Сергей Раевский, Альберт Семенов. Особенности реализации региональных инвестиционных проектов в Республике Саха (Якутия) на период до 2020 года

От теории – к практике

Рекомендуемая ссылка на статью:
Сергей Раевский, Альберт Семенов. Особенности реализации региональных инвестиционных проектов в Республике Саха (Якутия) на период до 2020 года // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2014, №4 (90)
.
Сергей Раевский, доктор экономических наук, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. (119571, Москва, пр-т Вернадского, 82). E-mail: svraevsky@sumail.ru
Альберт Семенов, кандидат экономических наук, генеральный директор ООО «Торгово-промышленная компания «Якутия» (677000, Якутск, пр-т Ленина, 4). E-mail:  sealn@yandex.ru
Аннотация: В статье рассматриваются механизмы реализации приоритетных инвестиционных проектов в Республике Саха (Якутия) на ближайшую перспективу. Проанализированы основные крупные инвестиционные проекты развития региона и их место в инвестиционной стратегии Республики Саха (Якутия).
Ключевые слова: инвестиционный проект, стратегические приоритеты, особая экономическая зона, кластер, инвестиционная стратегия.

Главной целью социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2020 года является совершенствование отраслевой структуры экономики и ее пространственной организации, что в перспективе позволит добиться существенного роста эффективности производства и повышения качества жизни населения на основе устойчивого развития региональных экосистем [Схема комплексного развития производительных сил…, 2006].

Основные задачи экономического и социального развития Республики Саха (Якутия) на период до 2020 года заключаются в следующем:

  • создание энергетической, транспортной и информационной инфраструктуры, которая обеспечит эффективное развитие базовых производственных отраслей и улучшение условий проживания населения;
  • масштабная диверсификация структуры экономики региона на основе динамичного развития топливно-энергетического комплекса, лесного хозяйства, черной и цветной металлургии, малого бизнеса и туризма;
  • развитие новых информационных технологий для формирования единого республиканского информационного пространства, предоставление качественных современных услуг связи жителям отдаленных поселков (дистанционное образование, телемедицина);
  • развитие материально-технической базы строительной отрасли для ускорения жилищного строительства и осуществления масштабных инвестиционных программ;
  • совершенствование пространственной организации экономики, включая устранение резких контрастов в социально-экономическом развитии между отдельными районами республики, формирование приоритетных «точек роста», региональных и межрегиональных кластеров;
  • улучшение предоставления населению качественных социальных услуг, особенно в сельских поселениях и отдаленных улусах;
  • поддержка реализации республиканских проектов в области здравоохранения, образования, строительства жилья, включая ликвидацию ветхого и аварийного фондов;
  • увеличение реальных денежных доходов населения; улучшение демографической ситуации; повышение занятости; улучшение обеспечения товарного рынка;
  • переход от федеральных финансовых дотаций к совместному масштабному инвестированию в перспективные проекты, которые призваны способствовать устойчивому социально-экономическому развитию республики и повышению бюджетной обеспеченности региона.

Наряду с развитием нефтегазодобычи, угольной промышленности, электроэнергетики, важнейшим направлением в региональной стратегии является всемерное совершенствование транспортного комплекса. Необходимо создать транспортную круглогодичную наземную сеть с опорой на железную дорогу до Якутска. В последующем ее следует продолжить как в восточном направлении (Магадан, Чукотка, Северная Америка через Берингов пролив), так и через развивающуюся западную часть республики в соответствии с проектом Севсиба (Северо-Сибирская железнодорожная магистраль, которая должна соединить железнодорожную сеть Ханты-Мансийского автономного округа с Байкало-Амурской магистралью). Строительство железной дороги должно сопровождаться появлением крупных транспортно-логистических узлов с использованием других видов транспорта, в том числе автодорог с твердым покрытием до центров всех улусов. В период навигации большое значение имеет развитие воднотранспортной сети, обеспечивающей, наряду с внутренними, и транзитные (международные) перевозки между Транссибом и Северным морским путем (СМП).

Суровые климатические условия вызывают резко выраженную сезонность функционирования региональной транспортной системы, что приводит к длительным срокам доставки и значительным дополнительным расходам на сезонное хранение грузов. Для 85% территории республики использование водного и наземных видов транспорта крайне ограничено и доступно только в определенный период времени. В среднем завозимые в республику грузы находятся в движении 270–280 дней, а с учетом времени на хранение – и более года (до 400–700 дней для самых отдаленных районов). В результате удельный вес транспортных затрат в стоимости конечной продукции может достигать 40–70% и более, что в несколько раз больше среднероссийского уровня. Все это предопределяет возможность конкурентоспособного развития только производств, выпускающих уникальную продукцию, не имеющую соответствующих аналогов в других странах и регионах.

Густота наземной транспортной сети Республики Саха (Якутия) в 2012 году на 10 тыс. кв. км территории составила: железных дорог общего пользования – 1,7 км против 13 км и 50 км по Дальневосточному федеральному округу и по Российской Федерации соответственно; автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием на 1 тыс. кв. км – 2,6 км (80-е место среди субъектов Федерации) против 5,4 км и 32 км по Дальневосточному федеральному округу и Российской Федерации соответственно. Таким образом, создание круглогодичной надежно и эффективно функционирующей системы наземных видов транспорта – железных и автомобильных дорог – является главным условием устойчивого социально-экономического развития в ближайшем будущем.

Исключительно важную роль в экономике республики играет также трубопроводный транспорт. В основе его развития лежат интересы национальной экономики и перспективы международных контактов. Стратегическим приоритетом, безусловно, является охрана окружающей среды, предполагающая рациональное использование природных ресурсов и сохранение уникальной природы республики.

Долгосрочное развитие республиканской экономики определяется ее местом в единой народнохозяйственной системе России, в сложившихся межрегиональных и внешнеэкономических связях, а также вероятными сценариями, которые обусловливают разные варианты модернизации экономики и диверсификации ее хозяйственной структуры. Важно учитывать и требования глобальных рынков при реализации задач социально-экономического развития Республики Саха (Якутия). В настоящее время для обеспечения перспективного динамичного развития экономики региона на основе кластерного подхода реализуется ряд крупных инвестиционных проектов развития территорий:

  1. «Комплексное развитие Южной Якутии». Целью реализации проекта является создание в Республике Саха (Якутия) с использованием принципов государственно-частного партнерства крупного промышленного района (на базе гидроэнергетики) и промышленных кластеров (гарантированных потребителей электроэнергии), связанных преимущественно с глубокой переработкой имеющихся на территории полезных ископаемых.

Комплексное развитие данного региона предполагает проектирование и строительство:

  • Канкунской гидроэлектростанции; Эльконского горно-металлургического комбината; Южно-Якутского горно-металлургического объединения; Селигдарского горно-химического комплекса; Инаглинского угольного комплекса; Якутского центра газодобычи;
  • железных дорог по маршруту Томмот – Эльконский горно-металлургический комбинат, Косаревский – Селигдарский горно-химический комплекс, Таежная – Таежный горно-обогатительный комбинат, Чульбасс – Инаглинский угольный комплекс, Икабьекан – Тарыннахский горно-обогатительный комбинат;
  • автомобильных дорог по направлениям Томмот – Эльконский горно-металлургический комплекс, Малый Нимныр – Канкунская гидроэлектростанция;
  • электросетевой инфраструктуры (высоковольтные линии электропередачи «Канкунская гидроэлектростанция – Нерюнгри» и подстанция «Нерюнгри», «Канкунская гидроэлектростанция – Алдан» и подстанция «Алдан», электроснабжение Эльконского горно-металлургического комбината, Тарыннахского и Таежного ГОКов, Селигдарского горно-химического комплекса, Инаглинского угольного комплекса).

Завершена разработка проектной документации по объектам транспортной инфраструктуры. Получены положительные заключения государственной экспертизы по проектной документации на Инаглинский угольный комплекс, автомобильные дороги «Томмот – Эльконский ГМК» и «М.Нимныр – створ Канкунской ГЭС» и железные дороги «Чульбасс – Инаглинский УК»; «ст. Томмот – Эльконский горно-металлургический комбинат»; «ст. Икабьекан – Тарыннахский горно-металлургический комбинат»; «ст. Таежная – Таежный горно-обогатительный комбинат».

Продолжено проектирование следующих объектов промышленности:

– Эльконский ГМК; Таежный и Тарыннахский ГОК; Канкунская ГЭС, схема выдачи мощности Канкунской ГЭС, электросетевая инфраструктура.

Уполномоченным институтом развития – «Внешэкономбанком» подготовлены предложения по дальнейшей реализации проекта, которые содержат новые подходы к финансированию строительства инфраструктурно-промышленных комплексов Южной Якутии в части обязательств государства.

  1. «Комплексное развитие Западной Якутии» – в проекте предусматривается создание на основе государственно-частного партнерства предпосылок для формирования в западной части Республики Саха (Якутия) кластера промышленных производств, преимущественно связанных с добычей, транспортировкой и переработкой имеющихся на территории полезных ископаемых (нефти, природного газа, золота, калийных солей и др).

Комплексное развитие региона предполагает в период на 2013–2022 годы реализацию масштабных инвестиционных программ, в частности, разработку Талаканского и Чаяндинского нефтегазоконденсатных месторождений; добычу алмазов в подземных рудниках; строительство Ленского НПЗ и   лесопромышленного комплекса; строительство Мирнинского цементного завода; расширение инфраструктуры электросетей в западной части Якутии;   строительство участка п. Верхнемарково – г. Ленск на автомобильной дороге Якутск – Иркутск.

  1. Главная цель инвестиционной программы «Комплексное развитие Томпонского горнопромышленного района» – формирование на базе принципов государственно-частного партнерства предпосылок для создания нового промышленного района, опирающегося на богатый природно-ресурсный потенциал и развитую транспортно-энергетическую инфраструктуру.

На первом этапе реализации инвестиционной программы, в частности, предусмотрено: разработка Верхне-Менкеченского серебряно-полиметаллического и Нежданинского золоторудного месторождений введение в строй угольной электростанции (Джебарики-Хаинская); строительство электролинии (с ответвлением на Верхне-Менкече) «Хандыга – Теплый Ключ – Развилка – Нежданинское» и др. На втором этапе осуществления программы  возможна разработка Агылкинского медно-вольфрамового и Джалканского медного месторождений, строительство единого горно-обогатительного комбината. В Усть-Янском районе намечается возобновить добычу оловянного концентрата.

  1. Строительство единого транспортного коридора, в частности: железных дорог: Беркакит – Томмот — Якутск с совмещенным железнодорожно-автомобильным мостом на реке Лена у г. Якутска, а также Лена – Непа – Ленск; участков автодороги «Вилюй», строящейся от автотрассы М-53 «Байкал» через Братск, Усть-Кут, Мирный до г. Якутска; автомобильной дороги «Колыма» (Якутск – Магадан), автомобильной дороги «Лена» (Большой Невер – Якутск). Также планируется строительство автодорог «Амга», «Алдан», Анабар», «Яна», «Умнас».
  2. Освоение Яно-Колымской золоторудной провинции, в рамках которого планируется разработка ряда золоторудных месторождений, в частности, в Магаданской области – Наталкинское, Верхний Хакчан, Олбот, Дегдекан, Токичан, Павлик, Игуменско-Родионовское, Осадочное, Чумыш.
  3. Создание особых экономических зон для повышения промышленного, экспортного потенциала региона. В республике предусматривается создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа по производству ювелирных изделий в г. Якутске, поскольку алмазогранильное и ювелирное производства являются одними из основных экспортно-ориентированных отраслей.

Основными задачами в ходе создания данной особой экономической зоны являются: снятие законодательных и административных ограничений развития алмазогранильной и ювелирной отраслей; строительство на территории г. Якутска производственной инфраструктуры для размещения полного цикла производств от огранки алмазов до изготовления ювелирной продукции с бриллиантами.

Появление особой экономической зоны в Якутске (в 2014–2015 годы)  поможет:

– увеличить в 10 раз переработку алмазного сырья, а ювелирное производство – в 23,6 раза;

– диверсифицировать экономическую систему региона за счет создания в Якутске центра по огранке алмазов и производству ювелирной продукции с использованием  бриллиантов (с ориентацией на экспорт);

– укрепить место России на международном ювелирном рынке (более 10% в мировом производстве бриллиантов и до 5% в мировом производстве изделий с ними);

– появлению новых рабочих мест;

– увеличить размер налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

  1. Создание туристско-рекреационного кластера. Якутия, безусловно, выступает перспективным туристическим центром на Дальнем Востоке, способным удовлетворить потребности туристов.

4 октября 2012 года Президентом Республики Саха (Якутия) утверждена Инвестиционная стратегия республики на период до 2016 года [Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 4 октября 2012 года № 1652…].

В соответствии с целями стратегии общий объем накопленных внутренних инвестиций с 2013 по 2016 годы должен составить 1,5 трлн руб. Соотношение внебюджетных инвестиций к бюджетным должно быть доведено до уровня не ниже 4:1. Отношение объема инвестиций к ВРП должно достигнуть 65%, а общий объем инвестиций составить 400 тыс. руб. в расчете на одного жителя.

В основе реализации стратегии лежит формирование инвестиционной инфраструктуры, представляющей собой взаимосвязанную систему участников инвестиционного процесса, призванных создавать условия и обеспечивать эффективную инвестиционную деятельность.

Эффективным механизмом реализации инвестиционных проектов может стать создание территориально локализованных зон инвестиционной активности на основе кластерного подхода [Винокурова, Раевский, 2007. С.27–30]. Очевидно, что концентрация инвестиций в рамках определенной территории позволяет в результате пространственной близости создаваемых предприятий и организаций получить дополнительные экономические эффекты от реализации региональных инвестиционных проектов в форме территориального кластера, а именно:

– эффект от совместного использования региональной инфраструктуры в результате формирования территориального комплекса из большого числа различных субъектов хозяйствования, участвующих в комплексном освоении природных ресурсов региона;

– эффект, заключающийся в снижении транспортных затрат при оптимизации логистических схем доставки различных грузов;

– эффект от снижения транзакционных издержек в результате формирования на территории взаимосвязанного сочетания производственных и непроизводственных предприятий и организаций;

– эффект от повышения конечных результатов хозяйственной деятельности в результате улучшения экологической ситуации.

Экономия затрат при условии компактного и взаимосвязанного размещения предприятий на конкретной территории может достигать 10–15% от общего объема инвестиций. Таким образом, при первоначальной стоимости реализации инвестиционного проекта «Комплексное развитие Южной Якутии», составляющей 413 602 млн рублей [Схема комплексного развития производительных сил…, 2006], дополнительной экономический эффект может составить около 40 млрд рублей.

В рамках реализации Инвестиционной стратегии республики, согласно приказу Министерства по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия) и Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) от 14 марта 2013 года № П-042/П-01-18, было создано общество с ограниченной ответственностью «Центр кластерного развития». Его основными задачами определены участие в формировании инвестиционной и инновационной инфраструктуры Республики Саха (Якутия); привлечение инвестиций в экономику республики; повышение конкурентоспособности и деловой активности субъектов малого и среднего предпринимательства.

Также в 2013 году создано ГБУ «Агентство инвестиционного развития Республики Саха (Якутия)», которое осуществляет функции сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна». В республике утвержден соответствующий регламент, нацеленный на унификацию порядка взаимодействия инвесторов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, оказание содействия инвесторам.

Запущен в пилотном режиме интернет-портал – информационное «окно» для инвестора, который призван содействовать поиску и реализации инвестиционных возможностей Якутии за счет продвижения перспективных проектов, предоставления оперативной актуальной информации, содействия в поиске инвестиционных ресурсов, всесторонней поддержки осуществления взаимовыгодных инвестиционных сделок. Интернет-портал «Инвестиционный климат Республики Саха (Якутия)» разработан на русском, английском, корейском языках и адаптирован к использованию на Android и iOS. В недалеком будущем планируется запуск версий на японском и китайском языках.

Для обеспечения открытого диалога и согласованных действий органов власти, бизнеса, общественности, экспертных и научных сообществ создан Совет по инвестиционной политике при Президенте Республики Саха (Якутия). Для реализации единой государственной политики государственно-частного партнерства функционирует координационный совет по ГЧП.

Среди институтов развития инвестиционной деятельности в республике функционирует ОАО «Республиканская инвестиционная компания» с функциями фонда прямых инвестиций Республики Саха (Якутия), направленного на реализацию инвестиционных проектов частного бизнеса, действующих предприятий, Залогового фонда Республики Саха (Якутия).

В целях финансирования инфраструктурных проектов на основе механизма государственно-частного партнерства планируется создание Регионального инвестиционного фонда. Для развития наиболее перспективного инновационного и наукоемкого сегмента инвестиционной деятельности в 2012 году создана ОАО Венчурная компания «Якутия», которая прорабатывает проекты в области агропромышленного комплекса, инновационной энергетики, биотехнологий, фармацевтики, медицины, IT-технологий, газовой, нефтехимической, горнодобывающей и лесной промышленности.

С целью формирования технических площадок, парков, полигонов для стартапов создан ГАУ «Технопарк «Якутия», в деятельности которого участвуют научные учреждения, крупные компании и общественные организации республики.

На заседании Совета по инвестиционной политике была одобрена идея создания «Корпорации развития Якутии» на базе уже имеющегося наработанного опыта «Корпорации развития Южной Якутии».

Успешное осуществление инвестиционной стратегии даст толчок для ускорения социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) прежде всего за счет привлечения внебюджетного финансирования, активизации инвестиционных процессов и оптимального государственного управления инвестиционной сферой. Предполагается, что в 2014 году объем инвестиций составит около 280 миллиардов рублей.

 

Литература

Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 4 октября  2012 года № 1652 «Об инвестиционной стратегии Республики Саха (Якутия) на период до 2016 года и основных направлениях до 2030 года».

Винокурова Ю.В., Раевский С.В. Кластерная концепция организации структуры экономики регионов // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 5 (44). С. 27–30.

Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года: Утверждена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 6 сентября 2006 года № 411. М.; Якутск, 2006.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *