Независимость – элемент легитимности французского административного судьи

Международный опыт, Статьи журналов

Рекомендуемая ссылка на статью:
Латур К., Независимость – элемент легитимности французского административного судьи // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2021, №2 (130)
, с. 74-82.

КСАВЬЕ ЛАТУРа

аУниверситет Лазурного берега

DOI: 10.22394/2070-8378-2021-23-2-74-82

Аннотация:
Статья посвящена вопросам независимости административного судьи во Франции. Дискуссия о достоинствах французского административного судьи продолжается постоянно, а с момента создания Государственного совета административная юрисдикция не только вызывает заслуженное уважение, но и подвергается периодической критике по поводу своей легитимности. Рассмотрение положения французского административного судьи относится к юрисдикционному дуализму, характерному для Франции. Административный суд регулярно приводит веские аргументы в свою пользу; у него есть не только законодательно закрепленное право на существование, но и объективные основания для такового. Он служит идее справедливости и равенства, выполняет задачи, которые не может выполнить никто другой, обращаясь к трем различным аудиториям: к администрации и находящейся за ее пределами политической власти, ветвью которой он является, к заявителю и к суду общей юрисдикции. При этом необходимо обращать внимание на проблематику европейского судьи, который может изменить правовую идентичность государства. Некоторые зарубежные судьи осмеливаются подвергнуть сомнению легитимность европейского прецедентного права и тем самым отстаивать свою собственную легитимность, однако во Франции такой подход вряд ли наблюдается. Автор настаивает, что административный судья должен не только принять классический вызов взаимоотношений с национальной властью, но и переосмыслить свою легитимность в отношении наднациональной судебной власти.

Ключевые слова:
административный судья, суд общей юрисдикции, национальное право, европейское право, наднациональная судебная власть

Дата поступления статьи в редакцию:
24 декабря 2020 года

Литература:
Abraham R. Les magistrats des TA et des CAA. RFDA, 1988.
Arnoult E., Monnier F. Le Conseil d’Etat: conseiller, juger, servir. Gallimard, 1999.
Baranger D. Quel ‘Etat de droit’? Quels contrôles? Le juge des référés et le maintien en vigueur de l’état d’urgence. RFDA, 2016.
Béchillon D., de. Genèse et structure de la responsabilité sans faute de l’État en droit administratif français // Kirat T. Les mondes du droit de la responsabilité: regards sur le droit en action. LGDJ, 2003.
Bigot G. Ce droit qu’on dit administratif. Editions La Mémoire du droit, 2015.
Camguilhem B. Recherche sur les fondements de la responsabilité sans faute en droit administratif. Dalloz. 2014. Vol. 132.
Carpentier E. Permanence et unité de la notion d’acte de gouvernement. AJDA, 2015.
Chapus R. L’administration et son juge. PUF, 1999.
Chauvet C. Que reste-t-il de la «théorie» des mesures d’ordre intérieur? AJDA, 2015.
Chevallier J. Le droit administratif, droit de privilège. Pouvoirs. 1988. No. 46. Р. 57.
Cohen D. La fonte du rôle protecteur des libertés individuelles du juge judiciaire. JCP G, 2017.
Costa J.-P. Le Conseil d’Etat dans la société contemporaine. Economica. 1993.
Deguergue M. La responsabilité des activités de police. In La police administrative (sous la direction de Vautrot-Schwarz C.). Presses universitaires de France, 2014.
Delaunay B. La faute de l’administration. LGDJ, 2007.
Delvolvé P. L’indépendance de la justice administrative et de la justice judiciaire // Mélanges E. Zoller. Penser le droit à partir de l’individu. Dalloz, 2018.
Denoix de Saint Marc R. Vers une socialisation raisonnée du risque. AJDA, 2005.
Dupeyroux O. L’indépendance du Conseil d’Etat statuant au contentieux. RDP, 1983.
Eveillard G. Existe-t-il encore une responsabilité administrative pour faute lourde en matière de police administrative? RFDA, 2006.
Gonod P. Le Conseil d’État à la croisée des chemins? AJDA, 2008.
Guyomar M. Le droit au juge indépendant et impartial en matière administrative, le principe vu du Conseil d’Etat. AJDA, 2001.
Jegouzo Y. Les soixante ans des tribunaux administratifs. AJDA, 2013.
Krynen J., Raibaut J. La légitimité des juges. Presses universitaires de Toulouse, 2004.
La réparation des préjudices en droit administratif, dossier spécial. AJDA, 2014.
Latour B. La fabrique du droit: une ethnographie du Conseil d’Etat. La Découverte, 2002.
Le Conseil d’Etat et les changements de régime politique. Rev. Adm. 1998.
Le Pourhiet A.-M. La Cour européenne des droits de l’homme et la démocratie. Constitutions. 2018.
Les CAA. Dossier AJDA, 2008.
Lochak D. Quelle légitimité pour le juge administratif? Droit et politique. 1993.
Mestre J.-L. L’histoire du droit administrative // Gonod P., Melleray F., Yolka P. Traité de droit administratif. Vol. 1. Dalloz, 2011.
Odent B., Truchet D. La justice administrative. Presses universitaires de France, 2008.
Responsabilité et socialisation du risque. EDCE, 2005.
Ribadeau Dumas B. Les carrières dans et hors le Conseil d’Etat. Pouvoirs. 2007. No. 123. Р. 89.
Roblot-Troizier A. Etat d’urgence et protection des libertés. RFDA, 2016. Sauvé J.-M. Le juge administratif et les droits fondamentaux. AJDA, 2016.
Sauvé J.-M. Un juge indépendant et impartial // Mélanges en l’honneur de J.-P. Costa. Dalloz, 2011.
Sudre F. La mystification du ‘consensus’ européen. JCP G, 2015.
Travard J. La victime et l’évolution de la responsabilité administrative extracontractuelle. Mare et Martin, 2013.
Vallar C., Chrestia P. Les soixante ans des tribunaux administratifs. PUAM, 2016.
Vigouroux C. Déontologie du juge administrative. RFDA, 2017.
Zorkin V. La Convention européenne des droits de l’Homme et les problèmes de sa mise en œuvre. Constitutions. 2016.

Статьи в режиме Open Access публикуются в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *