирующего целый ряд акторов, государственных управленцев и их окружение. Высоко оценивалось использование современных информационных технологий в различных управленческих структурах в парадигмах «электронного правительства» и «электронной демократии», возрастания роли информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в деятельности организаций гражданского общества.

На конгрессе было избрано новое руководство IPSA. Ее президентом на 2014–2016 годы стал известный японский политолог, профессор Аиджи Танака (исполнительный директор академических исследований университета Васеда в Токио).

Следующий, XXIV Всемирный конгресс Международной ассоциации политической науки по теме «Политика в мире неравенства» состоится в Стамбуле 23–28 июля 2016 года.

 

Литература

Programme. IPSA. 23rd World Congress of Political Science. Challenges of Contemporary Governance, July19–24, 2014,  Montreal, Quebec–Canada.

Rhodes R. A. W., Tiernan A. Lessons in Governing. Melbourn University Press, 2014.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *