Институт президентства и эффективность взаимодействия государственных органов

Теория и практика управления

Рекомендуемая ссылка на статью:
В.Н. Прокофьев, Институт президентства и эффективность взаимодействия государственных органов // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2017, №2 (106)
, с. 6-11.

Вадим Николаевич Прокофьева

аНациональный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

DOI: 10.22394/2070-8378-2017-19-2-6-11

Аннотация:
В статье рассматриваются полномочия Президента Российской Федерации по обеспечению разделения властей и эффективности взаимодействия государственных органов. Несмотря на важность места института президентства в конституционно-правовых исследованиях, до сих пор не выработано единого подхода к этому вопросу. За годы становления российской государственности список полномочий Президента существенно изменился. Автор анализирует полномочия главы государства в рамках отдельных ветвей власти. Установлено, что место Президента имеет несколько более высокий характер, чем место Правительства и Парламента, однако это обусловлено именно конституционно-правовой природой президентской модели. Сделан вывод о том, что президентская власть имеет особый характер, однако вписана в систему государственной властной триады, что обеспечивает эффективное взаимодействие всех ее составных частей. Подчеркивается роль Конституционного суда Российской Федерации по разрешению спорных вопросов о взаимодействии государственных органов. Отмечается сохраняющийся перевес полномочий Президента над полномочиями субъектов Российской Федерации, что объясняется необходимостью формирования устойчивой вертикали власти и обеспечением единства правового пространства. Однако эти цели уже достигнуты, и сейчас наблюдается некоторое ограничение принципа федерализма. Автор раскрывает значение полномочий Президента в системе разделения властей и обосновывает их «арбитражный» характер. Подчеркивается, что полномочия каждой ветви власти в законодательстве четко не закреплены, что позволяет размывать принцип разделения властей и вызывает снижение эффективности функционирования властных институтов. В президентской республике, какой является Россия, чрезмерно жесткое разделение властей ведет к несбалансированности отдельных ветвей власти и даже напряженности внутри самих ветвей власти. Особенностью президентских полномочий является применение главой государства согласительных процедур.

Abstract:
The President’s powers as a tool for provision of the separation of powers and the efficiency of the interaction of state bodies are considered in this article. Despite the importance of the place of the presidency institution in the constitutional-legal research, a unified approach to this issue has not been developed yet. During the formative years of Russia’s statehood the list of the President’s powers has changed significantly. The author analyzes the President’s powers in the framework of the separate branches of power. It is established that the position of the President is higher than the position of the Government and Parliament, however, this happens due to the constitutional legal nature of the presidential model. It is concluded that the presidential power has a special nature, but it is inscribed in the system of state power of the triad that provides effective interaction of all its constituent parts. The role of the constitutional Court of the Russian Federation for the resolution of issues of interaction of state bodies is emphasized. The continuing preponderance of the powers of the President over the powers of constituent entities of the Russian Federation due to the need for formation of the sustainable vertical of power and ensuring of unity of legal space is noted. However, these goals have been achieved already and now some restriction of the principle of federalism can be observed. The author reveals the significance of the President’s powers in the system of separation of powers and justifies their «arbitration» nature. It is emphasized that the powers of each branch of government in the law are not clearly established, allowing to blur the principle of separation of powers and causing a decrease in efficiency of functioning of government institutions. In the presidential republic, like Russia, excessively strong separation of powers leads to the disbalance of separate branches of power and even to the tension inside the branches of power. The distinctive feature of the presidential authorities is the application of conciliation procedures by the head of the state.

Ключевые слова:
президентство, система разделения властей, ветви власти, полномочия, государственные органы

Keywords:
presidency, system of separation of powers, branches of powers, powers, state bodies

Литература:
Безруков А.В. Укрепление единства государственной власти Президентом России при проведении преобразований в системе федеративных отношений // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2012. Вып. 12.
Быкова Е.А. Согласительные процедуры как особенность полномочий Президента Российской Федерации // Общество и право, 2011 № 3 (35).
Краснов М.А. Законодательно закрепленные полномочия Президента России: необходимость или сервилизм // Сравнительное конституционное обозрение. 2011. № 4.
Шхагапсоев З.Л. Президент России в системе разделения власти РФ: место и роль // Общество и право, 2007 № 2 (16).

References:
Bezrukov A.V. Ukreplenie edinstva gosudarstvennoj vlasti Prezidentom Rossii pri provedenii preobrazovanij v sisteme federativnyh otnoshenij [Strengthening of the unity of the state power by the President of Russia during the realization of the transformations in the system of the federative relations]. In: Nauchnyj ezhegodnik Instituta filosofii i prava Ural’skogo otdelenija Rossijskoj akademii nauk. 2012. No. 12. In Russian.
Bykova E.A. Soglasitel’nye procedury kak osobennost’ polnomochij Prezidenta Rossijskoj Federacii [Conciliation procedures as a peculiarity of authority of the President of the Russian Federation]. In: Obshhestvo i pravo, 2011 No. 3 (35). In Russian.
Krasnov M.A. Zakonodatel’no zakreplennye polnomochija Prezidenta Rossii: neobhodimost’ ili servilizm [Secured in legislation of the authorities of the President of Russia: necessity or servilism]. In: Sravnitel’noe konstitucionnoe obozrenie. 2011. No. 4. In Russian.
Shhagapsoev Z.L. Prezident Rossii v sisteme razdelenija vlasti RF: mesto i rol’ [President of Russia in the system of separation of powers of the RF: place and role]. In: Obshhestvo i pravo, 2007 No. 2 (16). In Russian.

Статьи в режиме Open Access публикуются в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *