Свободная конкуренция в условиях цифровой экономики: механизмы защиты

Статьи журналов, Теория и практика управления

Рекомендуемая ссылка на статью:
Чепурнова Н.М., Мурызева В.О. , Свободная конкуренция в условиях цифровой экономики: механизмы защиты // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2020, №2 (124)
, с. 35-41.

НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВНА ЧЕПУРНОВАа

аИнститут государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

ВАЛЕНТИНА ОЛЕГОВНА МУРЫЗЕВАb

bОтделение «Высшая школа правоведения» Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

DOI: 10.22394/2070-8378-2020-22-2-35-41

Аннотация:
В статье представлены различные подходы к понятию «цифровая экономика», предложено авторское определение, выявлены особенности государственной защиты конкуренции в условиях цифровой экономики, дана характеристика порядка осуществления хозяйственной деятельности и поддержания конкуренции на товарных рынках в условиях развития информационно-коммуникационных технологий, раскрыты особенности государственного механизма защиты конкуренции в условиях цифровизации производства товаров и услуг. Обосновывается необходимость выработки целостного организационно-правового механизма государственного управления, учитывающего процессы глобализации цифровой экономики, и необходимость изменения законодательных подходов для обеспечения учета новых субъектов в сфере конкуренции и охвата общественных отношений. Анализируя нормативно-правовые акты Российской Федерации, относящиеся к понятию «большие данные» и вопросам обработки больших объемов данных, авторы приходят к выводу о целесообразности внесения изменений в пункты Указа Президента Российской Федерации «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» в части определения понятия цифровой экономики.

Ключевые слова:
государство, конкуренция, механизм защиты, цифровая экономика, большие данные, сетевой эффект, нулевая цена товара, доминирующее положение, цифровизация производства

Дата поступления статьи в редакцию:
25 февраля 2020 года

Литература:
Баранов В.Н. Сетевые эффекты в интернете. Транспортное дело России. 2010. № 9. С. 144–146.
Борзило Е.Ю. Антимонопольные риски предпринимательской деятельности: научно-практическое руководство. М.: Статут, 2014.
Варламова А.Н. Развитие конкуренции как цель конкурентного права и пути ее достижения. Юрист. 2018. № 11. С. 11–18.
Иванов А.Ю. Контроль монополизации в условиях цифровой экономики: первая часть дискуссии о пятом антимонопольном пакете. Закон. 2018. № 2. С. 106–119.
Кинев А.Ю. Административно-правовая защита конкуренции: проблемы и пути совершенствования: Дисс. … докт. юрид. наук. М., 2015.
Кинев А.Ю. Современные проблемы административно-правовой защиты конкуренции в Российской Федерации. Актуальные проблемы российского права. 2013. № 6. С. 679–688.
Королев О.Л., Апатова Н.В., Круликовский А.П. Большие данные как фактор изменения процессов принятия решений в экономике. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2017. Т. 10 № 4. С. 31–38.
Купревич Т.С., Турбан Г.В. Особенности инфраструктуры цифровой экономики в мировом хозяйстве. Сборник статей по материалам IV международной научно-практической конференции. 2017. С. 60–65.
Макрушин С.В. Цифровая экономика: трансформация технологий и новый экономический уклад. Имущественные отношения в Российской Федерации. 2018. № 2. С. 10–17.
Плеханов Д.А. Защита конкуренции от органов государственной власти и местного самоуправления (на примере России, Республики Армения, Литовской Республики, Республики Беларусь). Актуальные проблемы российского права. 2017. № 3. С. 212–219.
Смит А. The Wealth of Nations. М.: Юрайт, 2019.
Negroponte N. Being Digital. Vintage Books, 1995.
Tapscott D. The Digital Economy: Promise and Peril In The Age of Networked Intelligence. McGraw-Hill, 1995.

Статьи в режиме Open Access публикуются в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *