Рекомендуемая ссылка на статью:
НАТАЛЬЯ ВАЛЕРЬЕВНА КУЗЬМИНАа
аРоссийская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
DOI: 10.22394/2070-8378-2021-23-4-64-70
Аннотация:
Настоящая статья посвящена анализу как теоретических аспектов осмысления городских фестивалей, так и их реализации в культурных практиках, нацеленных на формирование образа города. Городские фестивали представляют собой культурные события, которые консолидируют то или иное сообщество, разделяющее ценности и смыслы, транслируемые фестивалем, дающим им ощутить сопричастность друг к другу и пространству, в котором разворачивается культурное действо. Так, городские фестивали стимулируют культуру участия горожан, способствуют возникновению новых культурных практик и в целом положительно влияют на территорию, облик города и т.п. В статье показано, что в этом влиянии на городской культурный ландшафт, оставляя «след» в знаково-символическом и информационно-культурном пространстве города, они выступают инструментом проектирования урбанистического образа, а также своего рода «магнитом» для туристов. Вследствие фестивализации город становится местом туристического культурного потребления, в то же время выступая объектом инвестиций в сферу услуг. Фестивали, проходящие в пространстве современного мегаполиса, создают условия для регламентированных и безопасных встреч человека с городом. Во время проведения праздничного действа городское пространство наполнено разноплановыми и разножанровыми культурными событиями, при этом другие аспекты урбанистической жизни становятся незаметными благодаря фестивальной активности. Автор приходит к выводу, что городской фестиваль как событие формирует особый тип городского человека. Другая особенность городского фестиваля, как выявлено автором, раскрывается в том, что он способствует «оживлению» места его проведения, активизации творческого потенциала молодых деятелей искусства и культуры, повышению привлекательности учреждений культуры (концертных залов и иных площадок) среди горожан, в частности новой аудитории, воспитанию художественно-эстетического вкуса молодежи.
Ключевые слова:
фестивализация, городской фестиваль, образ города, культурное событие, культурная политика, коллективная идентичность
Дата поступления статьи в редакцию:
14 сентября 2021 года
Литература:
Ваньке А., Полухина Е. Территориальная идентичность в индустриальных районах: культурные практики заводских рабочих и деятелей современного искусства. Laboratorium: Журнал социальных исследований. 2018. № 10 (3). С. 4.
Гордон У. Городские фестивали. География шумихи, беспомощности и надежды. Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре. 2016. № 2 (106). С. 150-168.
Гудошникова О.Ю. Современное искусство как феномен постиндустриальной трансформации, или о перспективах Пермского культурного проекта. Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2011. № 3 (7). С. 4-10.
Джеймисон К. Эдинбург. Фестивальный взгляд и его пределы. Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре. 2016. № 2 (106). С. 169-183. https://www.nlobooks.ru/magazines / neprikosnovennyy_zapas/106_nz_2_2016/article/11919/
Замятин Д.Н., Замятина Н.Ю., Митин И.И. Моделирование образов историко-культурной территории: методологические и теоретические подходы / отв. ред. Д.Н. Замятин. М.: Институт наследия, 2008.
Игнатьева О.В., Лысенко О.В. Анализ одного проекта: «Пермская культурная революция» глазами социолога. Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2013. № 5. С. 69-80.
Николаева П.В. Фестиваль как этап эволюции праздничной культуры. Культурная жизнь Юга России. 2008. № 2. С. 144- 146.
Приходько Т. Глава ностальгическая (воспоминания о фестивале творческой молодежи «Клуб-87» в московском ДК «Меридиан»). Новое в жизни, науке, технике. 1990. № 12. С. 3.
Сувалко А.С. Эмоциональный капитализм: коммерциализация чувств. М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2013. С. 12.
Трубина Е. Праздники в Нижнем Новгороде: развлекая людей в распродаваемом городе. Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре. 2016. № 2 (106). С. 184-202.
Урри Дж. Взгляд туриста и глобализация // Массовая культура: современные западные исследования. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2005. С. 136-150.
Хобсбаум Э. Массовое производство традиций: Европа, 1870– 1914. Неприкосновенный запас. 2015. № 6. https://magazines. gorky.media/nz/2015/6/massovoe-proizvodstvo-tradiczijevropa-1870-1914.html
Храмова М.Ю., Храмов Д.Ю. Контекст места в культуре городского фестиваля. Innovative Project. 2016. Т. 1. № 4. С. 51-57.
Bonnemaison J. Voyage autour du territoire. Espace géographique. 1981. Vol. 10. No. 4. P. 249-262. https://www.persee.fr/doc/ spgeo_0046-2497_1981_num_10_4_3673
Jarvis B. Transitory topographies: places, events, promotions and propaganda // Gold J.R., Ward S.V. (Eds.). Place Promotion, the Use of Publicity and Marketing to Sell Towns and Regions. Chichester, UK: John Wiley & Sons, 1994. P. 161-194. In English
King A. Re-presenting the city: ethnicity, capital and culture in the 21st-century Metropolis. New York: New York University Press, 1996. P. 233-242. In English
Muir E. Ritual in early modern Europe. Cambridge: Cambridge University Press, 1997. In English
Статьи в режиме Open Access публикуются в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY).