Государство как гарант свободы и деятельность как ее реализация

Статьи журналов, Теория и практика управления

Рекомендуемая ссылка на статью:
Шачина А.Ю., Шачин С.В. , Государство как гарант свободы и деятельность как ее реализация // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2019, №5 (121)
, с. 17-23.

АННА ЮРЬЕВНА ШАЧИНАа
СВЯТОСЛАВ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ ШАЧИНа

DOI: 10.22394/2070-8378-2019-21-5-17-23

Аннотация:
В статье анализируется роль деятельности и свободы в становлении и самоопределении личности. Новое понимание содержания свободы, обоснованное Акселем Хоннетом, заключается в единстве и взаимообусловленности трех ее компонентов: негативного, рефлексивного и социального. Авторы рассматривают деятельность как важнейшее условие развития личности и ее самоопределения, а также в качестве предпосылки для возникновения социальной свободы (и свободы как таковой). В работе отмечается, что полноценная деятельность возможна только в рамках институциональной системы, где уже реализован потенциал социальной свободы в достаточной мере, для того чтобы люди могли осуществлять избранную ими деятельность. Определяется значение деятельности для личности, выявляется диалектика отношений государства, общества и индивидуума. При этом все усилия власти должны быть направлены, в первую очередь, на поддержку развития потенциала личности в избранной ею сфере деятельности. Государственная политика должна способствовать поддержке индивидов в институциональных сферах, обеспечивать возможность самоопределения личности, ее самореализации и признания на различных уровнях. При этом подразумевается приоритет разумных интересов личности (исключая произвол) перед интересами государства. Для обоснования этого тезиса привлекаются суждения И. Канта, изложенные в его сочинении «К вечному миру», а также высказывания основоположника российской педагогики К.Д. Ушинского о соотношении цели и средств в социальных организмах из его работы «Антропология».

Ключевые слова:
социальная свобода, деятельность, самоопределение, государство, демократическое воспитание, коллектив, солидарность

Дата поступления статьи в редакцию:
30 сентября 2019 года

Литература:
Адорно Т.В. Проблемы философии морали. М.: Республика, 2000. 239 с.
Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания. Педагогика. 2001. № 1. С. 17–24.
Гегель Г.В. Философия права / Пер. с нем. яз. Б. Столпнера и М. Левиной. М.: Мысль, 1990. 524 с.
Гессен С.И. В защиту педагогики. Преподаватель. 2000. № 1. С. 11–18.
Гриценко Л.И. Социальное воспитание и свобода личности в педагогике А.С. Макаренко. Педагогика. 2013. № 2. С. 97–102.
Кант И. Метафизика нравов в двух частях // Основы метафизики нравственности. М.: Мысль, 1999. С. 563–909.
Кант И. Сочинения в 4-х томах на немецком и русском языках. Т. 1: К вечному миру. М.: Издательская фирма АО «Ками», 1993. С. 354–477.
Кант И. Сочинения в 4-х томах на немецком и русском языках. Т. 3: Основоположения к метафизике нравов. М.: Московский философский фонд, 1997. С. 39–276.
Межуев В.М. Свобода в социально-исторической перспективе// Дорога к свободе: Сб. ст. М.: ЛЕНАНД, 2013. С. 10–37.
Ушинский К.Д. Избранные труды: В 4 кн. Кн. 3: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М.: Дрофа, 2005. С. 7–536.
Ушинский К.Д. Избранные труды. В 4 кн. Кн. 4: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М.: Дрофа, 2005. С. 7–346.
Хоннет А. Невидимость: О моральной эпистемологии признания / Пер. с нем. яз. А. Шачиной и С. Шачина. Кантовский сборник. 2009. № 1(29). С. 79–91.
Heitger M. Bildung als Selbstbestimmung / Hrsg. von Winfried Boehm und Volker Ladenthin. Paderborn, München, Wien, Zürich: Ferdinand Schöningh, 2004. 218 S.
Honneth A. Das Ich im Wir. Berlin: Suhrkamp, 2010. 308 S.
Honneth A. Das Recht der Freiheit: Grundriss einer demokratischen Sittlichkeit. Berlin: Suhrkamp, 2011. 626 S.
Honneth A. Die Idee des Sozialismus. Versuch einer Aktualisierung. Berlin: Suhrkamp, 2015. 168 S.
Honneth A. Erziehung und demokratische Öffentlichkeit: Ein vernachlässigtes Kapitel der politischen Philosophie. Deutsche Zeitschrift für Erziehungswissenschaften. 2012. № 15. S. 429– 442.
Petzelt A. Pädagogik und Philosophie. Einführung in die pädagogische Fragestellung: Aufsätze zur Theorie der Bildung. Teil I / Hrsg. von W. Fischer. Freiburg in Breisgau: Lambertus-Verlag, 1961. S. 11–24.
Petzelt A. Subjekt und Subjektivität / Hrsg. von Jürgen Rekus, mit einer Einleitung von Karl Gerhard Pöppel. Weinheim; München: Juventa Verlag, 1977. 120 S.

Статьи в режиме Open Access публикуются в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *