Кадры для царя и государства (XVIII век)

Наше прошлое, Статьи журналов

Рекомендуемая ссылка на статью:
Барциц И.Н., Краковский К.П. , Кадры для царя и государства (XVIII век) // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2019, №5 (121)
, с. 112-118.

ИГОРЬ НЯЗБЕЕВИЧ БАРЦИЦа
КОНСТАНТИН ПЕТРОВИЧ КРАКОВСКИЙа

аРоссийская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

DOI: 10.22394/2070-8378-2019-21-5-112-118

Аннотация:
Статья посвящена анализу формирования системы образовательных учреждений, готовивших государственных служащих Российской империи в XVIII веке. Проведение глобальных государственных реформ в начале XVIII века требовало большого числа грамотных чиновников. Их надо было готовить к будущей профессии. Созданная в 1685 году школа греческого языка, преобразованная в 1687 году в Эллино-греческую (с 1701 года – Славяно-латинская, а с 1775 года – Славяно-греколатинская) академию в Москве, являясь, по сути, церковным учебным заведением, не решала проблему подготовки кадров для государственного управления. Петр I обозначил необходимость организации специальной подготовки чиновничества. Он видел перспективу развития кадров государственного аппарата в наполнении его образованными дворянами, и готовить их должны были, в первую очередь, сами центральные учреждения: Сенат, важнейшие коллегии и канцелярии. Мысль об этом содержалась и в Генеральном регламенте (1720), где был призыв к дворянству и приказным людям отдавать детей в коллегии и канцелярии учиться приказным наукам, и в Табели о рангах (1722), определявшей порядок обучения дворянских недорослей, для чего в учреждениях открывались вакансии коллегии-юнкеров. Преемники Петра I, пусть и с меньшим энтузиазмом, продолжили дело великого преобразователя по обучению шляхетства, в обязательном порядке пополнявшего ряды военных и гражданских чинов. В связи с созданием Императорского Московского университета в 1755 году возникла неожиданная коллизия между обязанностью дворян служить и получать образование. Перспективы гражданской службы, в противоположность «тяготам и лишениям военной службы», обусловили большой интерес к ней дворянской молодежи.

Ключевые слова:
государственная служба, образовательные реформы, подготовка кадров для государственного управления, Петербургская Академия наук, Сухопутный шляхетский кадетский корпус, Юнкерская школа при Сенате, Императорский Московский университет

Дата поступления статьи в редакцию:
28 октября 2019 года

Литература:
Безродный А.В. О подготовлении опытных и образованных деятелей для государственной службы. Журнал Министерства Юстиции. 1903. № 9. С. 249–285.
Бороздин А.К. Академический университет в XVIII веке. Исторический вестник. 1886. Т. 24. № 4. С. 120–133.
Готье Ю.В. История областного управления в России от Петра I до Екатерины II: В 2 т. Т. 1. М., 1913. 472 с.
Десницкий С.Е. Юридическое рассуждение о пользе знания отечественного законоискусства и о надобном возобновлении оного в государственных высокопокровительствуемых училищах // Юридические произведения прогрессивных русских мыслителей: Вторая половина XVIII века. М., 1959. С. 99–264.
Дружинин П.А. Неизвестные письма русских писателей князю Александру Борисовичу Куракину (1752–1818). М., 2002. 504 с.
История Правительствующего сената за двести лет. 1711– 1911 гг.: В 5 т. Т. 2. СПб., 1911. 860 с.
Морошкин Ф.Л. Об участии Московского университета в образовании отечественной юриспруденции. Ученые записки Императорского Московского университета. 1834. № VIII. С. 205–255.
Пекарский П.П. История Императорской академии наук в Петербурге. Т. 1. СПб., 1870. 774 с.
Пятьдесят лет специальной школы для образования военных законоведов в России. СПб., 1882. 168 с.
Рождественский С.В. Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII–XIX вв. Т. 1. СПб., 1912. 680 с.
Романович-Славатинский А.В. Дворянство в России от начала XVIII в. до отмены крепостного права. СПб., 1870. 594 c.
Толстой Д.А. Взгляд на учебную часть в России в XVIII столетии до 1782 года. СПб., 1885. 100 с.
Томсинов В.А. Юридическое образование и юриспруденция в России в XVIII столетии. М.: Зерцало-М, 2010. 215 с.
Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в. М.: Наука, 1974. 395 с.
Raeff M. Home, school, and service in the life of the 18th-century Russian nobleman. The Slavonic and East European Review. 1962. Vol. 40. Issue 95. P. 295–307.

Статьи в режиме Open Access публикуются в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *