Качество детства: проблемы и подходы в их решениях

Молодежная политика, Статьи журналов

Рекомендуемая ссылка на статью:
Кузнецова А.Ю., Качество детства: проблемы и подходы в их решениях // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2020, №5 (127)
, с. 6-11.

АННА ЮРЬЕВНА КУЗНЕЦОВАа

аРоссийская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

DOI: 10.22394/2070-8378-2020-22-5-6-11

Аннотация:
Изучение проблем в сфере детства обусловливает необходимость их оперативного решения на основе взаимодействия государства и общества. Автором дана общая характеристика основных подходов к оценке состояния детства. Речь идет, во-первых, о мировом опыте сравнительного анализа детского благополучия, отраженного в концепции социальной исключенности, предложенной Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) и базирующейся на параметрах, схожих с Индексом детского благополучия (Child Well-being Index), разработанным в 2004 году Фондом детского развития в США. А также подходе, учитывающем предложенную Всемирной организацией здравоохранения специфику качества жизни населения. Суть указанного подхода сводится к восприятию индивидом своей позиции в жизни в контексте культурной среды и системы ценностей, в которой он проживает, в соответствии с его целями, ожиданиями, стандартами и воззрениями. В статье отмечены сильные и слабые стороны предлагаемых подходов в контексте различных аспектов защиты интересов и прав несовершеннолетних. Отмечается, что ввиду отсутствия единых критериев к пониманию благополучия и качества жизни детей, наблюдается вариативность предлагаемых определений, в рамках которых исследователи, в основном, сосредоточены на двух подходах: в рамках первого используется категория «благополучие», второго – «качество». В публичном дискурсе категория «благополучие» применяется, в основном, к семьям определенного типа или к отклоняющемуся поведению подростков. При этом наблюдаются терминологическая размытость и оценочный характер которые переводят дискуссию в морально-нравственную плоскость. Причину такого смещения автор видит в отсутствии легального определения «благополучие детства». Качество жизни, и детства в частности, можно определить благодаря комплексному подходу, сочетающему объективную оценку, основанную на официальных данных, и субъективного, отражающего мнение самих людей. Автором с учетом имеющегося практического опыта в защите прав и законных интересов несовершеннолетних предложена многомерная модель «Качество детства». Она представляет собой систему интегральной оценки государственной политики в сфере детства по созданию условий реализации прав и законных интересов несовершеннолетних в Российской Федерации, учитывающей объективные и субъективные показатели в сфере детства.

Ключевые слова:
качество детства, качество жизни, индекс детского благополучия, индекс качества жизни детей, государственная политика в сфере детства, инструмент оценки и корректировки семейной политики, институт Уполномоченных по правам ребенка

Дата поступления статьи в редакцию:
2 октября 2020 года

Литература:
Кислицына О.А. Измерение качества жизни / благополучия: международный опыт. М.: Институт экономики РАН, 2016.
Куршина М.В. Отдаленные последствия перинатальной патологии: структура инвалидности и качество жизни детей-инвалидов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. 14.01.08 – «Педиатрия». Самара, 2018.
Трофимова Н.В. Интегральная оценка качества жизни населения. Вестник РГТЭУ. 2010. № 5. С. 156–163.
Современные теории социального благополучия / Учебно-методическое пособие по дисциплине / Сост. Д.С. Калинина, С.В. Явон. Тольятти: Изд-во ПВГУС, 2018.
Цинченко Г.М. Благополучие детей в контексте новых социальных исследований в западных странах. Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2017. № 1. С. 77–88.
ЮНИСЕФ. Проблема детской бедности в перспективе. Обзор благополучия детей в богатых странах: доклад Исследовательского центра «Инноченти». Вып. 7. Флоренция: Исследовательский центр ЮНИСЕФ «Инноченти», 2007.
Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В., Антонова В.К., Бирюкова С.С. Благополучие и неблагополучие в концептуальном аппарате семейной политики и защиты детства в современной России. Политика семьи и детства в постсоциализме / Под ред. В. Шмидт, Е. Ярской-Смирновой, Ж. Черновой. М.: ООО «Вариант»: ЦСПГИ, 2014. Amerijckx G, Humblet P.C. Child Well‐Being: What Does It Mean? Children & Society. Vol. 28 (5). 2014. P. 404–415.
O’Hare W., Mather M., Dupuis G. Analyzing State Differences in Child Well-Being / Foundation for Child Development. New York, 2012.

Статьи в режиме Open Access публикуются в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *