Ирина Глинская. Роль зарубежных и российских средств массовой информации в создании имиджа России

Власть и общество

Рекомендуемая ссылка на статью:
Ирина Глинская. Роль зарубежных и российских средств массовой информации в создании имиджа России // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2014, №3 (89)
.
Ирина Глинская, доктор политических наук, доцент Института мировой экономики и бизнеса Российского университета дружбы народов (117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6). E-mail: irina_glinskaya@mail.ru
Аннотация: В статье рассматривается влияние отечественных и иностранных средств массовой информации на формирование имиджа России за рубежом. В качестве примера автор рассматривает освещение российскими и западными средствами массовой информации Грузино-Осетинского конфликта 2008 года, события на Украине в 2014 году. Автор демонстрирует роль российских средств массовой информации, которая заключается не только в том, чтобы осуществлять мониторинг глобализации, представлять различные точки зрения по этой проблеме, но и в том, чтобы с помощью институтов государства и гражданского общества активно отражать, формировать и направлять массовое сознание, адаптируя его к сущностным процессам глобализации в целях гуманистически ориентированного развития. Главной задачей, стоящей перед российскими средствами массовой информации и коммуникации, сегодня является всесторонний анализ  деятельности по вкладу в становление российского государства, российской науки и культуры, а также – информационное противодействие дезинформации в адрес российского политического руководства, противодействие  информационным агрессиям, направленным на дестабилизацию российского общества. Укрепляя государство и защищая свои национальные интересы с помощью средств массовой информации, Россия сможет занять достойное место в глобальном информационном пространстве и укрепить свой имидж на мировой арене.
Ключевые слова: средства массовой информации, информационные войны, имидж.

Поскольку имидж общества не может значительно отклоняться от его состояния, задача конструирования благоприятного имиджа определяет в том числе и вектор развития самого общества. При этом данные приоритеты носят максимально объективный характер, так как чаще всего соответствуют внутренним потребностям общества и его приоритетам во внешнем мире. В определенной мере имидж общества детерминирует также и влияние на него со стороны внешнего мира. По этим причинам формирование имиджа общества является одним из ключевых инструментов его развития. Несмотря на то, что наблюдается существенное развитие экономических отношений России со странами Запада, имеет место недопонимание между государствами, связанное с психологическими стереотипами и взаимными представлениями, уходящими своими истоками в период «холодной войны». Разрешение этого скрытого конфликта между Россией и странами Запада –  необходимое условие эффективной интеграции России в мировое сообщество. Россия по-прежнему часто и во многих сферах воспринимается как вызов или угроза стабильности в Европе и во всем мире. Освещение России через западно-европейские средства массовой информации носит в основном негативный характер. Основными направлениями критики России в средствах массовой информации являются  [Гаджиев, 2007. С. 6]:

  • российская демократия не соответствует западным представлениям;
  • Россия противоречит Западу, не отказываясь от его помощи;
  • интеграционные тенденции с российским участием часто воспринимаются как возрождение ее «имперских амбиций»;
  • российское общество криминализировано и коррумпировано.

Текущая ситуация предопределена не только реальными проблемами российского общества, но и отсутствием системы информационной защиты внутри страны. Облик России и российского бизнеса как фактор их конкурентоспособности будет приобретать все большее значение по мере  укрепления и интеграции в мировое сообщество. Соответственно, будут нарастать усилия по дискредитации России и российского бизнеса, являющегося естественным проявлением конкурентной борьбы. И в этой ситуации российское общество будет еще более остро нуждаться в системе «информационной защиты», нейтрализующей попытки его дискредитации. Для этого необходима комплексная стратегия, включающая в себя ряд элементов [Нарочницкая, 2007]:

– преодоление негативных внутренних факторов, детерминирующих вектор развития бизнеса и определяющих, тем самым, образ страны на мировой политической арене;

– собственная работа с иностранными средствами массовой информации и создание необходимого имиджа;

– развитие образа России за счет переговоров и договоренностей с другими странами, в том числе и со странами Содружества Независимых Государств;

– систематическое усовершенствование законодательства, развитие прав и свобод человека и проведение общественно значимых мероприятий.

На примере освещения событий во время грузино-осетинского конфликта можно увидеть, как создавался негативный имидж России. Страны НАТО с помощью средств массовой информации пытались сформировать общественное мнение о том, что Россия попирает международное право на территории Грузии, нарушает резолюции Совета Безопасности Организации Объединённых Наций и об этом уже открыто говорили западные политические деятели. Так 23 августа 2008 года министр иностранных дел Великобритании Д. Милибэнд выступил с интервью в прямом эфире BBC (British Broadcasting Corporation), заявив об этом  и пообещав «практическую существенную военную помощь Грузии», о которой она просила вместе с экономической, гуманитарной и политической помощью.  Стоит  упомянуть, что 15 сентября 2008 года во время визита Генерального секретаря  НАТО в Тбилиси был подписан документ о создании Комиссии  НАТО-Грузия. В тот же день Яап де Хооп Схеффер заявил в прессе, что если российские войска будут оставаться в Абхазии и Южной Осетии, то работа Совета Россия-НАТО, вероятно,  возобновится нескоро.  26 августа 2008 года  Д. Милибэнд выступил уже с резким осуждением признания Россией Абхазии и Южной Осетии и выразил решимость создать «максимально широкую коалицию против агрессии России в отношении Грузии». Бывшая администрация США выступила с резкой критикой в адрес России. Во время визита в Тбилиси  15 августа 2008 года  Госсекретарь Соединённых Штатов Америки К. Райс на совместной с президентом Грузии пресс-конференции, гневно потребовала вывода российских войск с территории Грузии. Комментируя эту пресс-конференцию, корреспондент газеты «New-York Times» сообщил, что «нечеткость изначальной формулировки «шести принципов» позволила России оправдать свою оккупацию Гори после того, как две страны согласились на прекращение огня[1].

Действия России по принуждению к миру преподносились западными лидерами как продолжение тенденций к «авторитаризму», которые проявлялись, по мнению Запада, во внутриполитической жизни страны. Это подтверждает заявление К. Райс в речи 18 сентября 2008 года в фонде Маршалла в Вашингтоне: «Россия все больше авторитарна на своей территории и агрессивна за ее пределами».  В качестве примеров агрессивности во внешней политике она привела:  «запугивание Россией ее соседей», «использование  нефти и газа как политического оружия», «приостановление членства в Договоре об обычных вооружённых силах в Европе», «угрозу нацелить на мирные государства ядерное оружие», а также «преследование и убийства российских журналистов, диссидентов»[2].

Это выступление госсекретаря Соединённых Штатов Америки было особенно резким и явно противоречило выступлению председателя Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций Мигеля д’Эското Брокмана на пресс-конференции в штаб-квартире организации 17 сентября 2008 года: «Грузия, вторгнувшись в Южную Осетию, совершила акт агрессии и нарушила Устав Организации Объединённых Наций».

Таким образом, имидж России в Соединённых Штатах Америки, в странах Европейского союза, где уже существовал ряд негативных стереотипов в массовом сознании, приобрел еще более негативную окраску во время грузино-осетинского конфликта. К сожалению,  Россия не смогла в тот момент противостоять информационной атаке Запада и упустила время и возможности, чтобы дать ей своевременный отпор. Вслед за этими событиями в Москве был создан информационный телеканал, вещающий на многих иностранных языках – «Россия сегодня» («Russia Today»), задачей которого является объективное освещение событий внутри страны, международных событий и дается отношение к ним со стороны России.

События на Украине в начале 2014 года спровоцировали информационную войну, участниками которой стали многие государства, причем сценарий повторяется, но подготовлен он отнюдь не российской стороной, хотя именно в этом ее обвиняют зарубежные средства массовой информации. «Россия пошла еще дальше в Абхазии и Южной Осетии, где промосковские сепаратисты выступали против руководства Грузии. Россия просто раздала паспорта жителям этих республик, а потом якобы спасла своих граждан от грузинской агрессии»[3]. Такие высказывания можно увидеть в наши дни на страницах зарубежной прессы. А это выдержка из обращения исполняющего обязанности президента Украины А. Турчинова к населению Украины: «Под видом военных учений Россия ввела войска в Автономную Республику Крым. И не только захватили парламент Крыма, Кабинет министров  Крыма, они пробуют брать под контроль гражданские объекты, коммуникации, пробуют блокировать местоположения украинских военных. Они провоцируют нас на военный конфликт. По данным нашей разведки, они отрабатывают сценарий, который полностью аналогичен абхазскому, когда, спровоцировав конфликт, они начали аннексию территории»[4]. Аналогичная дезинформация в адрес России поступала из многих информационных источников. «Без сомнений, Россия – это геополитический враг Америки номер один… Россия представляет собой опасность для мира на планете, потому что она сильна в военном отношении, но слаба в экономическом, политическом и нравственном смыслах… Стабилизация американского доллара и наша способность ассимилировать талантливых иммигрантов нанесут поражение российскому реваншизму»[5]. «Даже если Путин остановится на Крыме, аннексия этого полуострова в Черном море станет первым подобным шагом в Европе с конца Второй мировой войны, уничтожив давние предположения о безопасности на европейском континенте и, возможно, приведя Россию к периоду длительной изоляции», – пишет газета «Wall Street Journal». «Как бы Путин ни оправдывал себя, следует помнить, что мы имеем дело с преступлением — с совершенной Россией кражей суверенной территории… Запад не может и не должен закрывать на это глаза», — пишет «The Telegraph». «Давайте считать действия России тем, что они есть — то есть незаконным неоимпериалистическим актом», — призывает «Guardian»[6].

Многие комментарии по отношению к внешней политике России носят резкий и агрессивный характер. При этом Украина заблокировала ряд российских каналов на своей территории, и  граждане Украины получают информацию в одностороннем порядке.

Однако российская пресса заняла жесткую позицию по отношению к новому руководству Украины, захватившему власть насильственным путем. Российские средства массовой информации привлекали политиков, ученых, общественных деятелей для обсуждения ситуации на Украине, на территории Крыма. Информационная война, развязанная Соединёнными Штатами Америки и  странами-участницами НАТО, получила отпор со стороны российских средств массовой информации. Результаты референдума в Крыму и Севастополе показали, что народ сам сделал свой выбор в пользу России.  Таким образом, попытки ряда зарубежных средств массовой информации сформировать негативный имидж России в мире, не увенчались успехом. Странам Евросоюза придется пересмотреть свои решения по введению экономических санкций против России.

Роль российских средств массовой информации – не только осуществлять мониторинг глобализации, представлять различные точки зрения по этой проблеме, но и с помощью институтов государства и гражданского общества, активно отражать, формировать и направлять массовое сознание, адаптируя его к сущностным процессам глобализации в целях гуманистически ориентированного развития. Главной задачей, стоящей перед российскими средствами массовой информации и коммуникации сегодня является всесторонний анализ своей деятельности по вкладу в становление российского государства, российской науки, российской культуры, а также – информационное противодействие дезинформации в адрес российского политического руководства, противодействие  информационным агрессиям, направленным на дестабилизацию российского общества. Укрепляя государство и защищая свои национальные интересы с помощью средств массовой информации, Россия сможет занять достойное место в глобальном информационном пространстве и укрепить свой имидж на мировой арене.

 

Литература

Гаджиев К.С. Имидж как инструмент культурной гегемонии // Мировая экономика и международные отношения. 2007. № 12.

Нарочницкая Н. После Мюнхена: о суверенной демократии, о мире русских и России в мире // Аналитические записки. 2007. № 21


[1] Выпуск BBC Newsnight от 23 августа 2008 г.

[2] The New York Times [oficial website] // http://www.nytimes.com/2008/08/16/world/europe/16georgia.html? pagewanted=2&_r=1&8au&emc=au

[3] М. Веллер. События в Крыму: что говорит международное право // http://www.bbc.co.uk/russian/international/ 2014/03/140309_crimea_international_law.shtml

[4] Обама: вторжение России на Украину грозит последствиями // http://www.bbc.co.uk/russian/international/ 2014/03/140301_crimea_obama_reaction.shtml

[5] Putin And Russia Can’t Wreck The U.S. Economy, But President Obama Can Wreck Russia’s // http://inosmi.ru/ world/20140316/218589817.html#ixzz2wLsD5y18

[6] http://www.inosmi.ru/overview/20140319/218740950.html#ixzz2wRlMwVbt

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *