Рекомендуемая ссылка на статью:
ОЛЬГА ИЛЬИНИЧНА МОЛЧАНОВАа
аСанкт-Петербургский государственный экономический университет
DOI: 10.22394/2070-8378-2021-23-5-75-79
Аннотация:
В статье представлена попытка операционализировать понятие «управление социальным взаимодействием в медиапространстве», пока не имеющее общепринятой трактовки в научном мире. Специфика социального взаимодействия в первую очередь представлена коммуникационной составляющей, но не ограничивается только этим фактором. Процессуальный характер социального взаимодействия позволяет говорить о возможности управления им, а значит, об осмысленном подходе к регулированию моделями коммуникации в современном медийном пространстве. Для определения целей и задач системы управления социальным взаимодействием в медиапространстве целесообразно применение уровневого подхода, где государство в процессе управления таким взаимодействием выступает определяющим субъектом. На макроуровне эту роль выполняет профессиональное сообщество массмедиа; на микроуровне определяющим субъектом является руководство отдельно взятой редакции. При этом индивид выступает определяющим субъектом на микро- и макроуровнях. Следует иметь в виду такую специфическую характеристику социального взаимодействия как профессиональная конвергенция, что является актуальной тенденцией современного медиапространства. Слияние журналистики, рекламы и PR в единую деятельность приводит к возникновению множества новых форм взаимодействия с аудиторией, на первое место в котором выходит коммуникационный аспект. Анализ различных точек зрения позволил сформулировать термин «управление социальным взаимодействием в медиапространстве», выявить ключевые особенности функционала этой деятельности и сделать вывод о необходимости дальнейшего исследования данного феномена по причине многовекторности его проявления и необходимости существенных преобразований в сфере управления.
Ключевые слова:
управление, социология, социальное взаимодействие, коммуникация, медиапространство, профессиональная конвергенция
Дата поступления статьи в редакцию:
10 октября 2021 года
Литература:
Баранова Е.А. Формы организации и проблемы использования UGC на газетном сайте. Электронный научный журнал «Медиаскоп». 2014. Вып. 2. http://www.mediascope.ru/node/1531
Бузин В.Н. Медиапространство в структуре социального пространства. Социум и власть. 2012. № 2 (34). С. 12.
Василенко Л.А. Опережающее образование как способ выживания человечества. Безопасность Евразии. 2004. № 3 (17). С. 491–505.
Врублевская О.А. О сущности понятия «социальное взаимодействие» в научных исследованиях. Сибирский журнал науки и технологий. 2006. № 5 (12). 2006. С. 60–65.
Гавра Д. PR «дваноль». Корпоративная имиджелогия. 2011. http://www.ci-journal.ru/article/596/pr-dvanol
Глущенко О.А., Гришанин Н.В. Эволюция специальности «Реклама и связи с общественностью»: история формирования, современное состояние и тенденции развития. Коммуникология. 2020. Т. 8. № 1. С. 34−52.
Громов И. А., Мацкевич И. А., Семенов В.А. Западная социология. СПб.: ДНК, 2003.
Дугин Е.Я. Методология исследования медиа в «эпоху цифровой цивилизации». European Journal of Philosophical Research. 2018. № 5 (1). С. 3−18.
Кандаурова А.В. Стратегии и уровни социального взаимодействия в педагогической деятельности. Человек и образование. 2013. № 4 (37). С. 85–88.
Кравченко С.А. Возрастающая роль «цифрового тела» в человеческом капитале: изменения в характере коммуникаций. Коммуникология. 2020. Т. 8. № 3. С. 22.
Курбатов В.И. Социальный диалог и гармонизация социальных отношений. Социально-гуманитарные знания. 2014. № 12. С. 104.
Молчанова О.И. Понятие и субъекты системы обеспечения управления процессами формирования конвергентных массмедиа. Вестник Поволжского института управления. 2017. Т. 17. № 4. С. 111–118.
Полонский А.В. Медиа и их текстовая реальность. Научные ведомости. Серия «Гуманитарные науки». 2015. № 18 (215). Вып. 27. С. 17–24.
Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М.: Норма, 2003.
Тимофеева Л.Н. Политическая коммуникативистика: теория, методология и практика. М.: РОССПЭН, 2012.
Фролов С.С. Социология: Учебник для высших учебных заведений. М. 1994.
Шарков Ф.И. Коммуникология: социология массовой коммуникации: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010.
Шестеркина Л.П., Лободенко Л.К. От медиатекста к медиабренду: к вопросу о взаимодействии журналистики, рекламы и PR в конвергентных СМИ. Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. Серия: Лингвистика. 2014. № 3. С. 50–55.
International encyclopedia of the social sciences. N.Y., 1968. Neuman W.R. The Psychology of the New Media // Television for the 21st Century. The Next Wave. Washington, 1993. P. 46.
Статьи в режиме Open Access публикуются в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY).