Проблемы реализации академических свобод преподавателя при подготовке профессиональных юристов

Пространство образования, Статьи журналов

Рекомендуемая ссылка на статью:
Кузнецова О.А., Проблемы реализации академических свобод преподавателя при подготовке профессиональных юристов // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2019, №2 (118)
, с. 102-107.

ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА КУЗНЕЦОВАа

аПермский государственный национальный исследовательский университет

DOI: 10.22394/2070-8378-2019-21-2-102-107

Аннотация:
Развитие системы юридического образования и подготовка высококвалифицированных юридических кадров невозможны без гарантированных конституционных академических свобод преподавателя. Только учитель, обладающий свободой преподавания, свободой научного творчества и свободой повышения своей квалификации, способен обеспечить обучение необходимым профессиональным навыкам и привить истинное правовое мировоззрение. Однако в условиях перманентной реформы системы высшего образования, в том числе юридического, реализация этих свобод крайне затруднена. Большинство из академических свобод в своем развитии стремятся к декларативным, что самым негативным образом сказывается на качестве выпускников юридических вузов. Целью статьи является рассмотрение причин такой ситуации, анализ проблем реализации академических свобод юриста-преподавателя. Сделан вывод о том, что бюрократизация и менеджеризация высшего юридического образования нивелируют провозглашенные академические свободы и ориентируют на формализацию и имитацию как преподавательской, так и научной деятельности. Поставлен вопрос о необходимости выделения права преподавателя на профессиональное достоинство и соблюдение разумной дистанции как от студента, так и от администрации вуза. Актуализирована проблема соблюдения этических правил поведения в образовательном процессе как одно из условий реализации академических свобод преподавателя.

Ключевые слова:
конституционные права, академические свободы, права преподавателя, юридическое образование, подготовка профессиональных юристов

Дата поступления статьи в редакцию:
11 декабря 2018 года

Литература:
Абрамов Р.Н., Груздев И.А., Терентьев Е.А. Академическая профессия и идеология «медленной науки». Высшее образование в России. 2016. № 10. С. 62–70.
Абрамов Р.Н., Груздев И.А., Терентьев Е.А. Рабочее время и ролевые напряжения сотрудников современного российского университета. Вопросы образования. 2017. № 1. С. 88–11.
Аврус А.И., Жуковская Т.Н. Социальные проблемы гуманитарной науки размышления о состоянии и перспективах российских классических университетов. Историческая экспертиза. 2017. № 3. С. 222–248.
Белкин М.Л., Юринец Ю.Л. Административно-правовые гарантии академических свобод как свободы выражения мнения. Юридические науки и образование. 2017. № 52. С. 78–102.
Воскресенская Е.В. Проблема качества юридического образования в современной России. Современные проблемы науки и образования. 2017. № 2. С. 211. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26361
Гречко П.К. К вопросу об автономии вузовского преподавателя. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2015. № 1. С. 5–19.
Егоров Н.С. Новые советские конституции, юридическое образование и научная деятельность вузов. Правоведение. 1978. № 6. С. 16–24.
Иванов А.А. Как быть с диссертациями по праву. Закон. 2018. № 10. С. 88–93.
Курбатова М.В., Каган Е.С. Оппортунизм преподавателей вузов как способ приспособления к усилению внешнего контроля деятельности. Journal of Institutional Studies. 2016. Т. 8, № 3. С. 116–136.
Мацкевич И.М. Некоторые вопросы развития юридического образования (к постановке проблемы). Российское право в Интернете. 2005. № 4. С. 7.
Момотов В.В. К проблемам высшего юридического образования в России. Общество и право. 2013, № 1 (43). С. 266–268.
Прокофьев А.В. Этика и профессионализм в современном университете. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2016. № 3. С. 51–59.
Саленко А.В. Горе от УМКа. Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2013. Т. 16, № 2. С. 30–34.
Снегирёва М.В. К вопросу об академических свободах и результативности педагогической деятельности. // Акмеология профессионального образования / ред. колл: О.Б. Акимова, Г.П. Сикорская, Н.К. Чапаев. Екатеринбург, 2016. С. 140–148.

Статьи в режиме Open Access публикуются в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *