Сравнительный анализ реформ высшего образования и науки Франции и России

Пространство образования, Статьи журналов

Рекомендуемая ссылка на статью:
Е.В. Пономаренко, Н. Неновский, Сравнительный анализ реформ высшего образования и науки Франции и России // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2017, №5 (109)
, с. 86-93.

Елена Васильевна Пономаренкоа

аИнститут государственной службы и управления Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

bРоссийский университет дружбы народов

Николай Неновскийc

cУниверситет Пикардии им. Жюля Верна – L’université de Picardie Jules-Verne

DOI: 10.22394/2070-8378-2017-19-5-86-93

Аннотация:
Статья посвящена исследованию результатов современных реформ образования и науки в России и Франции. Авторы проводят сравнительный анализ по ряду критериев: общей количественной характеристике систем высшего образования двух стран, основных целей и задач, закрепленных в нормативно-правовой базе реформ, ключевых механизмов реализации провозглашаемых приоритетов реформирования, среднесрочных результатов за прошедшее пятилетие. Проведенный анализ позволяет сделать выводы о том, что по ряду направлений результаты реформ в странах весьма близки. Так, Франция и Россия демонстрируют схожие показатели по количественным характеристикам: в двух странах сравнимое количество как самих вузов, так и обучающихся студентов, в том числе иностранных (Франция по количеству иностранных студентов занимает третье место в мире, Россия – четвертое). Причем этот показатель выступает одним из ключевых критериев в государственных программах развития образования и в России, и во Франции. К сожалению, Россия пока уступает Франции по качественным показателям. Французская система высшего образования считается сейчас одной из самых качественных, что подтверждается ее стабильно высоким положением в международных рейтингах. «Болевые точки» российских университетов изучены, с ними ведется планомерная работа, и государство ставит перед высшим образованием довольно амбициозные задачи по вхождению в первую сотню мировых университетов как в глобальных, так и в предметных рейтингах.

Abstract:
The article is devoted to the study of the results of modern education and science reforms in Russia and France. The authors carry out a comparative analysis on a number of criteria: the overall quantitative characterization of the higher education systems of the two countries, the main goals and objectives enshrined in the regulatory framework of reforms, key mechanisms for implementing the declared reform priorities, and medium-term results over the past five years. The analysis allows to draw conclusions that in a number of directions the results of reforms in countries are very close. Thus, France and Russia show similar indicators in terms of quantitative characteristics: in two countries there is a comparable number of both universities and students, including foreign ones (France takes the third place in the world in number of foreign students, Russia — the fourth). Moreover, this indicator is one of the key criteria in the state programs for the development of education in Russia and in France. Unfortunately, Russia is still inferior to France in terms of qualitative indicators. The French system of higher education is now considered as one of the highest quality, which is confirmed by its consistently high position in international rankings. The «pain points» of Russian universities have been studied, the systematic work is being done with them, and the state sets rather ambitious goals for higher education in the first hundred world universities in global and subject ratings

Ключевые слова:
реформа образования и науки, внедрение инноваций, университеты, результаты реформ

Keywords:
reform of education and science, the introduction of innovations, universities, the results of reforms

Литература:
Аналитический доклад «Франция и Россия в образовательном пространстве». М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС. 2017.
Астратова Г.В. Современные тенденции развития рынка услуг высшего образования. Интернет-журнал «Науковедение». Том 8, № 4 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/95EVN416.pdf. Идентификационный номер статьи в журнале: 95EVN416.
Галичин В.А. Международный рынок образовательных услуг: основные характеристики и тенденции развития. М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС. 2015.
Пономаренко Е.В. Россия и Франция на мировом рынке образовательных услуг: основные вызовы и пути преодоления. Государственная служба. № 4, 2016. С. 79–85.
Тагирова Ш.В. Высшее образование Франции: состояние и перспективы // Партнерство Франции и России: интернационализация образования, науки, экономики. Сборник статей под общей редакцией Г.А. Красновой, Е.В. Пономаренко. М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС. 2015. С. 11–23.
Les chiffres clés. Information forum Campus France. 2016.

References:
Analytical report ‘France and Russia in the educational space’. In: Izd. dom ‘Delo’ RANEPA. 2017. In Russian.
Astratova G.V. Modern tendencies of the development of the market of services of higher education. In: Internet-zhurnal «Naukovedenie». Value 8, №4 (2016) http://naukovedenie.ru/ PDF/95EVN416.pdf. In Russian.
Galichin V.A. International market of the educational services: main characteristics and tendencies of development. In: Izd. dom ‘Delo’ RANEPA. 2015. In Russian.
Les chiffres clés. Information forum Campus France. 2016. Ponomarenko E.V. Russia and France on the global market of the educational services: main challenges and ways of overcoming them. Gosudarstvennaja sluzhba. № 4, 2016. In Russian.
Tagirova Sh.V. Higher education of France: condition and prospects // Partnership of France and Russia: internationalization of education, science, economy. Collection of articles under general editorship of G.A. Krasnova, E.V. Ponomarenko. In: Izd. dom ‘Delo’ RANEPA. 2015. In Russian.

Статьи в режиме Open Access публикуются в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *