Рекомендуемая ссылка на статью:
Алексей Андреевич Кравчука
аНаучная лаборатория Международных институтов и многостороннего сотрудничества АТР Восточного института – Школы региональных и международных исследований Дальневосточного федерального университета
DOI: 10.22394/2070-8378-2017-19-4-113-119
Аннотация:
Статья посвящена исследованию вопроса развития транспортно-логистических возможностей российской части Арктики. В работе представлена схема организации процесса перевозок по трассе Северного морского пути, основанная на применении челночных перевозок между двумя крупными логистическими хабами, расположенными при входе на морскую трассу. Автор предполагает, что исходя из природно-климатических характеристик, наиболее подходящими на роль арктических хабов портами являются Мурманск и Петропавловск-Камчатский, поскольку они оба относятся к категории незамерзающих морских портов. В статье представлен сравнительный анализ текущих транспортно-логистических возможностей указанных портов, а также выдвинут ряд предложений по их дальнейшему развитию с привлечением иностранных инвестиций. По мнению автора, наиболее эффективными мерами, предпринятыми Правительством Российской Федерации для привлечения иностранных инвестиций в целях развития транспортно-логистических возможностей порта Петропавловск-Камчатский, являются принятие решения о создании территорий опережающего социально-экономического развития и введение режима порто-франко. Результаты работы указывают на то, что применение концепции морских челночных перевозок в Арктике создаёт наиболее оптимальные условия для осуществления трансарктического судоходства по трассе Северного морского пути на круглогодичной основе. Кроме того, автор представил обоснование того, что успешное развитие арктического судоходства по трассе Северного морского пути позволит Российской Федерации завершить формирование Единой общенациональной транспортной сети, которая, в свою очередь, обеспечит развитие обширных внутренних территорий Сибири и Дальнего Востока страны.
Abstract:
This article deals with the study of the topic of transport and logistics capabilities of the Russian Arctic. The author proposes the scheme for organizing the transportation process along the Northern Sea Route (NSR). The presented scheme is based on the use of maritime shuttle shipping between two large logistics hubs located at the entrances to the NSR. It is suggested that Murmansk and Petropavlovsk-Kamchatsky, by its climatic conditions, are the most appropriate logistics hub candidates, as both of them are ice-free on a year-round basis. The paper also shows a comparative analysis of the current transport and logistics capabilities of these ports, and provides some proposals for their further development with the help of foreign investment. The author considers the most favored nation treatment regime (e.g. advanced social-economic development territories and Porto Franco regimes) as the most effective measures undertaken by Russian government to attract foreign investments for expanding logistics capabilities of Petropavlovsk-Kamchatsky. As a result, it is shown that the application of the concept of maritime shuttle shipping in the Arctic creates the most optimal conditions for the trans-arctic navigation along the NSR on a year-round basis. Moreover, the author presents a thesis that the successful development of the arctic shipping along the NSR will enable Russia to complete the formation of the Integrated National Transport Network, which in turn will allow it to develop the vast internal territories of Siberia and the Far East of the country.
Ключевые слова:
Арктическая зона Российской Федерации, Единая общенациональная транспортная сеть, международное сотрудничество, морские челночные перевозки, режим «порто-франко», Северный морской путь, территории опережающего социально-экономического развития
Keywords:
Arctic zone of the Russian Federation, Integrated national transport network, international cooperation, marine shuttle shipping, Porto Franco regime, Northern Sea Route, advanced social-economic development territories
Литература:
Гудев П.А. Арктика в исследованиях ИМЭМО (арктические соседи и экономический потенциал Арктики) // Мировая экономика и международные отношения. Том. 61. № 6. 2017.
Конышев В.Н., Сергунин А.А., Субботин С.В. Государственный приоритет – устойчивое развитие российской Арктики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. Т. 13. № 3 (348). 2017.
Лукин Ю.Ф. Анализ деятельности Северного морского пути // Вестник МГТУ. Том 18. № 3. 2015.
Якунин В.И. Развитие транспортной системы и геоэкономические интересы России // Экономические стратегии. № 1. 2009.
Konyshev V., Sergunin A. The Arctic at the crossroads of geopolitical interests // Russian Politics and Law. Vol. 50. No. 2. 2012.
Sevastyanov S. Hopes and realities in relations between Russia and Japan: is a breakthrough possible? // East Asia: An International Quarterly. Vol. 34. No. 1. 2017.
Sevastyanov S., Kravchuk A. The Russian Approach to National security in the Arctic // The Korean Journal of Defense Analysis. Vol. 29. No. 1. 2017.
Verny J., Grigentin C. Container shipping on the Northern Sea Route // The International Journal of Production Economics. Vol. 122. 2009.
References:
Gudev P.A. Arktika v issledovaniiakh IMEMO (arkticheskie sosedi i ekonomicheskii potentsial Arktiki) [The Arctic in researches of the IMEMO (arctic neighbors and economic potential of the Arctic)] // Mirovaia ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniia. Tom. 61. № 6. 2017. In Russian.
Konyshev V.N., Sergunin A.A., Subbotin S.V. Gosudarstvennyi prioritet – ustoichivoe razvitie rossiiskoi Arktiki [State priority – sustainable development of the Russian Arctic] // Natsional’nye interesy: prioritety i bezopasnost’. T. 13. № 3 (348). 2017. In Russian.
Lukin Iu.F. Analiz deiatel’nosti Severnogo morskogo puti [Analysis of the Northern Sea Route activity] // Vestnik MGTU. Tom 18. № 3. 2015. In Russian.
Iakunin V.I. Razvitie transportnoi sistemy i geoekonomicheskie interesy Rossii [Development of the transport system and its geo-economic interests of Russia] // Ekonomicheskie strategii. № 1. 2009. In Russian.
Статьи в режиме Open Access публикуются в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY).