Бюджетный федерализм и пути его совершенствования в Российской Федерации

Ритм экономики, Статьи журналов

Рекомендуемая ссылка на статью:
Исаева А.Е., Бюджетный федерализм и пути его совершенствования в Российской Федерации // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2022, №2 (136)
, с. 27-30.

АННА ЕВГЕНЬЕВНА ИСАЕВАа

аРоссийская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

DOI: 10.22394/2070-8378-2022-24-2-27-30

Аннотация:
Статья посвящена специфике российского федерализма и основным направлениям совершенствования федеративных отношений в Российской Федерации. Исторически были сформированы предпосылки, подтверждающие, что межбюджетные взаимоотношения были созданы в результате установления связей между акторами бюджетного регулирования трех уровней управления. При этом поддерживался оптимальный уровень финансовой и административной безопасности каждого из субъектов бюджетных отношений на территории единого государства. В России подобные сдвиги произошли именно в тот период, когда было положено начало демократизации, что стало неотъемлемым элементом социально-экономического и политического развития государства. Создание новой правовой базы способствовало разграничению и распределению бюджетных полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. При всех положительных эффектах, полученных от внедрения вышеуказанного комплекса мер, их необходимо систематизировать и оформить на законодательном уровне в форме нормативно-правового акта, который бы учитывал аспекты, связанные с вопросами распределения доходных поступлений в бюджеты трех уровней государственного планирования и управления. В целом система бюджетных отношений Российской Федерации претерпела качественные изменения, которые в первую очередь характеризовались выделением уровней бюджетного планирования и разделением ролей между элементами системы. Бюджетный федерализм выступает одной из важнейших составляющих федеративной системы государства. Благодаря наличию правильно выстроенной системы бюджетного федерализма государство может так или иначе влиять на процесс экономического развития, определять дальнейшую стратегию развития финансового, экономического и социального профиля регионов.

Ключевые слова:
федерализм, федеративные отношения, централизация, децентрализация, Конституция Российской Федерации, реформы, бюджетное планирование, инвестиционная политика

Дата поступления статьи в редакцию:
21 июня 2021 года

Литература:
Абдулатипов Р.Г. Обустройство народов: российская модель. М., 1999.
Абдулатипов Р.Г. Управление этнополитическими процессами: вопросы теории и практики. М., 2001.
Агапцов С.А. Государственный финансовый контроль и бюджетная политика Российского государства. М.: Финансовый контроль, 2004.
Аринин А.Н., Марченко Г.В. Уроки и проблемы становления российского федерализма. М.: ТОО «Интелтех», 1999.
Бескровная В. Реализация принципов бюджетного федерализма в регионах России. Федерализм. 2008. № 2. С. 113–124.
Игудин А.Г. Становление и развитие бюджетного федерализма в России. Финансы. 1995. № 4. С. 3–7.
Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 1998.

Статьи в режиме Open Access публикуются в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *