Экономическая оценка потребительского поведения населения

Регион инноваций: Республика Коми, Статьи журналов

Рекомендуемая ссылка на статью:
С.Н. Большаков, Ю.Н. Манаенкова, Экономическая оценка потребительского поведения населения // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2017, №5 (109)
, с. 50-55.

Сергей Николаевич Большакова
Юлия Николаевна Манаенковаа

аГОУ ВО «Коми республиканская академия государственной службы и управления»

DOI: 10.22394/2070-8378-2019-21-3-38-47

Аннотация:
В статье рассматривается изучение особенностей потребительских настроений и экономического поведения жителей Республики Коми. Представлены результаты социологического опроса населения Республики Коми, посвященного проблемам стратегии потребительского поведения. Авторы дают экономическую оценку перспектив регионального экономического развития, анализируют сложившиеся условия социального самочувствия населения, восприятия домохозяйствами региона этих условий. В работе детально рассмотрены стратегии потребительского поведения, а также определена динамика потребительских настроений в условиях экономического кризиса. Проведенный анализ выявил долгосрочность трендов снижения потребительского спроса, что сказывается на поведении корпоративного сектора экономики региона, когда в условиях снижения реальных доходов населения, среднего класса, меняются потребительские привычки и стандарты экономического поведения, что ограничивает как потребление товаров повседневного спроса, так и крупные покупки. Корпоративный сектор экономики региона ощущает влияние кризиса в форме снижения прибыли, сокращения возможностей для инвестирования в новые проекты. Это происходит в условиях негативных последствий экономического кризиса и роста производственных затрат.

Abstract:
The article examines the study of particularities of consumer sentiment and economic behavior of the inhabitants of the Komi Republic. The results of the sociological survey of the population of the Republic of Komi on the problems of the strategy of consumer behavior are presented. Economic evaluation of the prospects for regional economic development is given, the existing conditions for the social well-being of the population, and the perception by the households of the region of these economic conditions are analyzed. The detailed evaluation of consumer behavior strategies, the dynamics of consumer sentiment in the conditions of the economic crisis are given. The analysis revealed the long-term trends in the decline of consumer demand affecting behavior of the corporate sector of the regional economy, when consumer habits and standards of economic behavior change in the context of declining real incomes of the population, the middle class, who limits both consumption of everyday goods and large purchases. The corporate sector of the regional economy feels the impact of the crisis in the form of lower profits, reduction in the opportunities for investing in new projects. This occurs in the context of negative consequences of the economic crisis and growth of production costs.

Ключевые слова:
тенденции экономического развития, потребительское поведение, социальное самочувствие, потребительское настроение, экономика региона, региональные органы управления, социологический опрос

Keywords:
trends of economic development, consumer behavior, social well-being, consumer sentiment, regional economy, regional authorities, sociological survey

Литература:
Большаков С.Н. Политика регионального экономического развития: методы и механизмы. Сер.: «Независимый экономический анализ». М.: Московский общественный научный фонд, 2005. 331 c.
Голов А. Постоянные страхи россиян. Экономические и социальные перемены. Мониторинг общественного мнения. 1995. №3. C. 5‒11.
Гудков Л. Страх как рамка понимания происходящего. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1999. № 6. С. 46–53.
Дементьева И.Н. Потребительские настроения населения Вологодской области в условиях кризиса. Социальное пространство. Вологда. ИСЭРТ РАН. 29016. № 2(4). С. 85‒97.
Красильникова М.Д. Как российское население переживает очередной экономический кризис // Мир России: социология, этнология. 2010. № 4. С. 162‒168.
Морев М.В. Опыт региональных социологических исследований. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2015. № 5(41). С. 54‒57.
Andrews F.M., Withey S.B. Social indicators of well-being: Americans’ perceptions of life quality. N.Y.: Plenum Press, 1976. 211 p.
Carver C.S., Scheier M.F., Segerstrom S.C.Optimism. Clinical Psychology Review. 2010. № 30(7). P. 71‒81.

References:
Andrews F.M., Withey S.B. Social indicators of well-being: Americans’ perceptions of life quality. In: N.Y.: Plenum Press, 1976. 211 p. In English.
Bolshakov S.N. The policy of regional economic development: methods and mechanisms. Series: «Independent Economic Analysis». In: Moskovskii obshchestvennyi nauchnyi fond, 2005. 331 p. In Russian.
Carver C.S., Scheier M.F., Segerstrom S.C. Optimism. In: Clinical Psychology Review. 2010. № 30(7). P. 71‒81. In English.
Dementeva I.N. Consumer moods of the population of the Vologda region in the context of the crisis. In: Sotsialnoe prostranstvo. Vologda: ISERT RAN, 2016. № 2(4). P. 85‒97. In Russian.
Golov A. Constant fears of Russians. In: Ekonomicheskie i sotsialnye peremeny. Monitoring obshchestvennogo mneniya. 1995. № 3. P. 5‒11. In Russian.
Gudkov L. Fear as a framework for understanding what is happening. In: Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsialnye peremeny. 1999. № 6. P. 46–53. In Russian.
Krasilnikova M.D. How does the Russian population experience another economic crisis. In: Mir Rossii: sotsiologiya, etnologiya. 2010. № 4. P. 162‒168. In Russian.
Morev M.V. Experience of regional sociological research. In: Ekonomicheskie i sotsial’nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz. 2015. № 5(41). P. 54‒57. In Russian.

Статьи в режиме Open Access публикуются в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *