Рекомендуемая ссылка на статью:
МАРИНА ИГОРЕВНА ПАНКРАТОВАа
аМинистерство культуры Российской Федерации
DOI: 10.22394/2070-8378-2018-20-6-103-110
Аннотация:
В статье рассмотрены возможные сценарии внедрения в современных экономических условиях механизмов советской и французской моделей управления кинематографией. В настоящее время большая часть социально-культурной сферы, в том числе и отечественная кинематография, существует за счет бюджетных средств. Недостаточная теоретическая разработанность проблемы и острая практическая необходимость в формировании эффективных способов управления киноотраслью определяют актуальность обращения к этой теме. Интерес к проблеме вполне закономерен с учетом того, что в начале 2000-х годов в условиях недостаточного бюджетного финансирования кинематографии был выбран курс на внедрение возвратного механизма обеспечения кинопроизводства. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2016 года №38 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета на поддержку кинематографии», с января 2016 года Фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии направляет средства на производство национальных фильмов при условии стопроцентной возвратности предоставленных средств. Автором представлены выводы, сделанные на основе изучения литературы по предмету исследования, анализа его исторического развития, механизма финансирования кинопроцесса в советский период, а также систем государственной поддержки французской и польской кинематографий. В работе обосновывается, что для эффективного управления отечественной киноотраслью необходима разработка качественных механизмов совершенствования государственной поддержки. В их основу положены обобщенный международный и отечественный опыт. Автором предложены меры, направленные на совершенствование государственной поддержки фильмопроизводства, в частности, на переход к внебюджетному финансированию киноотрасли и передаче функций ее инвестора кинопоказу и вторичным рынкам сбыта отечественных фильмов.
Ключевые слова:
кинематография, кинопроизводство, пошлины, государственная поддержка, федеральный бюджет, финансовый механизм, развитие инфраструктуры
Дата поступления статьи в редакцию:
27 августа 2018 года
Литература:
Беляева Т.В. Формирование организационно-экономического механизма управления киноотраслью в Российской Федерации: автореф. дисс. … канд. экон. наук. М., 2013. 28 с.
Голутва А.А. Создание системы стратегического управления социально-экономическим развитием кинематографии: автореф. дисс. … д-ра экон. наук. СПб., 2008. 37 с.
Жабский М.И. Социокультурная драма кинематографа. Аналитическая летопись (1969‒2005 гг.). М.: Канон+, 2009. 774 с.
Зернов С.А. Стратегия управления предприятиями кинематографии: дис. … канд. экон. наук. СПб., 2002. 151 с.
Панкратова М.И. Совершенствование механизма государственной поддержки национальной кинематографии (на примере Франции). Вестник университета (Государственный университет управления). 2016. № 4. С. 222‒227.
Пичугин Э.А. Управление денежными потоками предприятий кинопроката: дисс. … канд. экон. наук. СПб, 2009. 155 с.
Смирнов К.Б. Совершенствование форм государственной поддержки отечественных производителей кинопродукции: автореф. дисс. … д-ра экон. наук. СПб, 2017. 155 с.
Шапрон Ж., Жессати П. Принципы и механизмы финансирования французского кино / Пер. с франц. яз. А. Беляк и Ж. Шапрона. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2013. 96 с.
Tunny G. Moochers making movies: Government assistance to the film industry. Policy: A Journal of Public Policy and Ideas. 2013. Vol. 29. № 1. P. 8‒15.
Статьи в режиме Open Access публикуются в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY).