Рекомендуемая ссылка на статью:
Сергей Анатольевич Гапликова
аАдминистрация Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми
DOI: 10.22394/2070-8378-2017-19-5-44-49
Аннотация:
В настоящей статье рассматриваются комплексные задачи развития Арктики, отражены основные приоритеты социального и промышленно-экономического развития Республики Коми и города Воркуты. В работе дается оценка необходимости формирования транспортного каркаса как основы территориального экономического развития. Автор делает анализ природно-ресурсного потенциала Воркуты и Республики Коми, описывает механизм кластерного развития экономики региона. В условиях современного развития территорий Арктики наметился определенный переход от стратегии «освоения» к стратегии «обслуживания». Это позволяет концентрировать ресурсы государства вокруг воспроизводства не только по отношению к экономическим ресурсам, но и к социальным. Важно отметить, что именно инфраструктурный потенциал и транспортный каркас станет основой развития Воркутинской опорной зоны и Арктической зоны в целом. В перспективе это позволит обеспечить соединение транспортных коридоров, в зоне влияния которых могут возникнуть новые минерально-сырьевые центры, центры промышленной переработки, обеспечивающие расширение грузовой базы Арктики и Северного морского пути и возможность выхода на перспективные мировые рынки. Особое значение для стратегического развития Воркутинской опорной зоны имеет отрасль арктической индустрии, учитывающей производство строительных материалов с повышенным энергопотреблением. Статья подготовлена на основе доклада, сделанного на заседании Президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики от 22 сентября 2017 года.
Abstract:
The complex tasks of the development of the Arctic are considered in this article, the main priorities of the social and industrial and economic development of the Komi Republic and the city of Vorkuta are reflected. The work assesses the need of forming a transport framework as the basis for territorial economic development. The author makes an analysis of the natural resource potential of Vorkuta and the Komi Republic, describes the mechanism of cluster development of the region’s economy. In the conditions of modern development of the Arctic territories, there has been a definite transition from the strategy of «development» to the strategy of «service». This allows to concentrate the state resources around reproduction not only in relation to economic, but also to social resources. It is important to note that it is the infrastructural potential and the transport framework that will become the basis for the development of the Vorkuta support zone and the Arctic zone as a whole. In the long term, this will ensure the connection of transport corridors, in the zone of influence of which new mineral and raw materials centers, industrial processing centers can be created, which provide the expansion of the cargo base of the Arctic and the Northern Sea Route and the opportunity to enter the promising world markets. The Arctic industry branch comprising the production of building materials with increased energy consumption is of particular importance for the strategic development of the Vorkuta support zone. The article was prepared on the basis of the report made at the meeting of the Presidium of the State Commission for the Development of the Arctic on September 22, 2017.
Ключевые слова:
Арктическая зона, Воркутинская опорная зона, экономика региона, арктическая индустрия, транспортная система, безопасность, природно-ресурсный потенциал
Keywords:
Arctic zone, Vorkuta support zone, regional economy, Arctic industry, transport system, security, natural resource potential
Литература:
Артамонов В.С., Мусиенко Т.В. Геополитика Арктики: система управления рисками жизнедеятельности. Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2016. № 2(14). С. 72–78.
Большаков Н.М., Еремеева Л.Э. Планирование сбалансированного развития транспортной инфраструктуры территории. Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2015. № 1. C. 66–74.
Додин Д.А. Устойчивое развитие Арктики (проблемы и перспективы). СПб.: Наука, 2005. 283 c.
Лаженцев В.Н. Геосистемный подход к проблемам социальноэкономического развития регионов Севера России. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. № 1(43). С. 81–95.
Маркин В.В. Региональная социология и управление: дорожная карта взаимодействия. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. № 5(35). С. 135–142.
Фаузер В.В. Демографические проблемы северных регионов России: сокращение численности населения и снижение рождаемости. Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2015. № 1. C. 129–144.
Flake L.E. Russia and China in the Arctic: A team of rivals. Strategic Analysis. 2013. № 37(6). P. 681–687.
Østerud Ø., Hønneland G. Geopolitics and International Governance in the Arctic. Arctic Review on Law and Politics. 2014. Vol. 5(2). P. 156–176.
References:
Artamonov V.S., Musienko T.V. Geopolitics of the Arctic: a system for managing risks to life. In: Natsionalnaya bezopasnost i strategicheskoe planirovanie. 2016. № 2(14). P. 72‒78. In Russian.
Bolschakov N.M., Eremeeva L.E. Planning a balanced development of the transport infrastructure of the territory. In: Korporativnoe upravlenie i innovatsionnoe razvitie ekonomiki Severa: Vestnik nauchno-issledovatel’skogo tsentra korporativnogo prava, upravleniya i venchurnogo investirovaniya Syktyvkarskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. № 1. P. 66‒74. In Russian.
Dodin D.A. Ustoichivoe razvitie Arktiki (problemy i perspektivy) [Sustainable development of the Arctic (problems and prospects]. St. Petersburg: Nauka, 2005. 283 p. In Russian.
Fauzer V.V. Demographic problems of the northern regions of Russia: population and fertility decline. In: Korporativnoe upravlenie i innovatsionnoe razvitie ekonomiki Severa: Vestnik Nauchno-issledovatel’skogo tsentra korporativnogo prava, upravleniya i venchurnogo investirovaniya Syktyvkarskogo gosudarstvennogo universiteta . 2015. № 1. P. 129‒144. In Russian.
Flake L.E. Russia and China in the Arctic: A team of rivals. In: Strategic Analysis. 2013. № 37(6). P. 681‒687. In English.
Lazhentsev V.N. Geosystemic approach to the problems of social and economic development of the regions of the North of Russia. In: Ekonomicheskie i sotsialnye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz. 2016. № 1(43). P. 81‒95. In Russian.
Markin V.V. Regional sociology and management: interaction project. In: Ekonomicheskie i sotsialnye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz. 2014. № 5(35). P. 135‒142. In Russian.
Østerud Ø., Hønneland G. Geopolitics and international governance in the Arctic. In: Arctic Review on Law and Politics. 2014. Vol. 5(2). P. 156–176. In English.
Статьи в режиме Open Access публикуются в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY).