Рекомендуемая ссылка на статью:
Паскаль Кошиа
аИнститут политических исследований (Париж)
DOI: 10.22394/2070-8378-2018-20-1-72-74
Аннотация:
Статья написана автором на основе его выступления на секции «Трианонский диалог: российско-французское сотрудничество в сфере образования», организованной Институтом государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации в рамках Гайдаровского форума-2018. Автор анализирует процесс интернационализации образования, охвативший европейские страны. Как отмечается, одной из главных причин начала этого процесса стало желание значительно увеличить масштаб мобильности студентов, преподавателей и исследователей. Для решения этой задачи потребовалось сближение образовательных практик, что стало возможным благодаря подписанию Болонского соглашения. Однако с повышением мобильности стали появляться и вопросы содержательного характера: выбор языка обучения, языковая подготовка студентов и преподавателей, синхронизация образовательных программ. Не менее остро стоит и вопрос администрирования международного сотрудничества университетов. Большой популярностью и престижем стали пользоваться программы двойного дипломирования, которые удваивают шансы выпускников на достойное трудоустройство. Однако подобные программы обходятся университетам довольно дорого, что заставляет их искать возможные пути поддержания своей финансовой независимости. Международное университетское сообщество пыталось формализовать показатели и успехи университетов в этой сфере, включить их в оценку качества образования, исследовательской и публикационной деятельности с помощью различных рейтингов, что, однако, вызывало и вызывает множество нареканий и споров. Все обозначенные вопросы требуют от университетов оперативного и системного решения, изменения облика и содержания образования. Немалую роль в необходимости таких изменений играет и грядущая цифровая революция.
Ключевые слова:
образование, университеты, мобильность, интернационализация образования, образовательное пространство, новая модель университета
Дата поступления статьи в редакцию:
24 февраля 2018 года
Литература:
Christine Musselin. La grande course des universités, Sciences Po Les Presses, 2017.
Valérie Erlich, Catherine Agulhon. Les mobilités étudiantes, La Documentation française. Paris, 2012.
Статьи в режиме Open Access публикуются в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY).