Динамика развития транспортно-логистических связей в Центрально-Азиатском регионе

Международное сотрудничество, Статьи журналов

Рекомендуемая ссылка на статью:
Тураева М.О., Динамика развития транспортно-логистических связей в Центрально-Азиатском регионе // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2022, №3 (137)
, с. 87-92.

МАДИНА ОКТАМОВНА ТУРАЕВАа

аИнститут экономики Российской академии наук

DOI: 10.22394/2070-8378-2022-24-3-87-92

Аннотация:
Ограниченность в природных ресурсах, внутренние социально-экономические и политические кризисы, низкий уровень развития инфраструктуры, особенно в первые годы после приобретения суверенитета, сказались на торговой, транспортной, логистической уязвимости стран Центральной Азии. Определяющим фактором в развитии транспортных путей региона является торговля между Китайской Народной Республикой и европейскими странами. Более 90 % грузов по-прежнему доставляется морским путем, однако роль сухопутных маршрутов с 2020 года значительно выросла. Перед КНР остро стоят вопросы развития экономик своих западных провинций, в первую очередь Синьцзян-Уйгурского автономного района. Развитие сухопутных направлений совпадает и с тактическими задачами реализации «Экономического пояса Шелкового пути», и интересами стран, по территории которых пролегают эти транспортные маршруты. Страны Центрально-Азиатского региона стремятся участвовать в транзите и проявляют большую активность на межгосударственных встречах, где обсуждают варианты доставки грузов. Особенную актуальность этот вопрос приобрел после резкого снижения использования КНР транзита через территорию Российской Федерации. Из большого количества предлагаемых новых транспортных маршрутов и коридоров наиболее перспективны Трансафганская железная дорога и «Срединный коридор». Многое будет зависеть от вектора выстраиваемых отношений с политическим руководством Афганистана, а также от внимания КНР к инфраструктурным проектам.

Ключевые слова:
Центральная Азия, Россия, Китай, транспортные коридоры, контейнерный транзит, «Срединный коридор», Трансафганская железная дорога

Дата поступления статьи в редакцию:
12 мая 2022 года

Литература:
Борисова Е.А. Железные дороги Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. Железные дороги Азии: состояние и перспективы. М.: Институт востоковедения РАН, 2018. С. 162– 179.
Вардомский Л.Б. Национальные интересы и динамика Евразийского интеграционного процесса. Мир перемен. 2021. № 2. С. 141–157.
Зоидов К.Х., Медков А.А. Актуальные направления развития транзитной экономики в Центральной Азии. Проблемы рыночной экономики. 2019. № 4. С. 77–96.
Карпович О. Центральная Азия: трудный путь политического развития. Центральная Азия и Кавказ. 2021. № 4. С. 43–52.
Лаумулин М.Т. Обзор литературы по Центральной Азии: 2017–2021 гг. КАЗАХСТАН-СПЕКТР. 2021. № 2. С. 110–120.
Макаров И.А., Соколова А.К. Сопряжение Евразийской интеграции и Экономического пояса Шелкового пути: возможности для России. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2016. № 2. С. 40–57.
Насиров А., Кадиров Ф. Развитие транспортных коридоров в Центральной Азии и новые региональные инициативы в транспортно-логистической сфере. Транспорт шелкового пути. 2021. № 1. С. 12–19.
Повышение торгово-транспортной связности и развитие грузоперевозок в Центральной Азии. Париж: ОЭСР / Международный транспортный форум, 2019.
Притчин С. Узбекский транзит для Центральной Азии. Россия и мусульманский мир. 2017. № 9. С. 31–40.
Iskaliev E. “The New Silk Road” Economic Corridor. Вестник Казахской академии транспорта и коммуникаций им. М. Тынышпаева. 2014. № 4. С. 67–71. In English
Kuchins A.C., Mankoff J., Backes O. Central Asia in a Reconnecting Eurasia. Tajikistan’s Evolving Foreign Economic and Security Interests / A Report of the CSIS Russia and Eurasia Program. June 2015. In English
Weitz R. Uzbekistan’s New Foreign Policy: Change and Continuity under New Leadership / Central Asia-Caucasus Institute & Silk Road Studies Program. Washington, D.C.: Johns Hopkins University, 2018. In English

Статьи в режиме Open Access публикуются в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *