Вузовское обучение инвалидов как важнейшее средство их социализации

Пространство образования, Статьи журналов

Рекомендуемая ссылка на статью:
Зайцев В.В., Блохин Ю.В. , Вузовское обучение инвалидов как важнейшее средство их социализации // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2024, №2 (148)
, с. 107-113.

Владимир Васильевич Зайцева
Юрий Владимирович Блохина

аРоссийская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

DOI: 10.22394/2070-8378-2024-26-2-107-113

Аннотация:
Настоящая статья посвящена проблемам обучения инвалидов вbвысших учебных заведениях общего типа при соблюдении специального режима учебного процесса, то есть с использованием вспомогательных средств или с помощью других лиц. Инвалиды, безусловно, относятся кbособой группе обучающихся, а поэтому их обучение также имеет свои оригинальные цели, которые отличаются от общеобразовательных. Востребованным становится формирование такого направления работы вуза, как выработка у них устойчивых и разнообразных профессиональных иbкоммуникативных навыков не только в период их обучения, но и после его окончания. Отсюда с необходимостью встает вопрос о функциональной приспособленности современной системы обучения в деле решения задачи профессиональной социализации инвалидов. Во главу угла в данном случае должна быть поставлена цель по выработке у обучающихся устойчивых и разнообразных профессиональных и коммуникативных навыков утверждения в будущей профессии и в трудовом коллективе. Предлагаемые в статье изменения состоят не только в повышении степени адаптированности образовательных программ студентов-инвалидов. Постановка и достижение такой цели, как их профессиональная социализация, повышает вариативность содержания образовательных программ и тем самым уровень их социальной востребованности.

Ключевые слова:
социализация людей с ограниченными физическими возможностями, обучение инвалидов в высших учебных заведениях, учебный процесс, профессиональная и психологическая подготовка, инклюзивное обучение, адаптированность образовательных программ, социальная востребованность

Дата поступления статьи в редакцию:
5 марта 2024 года

Литература:
Анбрехт Т.А. К вопросу о реализации права на инклюзивное образование лицами с ограниченными возможностями здоровья. Социальное и пенсионное право. 2016. № 1. С. 9–12. EDN: VMHKWR
Доронин С. В программисты или в массажисты? Эксперт. 2017. № 16. С. 48–51.
Зозуля Т.В. Психологические особенности лиц с ограниченными возможностями здоровья (гл. 6) // Комплексная реабилитация инвалидов. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Т.В. Зозули. М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Парягина О.А. Инвалиды: дискриминация и занятость. Трудовое право. 2007. № 4. С. 8–12. EDN: HZYIQJ
Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Инвалиды и общество: двадцать лет спустя. СОЦИС. 2010. № 9. С. 53–57. EDN: MULYWF
Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В. Проблема доступности высшего образования для инвалидов. СОЦИС. 2005. № 10. С. 48–56. EDN: HTJLPX

Статьи в режиме Open Access публикуются в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *