Концептуальное поле социализации цифрового поколения в России

Статьи журналов, Цифровая эпоха

Рекомендуемая ссылка на статью:
Петрухин Д.Ю., Концептуальное поле социализации цифрового поколения в России // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2022, №1 (135)
, с. 63-69.

ДМИТРИЙ ЮРЬЕВИЧ ПЕТРУХИНа

аООО «Рекламное агентство “ГЕРМЕС”»

DOI: 10.22394/2070-8378-2022-24-1-63-69

Аннотация:
Цель статьи – концептуальное обоснование научного поля социологического исследования «поколения Z» на основе анализа зарубежных и отечественных поколенческих теорий, сопоставления эмпирических данных и выявление проблемных сторон. В этом ряду особенности мировоззрения, ценностные установки и включенность в социальные, экономические и политические процессы представителей поколения Z, их предпочтения, потребительские характеристики и мотивы поведения. Описанные многими авторами черты и характеристики поколения Z служат основой для проведения исследований особенностей трудовой деятельности, организации быта, отношения к политическим и экономическим событиям, воспитанию детей, познавательной деятельности, коллективной идентичности, сохранения традиционных устоев общества и др. Необходимость проведения дополнительных социологических измерений вытекает из противоречивости оценок ряда исследователей, спорного характера некоторых выводов и оценок их распространенности. Интерпретационные выводы не полностью учитывают влияние цифровой среды на результаты измерительных инструментов, а распространенность каких-то особенностей в одной стране не всегда гарантирует тот же эффект в другой. Автор отмечает некоторое наличие эффекта «моральной паники». Следствием этого выступает неопределенность обновления институтов социализации и их взаимодействия. Встает вопрос об управляемости процессами социализации в России и становлении новых цифровых институтов в условиях цифровой трансформации государственного управления.

Ключевые слова:
поколение, поколение Z, «моральная паника», ценности, мировоззрение, цифровое общество, Интернет

Дата поступления статьи в редакцию:
31 декабря 2021 года

Литература:
Василенко Л.А. Опережающее образование как способ выживания человечества. Безопасность Евразии (ISSN: 1607-7334). 2004. № 3 (17). С. 491–505. DOI: 10.18411/Vasilenko-1-1
Гудков Л., Зоркая Н., Кочергина Е., Пипия К., Рысева А. «Поколение Z»: Молодежь времени путинского правления. Вестник общественного мнения. 2020. № 1-2. С. 21–121.
Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах // Культурология. ХХ век: Антология. М.: Юрист, 1995. 703 с.
Красноруцкий Л.П. Социокультурные характеристики сетевого поколения в России: концептуальное поле социально-философской рефлексии. Гуманитарий Юга России. 2017. № 2 (6). С. 126–135.
Мифы о «поколении Z» / Н.В. Богачева, Е.В. Сивак; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2019. 64 с. (Современная аналитика образования. № 1 (22)).
Муха В.Н., Чернявская К.А. Идентичность поколений: конфликтный потенциал. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. № 1. С. 45–48.
Обзор основных исследовательских выводов и гипотез об особенностях, ценностях и жизненных стратегиях молодежи. СПб.: Фонд «Петербургская политика», 2017. 32 с.
Ожиганова Е.М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения. Бизнес-образование в экономике знаний. 2015. № 1 (1). С. 94–97.
Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды: пер. с исп. / Сост., предисл. и общ. ред. A.M. Руткевича. М.: Издательство «Весь Мир», 1997. 704 с.
Очирова Л.И. Исследование ценностных ориентаций развивающейся личности в современных условиях. Вестник БГУ. 2017. № 4. С. 157–161.
McCrindle, M. & Wolfinger, E. The ABC of XYZ: understanding the global generations. University of New South Wales Press. 2010. 208 p. In English
Howe, N., Strauss, W. Generations: The History of America’s Future, 1584 to 2069. New York: William Morrow & Company, 1991. 600 p. In English
Loh K.K., Kanai R. Higher media multi-tasking activity is associated with smaller gray-matter density in the anterior cingulate cortex. PLoS ONE. 2014. Vol. 9 (9). http://dx.doi.org/10.1371/. In English
Mills K.L., Dumontheil I., Speekenbrink M., Blakemore S.-J. Multitasking during social interactions in adolescence and early adulthood. Royal Society Open Science. 2015. Vol. 2. DOI: 10.1098/rsos.150117. In English
Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants Part 1 // On the Horizon. 2001. Vol. 9. Issue 5. P. 1–6. In English
Seemiller C., Grace M. Generation Z Goes to College. San Francisco: JosseyBass, 2015. In English
Sparks & Honey. 2015. Generation Z 2025: the final generation. https:// www.sparksandhoney.com/reports-list/2018/10/5/generation-z-2025-the-final-generation. In English
Tapscott, Don. Grown up Digital: How the Net Generation is Changing the World. New York: McGraw Hill Professional, 2008. 288 p. In English
Twenge J.M. iGen: Why Today’s Super-Connected Kids Are Growing Up
Less Rebellious, More Tolerant, Less Happy and Completely Unprepared for Adulthood – and What That Means for the Rest of Us. New York: Atria Books, 2017. In English
Uncapher M.R., Wagner A.D. Media multitasking, mind, and brain. Proceedings of the National Academy of Sciences. Oct 2018. 115 (40) 9889-9896; DOI: 10.1073/pnas.1611612115. In English

Статьи в режиме Open Access публикуются в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *