Сергей Раевский. Стратегические приоритеты приграничного сотрудничества Приморского края

Управление регионом

Рекомендуемая ссылка на статью:
Сергей Раевский. Стратегические приоритеты приграничного сотрудничества Приморского края // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2015, №4 (96)
.
Сергей Раевский, доктор экономических наук, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (119571, Москва, проспект Вернадского, 82). E-mail: svraevsky@mail.ru
Аннотация: В статье рассматриваются приоритеты приграничного сотрудничества Приморского края. Отмечается, что управление социально-экономическим развитием приграничного региона самым тесным образом связано с вопросами эффективной организации международного экономического сотрудничества с сопредельными государствами. Проанализированы проблемы, с которыми сталкивается развитие приграничного взаимодействия на Дальнем Востоке и в Приморском крае. Показана важность формирования имиджа региона для роста эффективности экономического сотрудничества. Рассмотрено значение ускоренного развития в ближайшей перспективе Приморского края как стратегического субъекта Российской Федерации, непосредственно граничащего со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Обозначены главные стратегические направления в использовании потенциалов приграничного положения.
Ключевые слова: приграничное сотрудничество, стратегические приоритеты, приграничный регион, территории опережающего развития, институты развития.

Управление социально-экономическим развитием приграничного региона самым тесным образом связано с вопросами эффективной организации международного экономического сотрудничества с сопредельными государствами. Приграничный регион, являясь, как и любой другой регион, открытой социально-экономической системой, обладает способностью к относительно самостоятельному развитию экономики, социальной сферы, но вместе с тем сильно зависит от внешних факторов. К числу таких факторов относится экономическая интеграция региона с сопредельными территориями, в том числе развитие его внешнеэкономических связей [Лысенко, 2009].

В последние годы государственное и муниципальное управление приграничными территориями существенно видоизменяется, что вызвано тенденциями развития глобализации и процессами адаптации. Исследователи отмечают существенные изменения как в содержании государственного управления, так и в направленности развития современных систем управления на региональном уровне.

Данные изменения вызваны объективными процессами, основными среди которых на уровне приграничного региона являются [Экономическое сотрудничество Дальнего Востока России…, 2007]:

  • глобальные экономические, экологические, политические, гуманитарные проблемы, оказывающие влияние на развитие приграничных территорий;
  • усиление взаимозависимости развития систем управления приграничными территориями в условиях расширения контактов с сопредельными государствами.

Приграничное взаимодействие на Дальнем Востоке, в Приморском крае сталкивается с серьезным трудностями, требующими своего скорейшего преодоления [Антонова, Бардаль, Калашников, 2009. С. 134–158]. К их числу можно отнести следующие:

  • несовершенство законодательства в России, что препятствует развитию отношений регионов с сопредельными территориями;
  • гипертрофированное влияние Центра на реализацию большинства совместных программ, что снижает значение Приморского края в отношениях с иностранными партнерами;
  • далекая от рациональной практика деятельности российских структур на границе (миграционной, таможенной, налоговой) служит дополнительным препятствием на пути сотрудничества.

В Приморском крае проблемы в реализации конкретных проектов социально-экономического развития регионов приводят к формированию вакуума в приграничном сотрудничестве, который в настоящее время заполняется небольшими спортивными, культурными и образовательными программами.

При выработке стратегии развития приграничного взаимодействия необходимо принимать во внимание и такой важный фактор, как участие региона в международных ассоциациях и союзах. Приграничные территории нуждаются не только в политическом лоббировании, но и в предоставлении финансовой помощи от международных организаций для решения своих накопившихся проблем. Обычно получение регионами субсидий, грантов и других видов поддержки, оказываемых международными фондами, может быть реализовано только в результате их участия в различного рода проектах сотрудничества с другими сопредельными территориями [Бабина, Кашина, Уваров, 2009].

Эффективно организованный процесс приграничного сотрудничества превращает набор различных элементов производительных сил, расположенных по обе стороны границы – людей, природные ресурсы, производственные фонды, инфраструктуру – в некую целостную социально-экономическую общность, способную достигать поставленных целей. Именно система организации приграничного сотрудничества обеспечивает выработку решений и управляющих воздействий, обеспечивающих достижение стратегических целей развития сотрудничества приграничного региона с сопредельной территорией [Бакшин, Раевский, 2013. С. 143–146].

Большое значение для роста эффективности в приграничном взаимодействии имеет формирование имиджа региона. Понятие «имидж» достаточно часто встречается в современной регионалистике. В связи с этим исследователи отмечают устойчивую распространенность такой категории, как «имидж региона» в региональных исследованиях [Осетрова, 2006].

От выбора привлекательного образа приграничного района во многом зависит его будущее (причем на многие десятилетия). С определением нового имиджа Приморского края будет связана не только экономическая, но и морально-политическая обстановка вокруг него. Уже сегодня следует вести активную согласованную работу по поиску новых брендов региона, в которых одинаково заинтересованы и бизнесмены, и власть, и его жители.

В последние годы предприятия и организации региона стали активными участниками различного рода международных конкурсов. Фирменный стиль и имидж начали привлекать внимание крупных предприятий, общественных организаций, рекламных и туристических агентств, средств массовой информации. Вовлечение основных хозяйствующих субъектов, работающих на территории региона, в формирование имиджа помогает консолидировать региональное бизнес-сообщество в реализации необходимых проектов. Сейчас особенно актуальна целенаправленная и систематическая работа по формированию привлекательного образа Приморского края, опираясь на своеобразие его культурно-исторического типа, специфическую природу и климат, традиционные формы хозяйственно-экономической и духовной жизни.

Стратегия экономического сотрудничества Приморского края с сопредельными территориями основывается на:

  • совершенствовании сложившихся внешнеэкономических и международных контактов;
  • взаимовыгодном, всестороннем взаимодействии приграничных регионов с субъектами приграничных территорий;
  • увеличении иностранных вложений в развитие экономики, в первую очередь в добывающую промышленность и переработку сельскохозяйственной продукции;
  • расширении объемов экспорта и выпуска конкурентоспособных товаров;
  • улучшении структуры импорта;
  • развитии туризма (в том числе и международного).

В силу своего географического положения, природно-ресурсного и хозяйственного (созданного предыдущими и ныне живущими поколениями людей) потенциала экономика Приморского края обладает рядом особенностей:

  • развитым транспортным комплексом, включающим потенциал для дальнейшей модернизации, особенно в южной части Приморского края;
  • наличием ряда ограничений на ведение хозяйственной деятельности, связанных с пограничным положением региона;
  • экономическое положение Приморского края в настоящее время и в среднесрочной перспективе определяется компаниями (нефтяными, энергетическими, железнодорожными, а также крупными морскими перевозчиками), интересами и конкретными проектами общероссийского масштаба.

Кроме того, отдельно стоит упомянуть о наличии в непосредственной близости от Приморского края государств Азиатско-Тихоокеанского региона:

  • стремительно развивающейся Китайской Народной Республики с гигантским внутренним рынком, колоссальным экспортным потенциалом и избыточной рабочей силой. Для северо-восточных провинций КНР через Приморский край проходят кратчайшие пути к морским портам Тихоокеанского побережья России;
  • обладающей большими резервами рабочей силы Корейской Народно-Демократической Республики;
  • Японии, являющейся крупнейшим в Азиатско-Тихоокеанском регионе потребителем российских топливно-энергетических ресурсов;
  • устойчиво развивающейся в течение многих лет, занявшей передовые позиции в машиностроительной сфере и электронике Республики Кореи, для которой Россия является ключевым поставщиком ресурсов (включая топливо для атомных электростанций).

Такое геополитическое окружение Приморского края активизирует потенциал международной и внешнеэкономической деятельности. Осуществление в перспективе крупных инвестиционных проектов значительно меняет структуру экономики региона и способствует оптимизации направлений приграничного сотрудничества Приморского края с сопредельными государствами, позволяет в дальнейшем привлекать крупные иностранные инвестиции.

В 2013 году лидирующие позиции в структуре валового регионального продукта региона занимали: транспорт и связь (19,1%), оптовая и розничная торговля (17,7%), промышленное производство (14,5%), строительство (11%). В 2013 году темп роста валового регионального продукта составил 102,1%, в 2012 году – 105,1%. За последние годы он вырос более чем в два раза, с 263,2 млрд руб. в 2007 году до 603 млрд руб. в 2013 году.

Важнейшим стратегическим направлением является формирование в Приморском крае развивающейся эффективной экономики.

Успешное развитие экономики Приморского края возможно исключительно по пути производства товаров с высокой добавленной стоимостью, прежде всего за счет интеллектуальной и инновационных составляющих. При этом экономика Приморского края будет строиться за счёт создания новых и развития уже существующих крупных предприятий. Особое место должно занимать опережающее развитие среднего и малого бизнеса, более мобильного и восприимчивого к производству инновационной продукции.

В то же время анализ сложившейся в Приморском крае ситуации в сфере малого и среднего предпринимательства позволил выявить ряд нерешенных проблем, сдерживающих развитие, а именно:

  • сложность доступа малого и среднего бизнеса к кредитным ресурсам, в том числе дефицит долгосрочных инвестиционных ресурсов;
  • дефицит квалифицированных кадров, недостаточный уровень профессиональной подготовки;
  • наличие административных барьеров;
  • нехватка производственных площадей;
  • недостаточный платежеспособный спрос на продукцию и услуги;
  • ограниченность возможностей субъектов малого предпринимательства края по продвижению собственной продукции (работ, услуг) на региональные, межрегиональные и международные рынки.

В связи с этим необходимо формирование такой социально-экономической, организационно-хозяйственной, финансовой и материальной среды, которая бы обеспечила поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства. Ее создание возможно при соблюдении следующих основных условий:

  • образование равных начальных возможностей каждому предпринимателю;
  • подробный учет и упрощение процедур по регистрации новых малых и средних предприятий;
  • обеспечение гарантий, предоставляющих возможности для инвестиций денежных средств в производственную сферу;
  • разработку механизмов льготирования в сфере выделения материальных, финансово-кредитных средств, предоставления недвижимости, учет мер по кредитованию внешнеэкономической деятельности;
  • проведение такой государственной политики, которая подразумевает приоритетность правовой защиты самих предпринимателей;
  • удовлетворение нужд населения региона путем насыщения рынка продукцией, произведенной сектором малого и среднего предпринимательства;
  • обеспечение позитивного общественного мнения относительно предпринимательской деятельности.

Эффективное развитие экономики Приморского края предполагает увеличение как грузопотоков, так и потребления энергии и ресурсов. Для этого требуется создать должный уровень развития обеспечивающей инфраструктуры: автомобильных и железных дорог, морских портов и аэропортов, нефте- и газопроводов, линий электропередач.

Характерными отличительными чертами образа экономики будущего является развитие Приморского края по следующим основным направлениям.

Во-первых, предполагается, что город Владивосток будет местом размещения штаб-квартир ведущих компаний, местом работы и проживания топ-менеджеров Приморского края и Дальнего Востока. Развитие бизнеса подразумевает также размещение компаний, занимающихся его обслуживанием – финансовых, страховых, фондовых, юридических, консалтинговых, коммуникационных, рекламных, дизайнерских, проектных, предоставляющих услуги офисного обслуживания, обслуживания техники, ремонта и проката автотранспорта.

Во-вторых, Приморский край должен стать центром инновационного развития и выпуска наукоемкой продукции. Важнейшим для Приморского края в этом направлении развития является создание мощной инновационной инфраструктуры, доведение инновационных разработок до выпуска продукции с высокой долей добавленной стоимости.

При развитии Дальнего Востока Приморский край должен стать базой, обеспечивающей Дальневосточный федеральный округ квалифицированными кадрами, предоставляя необходимые финансовые, страховые, консультационные, юридические, прочие необходимые для бизнеса сервисы, медицинские и рекреационные услуги.

В-третьих, повышение производительности труда и конкурентоспособности продукции, формирование предпосылок для динамичного развития внутреннего и внешних рынков.

В перспективе предстоит обеспечить увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2012 года и создать к 2020 году не менее 52,7 тыс. высокопроизводительных рабочих мест.

Улучшение инвестиционного климата и привлечение капитала должно быть обеспечено созданием институтов развития и внедрением современных технологий улучшения предпринимательской деятельности за счет реализации дорожных карт.

Повышение информированности потенциальных инвесторов об инвестиционных возможностях Приморского края, проведение качественного маркетинга территории на всех уровнях обеспечивается организацией и проведением ежегодного Тихоокеанского экономического конгресса.

И, наконец, в-четвертых, необходимо развитие транспортной инфраструктуры. Приоритетными считаются развитие авиации, дорожное строительство и реконструкция, в том числе в рамках обеспечения планов по развитию городской агломерации и повышению транспортной доступности территорий на условиях государственно-частного партнерства, а также осуществление проектов высокоскоростного железнодорожного движения. Эти меры позволят, кроме роста показателя транспортной доступности территории, увеличить объем экспорта транспортных услуг в 1,8 раза к 2018 году.

Инновационное устойчивое социально-экономическое развитие будет поддерживаться:

  • формированием высокотехнологичных производств в приоритетных видах деятельности и секторах экономики;
  • развитием туристско-рекреационных зон с высоким уровнем оказания услуг сервиса;
  • развитием крупных транспортно-логистических и производственных узлов с интеграцией в мировые транспортные системы;
  • развитием образовательной инфраструктуры;
  • снижением дифференциации в уровне доходов населения;
  • развитием инновационного потенциала, в том числе профессионального образования, разработка технологий освоения океана, биотехнологий и подводной робототехники;
  • созданием биоресурсного кластера, основу которого составят добыча и переработка водных биологических ресурсов и марикультура.

Вместе с тем необходимо еще раз отметить, что инновационное социально-экономическое развитие Приморского края возможно только при наличии соответствующих крупных инвестиционных ресурсов, которые будут привлекаться в экономику региона. Однако анализ показывает, что, например, в пересчете на одного человека по федеральной адресной инвестиционной программе развития здравоохранения на Дальнем Востоке в 2014 году было вложено в пять раз меньше средств, чем в среднем на жителя всей остальной страны. В 2015 году средств предусмотрено в 3,5 раза меньше, в 2016 году – в семь раз меньше.

Механизмом значительного роста инвестиционной активности может стать развитие в Приморском крае территорий опережающего развития, к которым, по итогам заседания расширенной коллегии Министерства по развитию Дальнего Востока Российской Федерации (Владивосток, 23 июня 2014 года), отнесены Надеждинская и Михайловская площадки, порт Зарубино, остров Русский, проект Восточной нефтехимической компании в Партизанском районе.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», при реализации новых проектов инвестор на пять лет будет освобождаться от налога на прибыль, на землю, на имущество. В течение десяти лет вместо 30% страховых взносов он будет платить только 7,6%. Далее, участник инвестиционной деятельности получает возможность ускоренного и упрощенного возврата налога на добавленную стоимость на экспорт. Предполагается, что в территориях опережающего развития будет создан режим свободной таможенной зоны, означающий отсутствие взимания налога на добавленную стоимость и пошлин при условии завоза на территорию современного оборудования и новейших технологий. В результате реализации подобных экономических мер может быть реально обеспечено создание в Приморском крае высокотехнологичных производств.

Осуществление в будущем развития Приморского края, как приграничного региона, связано с использованием имеющегося на территории социально-экономического и производственного потенциалов.

В ресурсный потенциал региона входит блок ресурсов макрорегиона (финансовых, материальных, производственно-технических, трудовых, интеллектуальных и так далее), а также система управления регионом.

Индустриально-транзитный потенциал предполагает увеличение транзитных грузопотоков через район, экспортную ориентацию экономики, перенесение в регион производств из других стран.

Инновационный потенциал региона позволяет достигать поставленные инновационные цели, выступает средством получения высоких и устойчивых доходов в долгосрочной перспективе, повышает конкурентоспособность региона как на внутреннем, так и на международном рынках.

Бизнес-инфраструктурный потенциал раскрывает свои возможности в условиях действия делового центра с развитым блоком управления, соответствующей системной инфраструктурой. Это предполагает развитие предпринимательского сервиса, туристской сферы, расширение таможенных структур, рост финансовых потоков через банковские сети района.

Главными стратегическими направлениями в использовании потенциалов приграничного положения Приморского края сегодня являются:

  • создание Международной приграничной зоны экономического сотрудничества и развития юго-западных районов Приморского края и примыкающих участков провинции Хэйлунцзян (КНР), представляющей собой две смежные территории вблизи границы;
  • расширение инвестиционной инфраструктуры, в том числе развитие консалтинговых, аудиторских и оценочных услуг, которые предоставляются инвесторам по инвестиционному законодательству, а также привлечение страховых фирм к инвестиционной деятельности, заключение с ними документов о страховании вложений от коммерческих и некоммерческих рисков, оформление соглашений с банковскими структурами о совместном кредитовании инвестиционных программ;
  • развитие города Владивостока как геостратегического центра Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе;
  • расширение инфраструктуры транспорта в международных перевозках;
  • активизация выставочно-ярмарочной деятельности.

Таким образом, раскрытие накопленного потенциала Приморского края наиболее полно соответствует стратегическим целям России на Дальнем Востоке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе с точки зрения дальнейшего развития приграничного сотрудничества.

Литература

Антонова Н.Е., Бардаль А.Б., Калашников В.Д., Кучерявенко В.Е., Ломакина Н.В., Минакир П.А. Экономическое сотрудничество России и Китая на Дальнем Востоке // Пространственная экономика. 2009. № 3.

Бабина В.А., Кашина Н.В., Уваров В.А. Управление интеграционными процессами приграничных экономических систем: теория и практика. Хабаровск: ДВАГС, 2009.

Бакшин С.В., Раевский С.В. Организация приграничного сотрудничества на уровне региона // Сегодня и завтра российской экономики. 2013. № 59-60.

Лысенко В.А. Управление внешнеэкономической деятельностью. Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2009.

Осетрова А.А. Региональный имидж // Publicity. 2006. № l.

Экономическое сотрудничество Дальнего Востока России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона / под ред. П.А. Минакира. Хабаровск: РИОТИП, 2007.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *