Рекомендуемая ссылка на статью:
НАТАЛИЯ БОРИСОВНА КУЗЬМИНАа
аМосковский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации
DOI: 10.22394/2070-8378-2019-21-1-100-109
Аннотация:
В статье обсуждаются ключевые экономические и географические проблемы российских регионов, обращается внимание на аспекты депопуляции и миграции внутри страны, асимметрию экономического и социального развития. В качестве объекта анализа, ключевого и наиболее эффективного решения данного вопроса в долгосрочной перспективе рассматривается строительство и запуск новых высокоскоростных железнодорожных магистралей, которые образуют транспортный каркас страны. Создание такого каркаса и сети высокоскоростных путей сообщения, как показывает опыт развитых стран Европы (Испания, Франция) и Азии (Япония, Китай), в значительной степени повысит социальную и географическую мобильность граждан, позволит создать дополнительные каналы для развития бизнеса и международной торговли и ускорить экономический рост страны. Совокупность предложенных русел расселения позволит образовать жесткий пространственный каркас страны, обеспечивающий в долгосрочной перспективе ее территориальную целостность и однородно высокий уровень развития. Предлагаемая система с учетом быстрой транспортной доступности дает возможность однородного развития высокого уровня всей территории России и ее отдельных регионов, вне зависимости от их местоположения и количества постоянно проживающего населения. Поэтапная реализация предлагаемой системы строительства высокоскоростной инфраструктуры и (в будущем) русел расселения в России будет способствовать планомерному освоению всей территории страны, трудовой миграции и повышения активности населения на востоке страны, что, в свою очередь, приведет к развитию промышленности, туризма, сельского хозяйства и иного бизнеса.
Ключевые слова:
высокоскоростные магистрали, пространственное развитие, целевой функциональный баланс территории, миграция населения, «линейно-опорная» система расселения, инфраструктура, безопасность передвижения, Стратегия пространственного развития России
Дата поступления статьи в редакцию:
20 февраля 2019 года
Литература:
Кириллова С.А. Эволюция пространственного каркаса от экономического к туристическому опорному каркасу. Вестник Уфимского государственного авиационного технического университета. 2010. Т. 14. № 5(40). С. 225–232.
Лебединская Г.А. О месте стратегии пространственного развития в системе территориального планирования Российской Федерации. Academia. Архитектура и строительство. 2018. № 1. С. 59–66.
Лежава И.Г. Будущее восточных регионов России. Academia. Архитектура и строительство. 2017. № 3. С. 84–92.
Levinson D.M. Accessibility impacts of high-speed rail. Journal of Transport Geography. 2012. Vol. 22. P. 288–291.
Статьи в режиме Open Access публикуются в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY).