Рекомендуемая ссылка на статью:
ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА ПОНОМАРЕНКОа
АНИ АШОТОВНА ОГАНЕСЯНа
аРоссийская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
ВИРЖИНИ ОДДОb
bУниверситет Ниццы София-Антиполис
DOI: DOI: 10.22394/2070-8378-2018-20-5-76-83
Аннотация:
В статье дается анализ и оценка инструментов роста конкурентоспособности европейских университетов на
основе стратегий «Инициативы университетского превосходства (IDEX)», реализованных в ходе реформ высшего образования и науки. При этом ответ на вопрос: «Почему в одних государствах реформы, начавшиеся в начале 2000-х годов,
имели успех и продолжают развиваться, тогда как в других странах их результативность существенно ниже?» ‒ вызывает
не только теоретический, но и практический интерес. Почему одни страны, оценивая среднесрочные и долгосрочные
перспективы реформ, продолжают курс на рост конкурентоспособности науки и университетского образования, продвигают новые «инициативы превосходства», совершенствуя инструменты, ужесточая требования и оценку эффективности
достигнутых результатов, а другие государства, затрачивая существенные ресурсы и усилия, имеют гораздо более скромные результаты? Ответам на эти вопросы посвящено наше исследование, связанное с оценкой эффективности как
реформ в целом, так и каждого из их инструментов в отдельности
Abstract:
The article analyzes and evaluates the tools for increasing the competitiveness of European universities on the basis
of the ‘Initiatives of University Excellence (IDEX)’ strategies implemented in the course of higher education and science reforms.
At the same time, the main question of the research ‒ why, in some countries, the reforms that began in the early 2000s, have
been successful and continue to develop successfully, while in others their performance is significantly lower ‒ presents both
theoretical and practical interest. Why do some countries, assessing the medium-term and long-term prospects for reforms,
continue their policy of increasing the competitiveness of science and university education, promote new ‘excellence initiatives’,
improving tools, tightening demands and assessing the efficiency of the results achieved, and other countries, with significant
resources and efforts, have much more modest results? Our joint research is devoted to these questions and it’s related to the
evaluation of the efficiency of both the reforms altogether and of each of their tools individually.
Ключевые слова:
реформы высшего образования и науки, инициативы университетского превосходства, европейские
страны, международные университетские рейтинги, автономия университетов, финансирование университетов
Keywords:
higher education and science reforms, university excellence initiatives, European countries, international university
rankings, university autonomy, university funding
Дата поступления статьи в редакцию:
29 августа 2018 года
Received:
August 29, 2018
Литература:
Полихина Н.А., Тростянская И.Б. Рейтинги университетов: тенденции развития, методология, изменения / Министерство
образования и науки Российской Федерации. М.: ФГАНУ
«Социоцентр», 2018. 189 с.
Пономаренко Е.В., Неновский Н. Сравнительный анализ реформ
высшего образования и науки Франции и России. Государственная служба. 2017. Т. 19. № 5(109). С. 86‒93.
Aghion P. L’excellence universitaire: leçons des expériences internationales. Rapport à Mme. 2010. 50 p.
Consnefroy L. Quelle excellence pour l’enseignement supérieur? /
Ed. by De Ketle J.-M., Hugonnier B., Parmentier Ph. Bruxelles: De
Boeck Superieur, 2016. 226 p
References:
Aghion, P., L’excellence universitaire: leçons des expériences internationales. In: Rapport à Mme. 2010. 50 p. In French
Consnefroy, L., Quelle excellence pour l’enseignement supérieur? /
Ed. by De Ketle J.-M., Hugonnier B., Parmentier Ph. Bruxelles: De
Boeck Superieur, 2016. 226 p. In French
Polikhina, N. A., Trostyanskaya, I. B., University rankings: development trends, methodology, changes / Ministry of Education and
Science of the Russian Federation. M.: FGANU «Sotsiotsentr»,
2018. 189 p. In Russian
Ponomarenko, E.V., Nenovskij, N., Comparative analysis of the reforms
of higher education and science of France and Russia. In: Gosudarstvennaya sluzhba. 2017. Vol. 19. № 5(109). P. 86‒93. In
Russian
Статьи в режиме Open Access публикуются в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY).