Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных актов Банка России

Правовой аспект, Статьи журналов

Рекомендуемая ссылка на статью:
Бабич М.Е., Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных актов Банка России // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2023, №1 (141)
, с. 6-13.

Марина Евгеньевна Бабича

аРоссийская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

DOI: 10.22394/2070-8378-2023-25-1-6-13

Аннотация:
В современной юридической литературе отсутствуют исследования по правовой регламентации оценки регулирующего воздействия (ОРВ) проектов нормативных актов Банка России. Вместе с тем ОРВ остается важным элементом нормотворческого процесса, эффективность которого напрямую зависит от качества предъявляемых требований, их непротиворечивости и исполнимости. Настоящая статья посвящена исследованию правовой регламентации ОРВ проектов нормативных актов Банка России и правоприменению в указанной области. Поскольку ОРВ как инструмент «умного регулирования» была имплементирована из законодательства зарубежных стран, целью исследования стал анализ правовой регламентации ОРВ на предмет соответствия Рекомендации Совета ОЭСР по регуляторной политике и управлению 2012 года. В результате исследования было выявлено, что правовая регламентация ОРВ проектов нормативных актов Банка России не в полной мере отвечает принципам, закрепленным в Рекомендациях ОЭСР, касающихся регуляторной политики и инструментов «умного регулирования». В частности, не определен предмет оценки, отсутствуют прозрачные критерии для формирования сроков публичных обсуждений, а также обязанность регулятора размещать на официальном сайте сводку поступивших предложений и заключение об ОРВ. Сделан вывод о необходимости повышения качества правовой регламентации ОРВ проектов актов Банка России путем ее доработки в соответствии с принципами регуляторной политики ОЭСР

Ключевые слова:
оценка регулирующего воздействия (ОРВ), нормативный правовой акт, нормотворчество, субъект регулирования, регуляторная политика, «умное регулирование», принцип пропорциональности, регулирующий орган, ОЭСР, Банк России

Дата поступления статьи в редакцию:
30 октября 2022 года.

Литература:
Голодникова А.Е., Ефремов А.А., Соболь Д.В., Цыганков Д.Б., Шклярук М.С. Регуляторная политика в России: основные тенденции и архитектура будущего. М., 2018.
Земцов А.С. Принципы финансовой деятельности Центрального банка Российской Федерации: финансово-правовые аспекты: диссертация… канд. юрид. наук. Саратов, 2014. С. 108–109.
Пастушенко Е.Н., Неверова Н.В., Земцова Л.Н. Роль правовых актов Центрального банка Российской Федерации в обеспечении стабильности финансового рынка на современном этапе. Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2022. С. 262–267.
Пресняков М.В. Акты Центрального Банка России как особый источник финансового права. Среднерусский вестник общественных наук. 2016. С. 245–251.
Регуляторная политика Российской Федерации: правовые проблемы формирования и реализации / ред. кол. А.Ф.Ноздрачев, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова. М.: ИЗиСП, Инфотропик Медиа, 2022.
Теория и практика регуляторной политики в России: монография / под ред. А.Б. Дидикина. М.: Проспект, 2020.
Управление через право: регуляторная политика в России и за рубежом: сборник материалов Международной научно-практической конференции (г. Москва, 31 марта 2021 года) / ред. кол. А.Ф. Ноздрачев, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова. М.: ИЗиСП, Инфотропик Медиа, 2022.
Caroll P. Does regulatory impact assessment lead to better policy? Policy and Society. 2010. Vol. 29(2). P. 113–122. In English
Kirkpatrick C., Parker D. Regulatory impact assessment and regulatory governance in developing countries. Public Administration and Development. 2004. Vol. 24(4). P. 333–344. In English

Статьи в режиме Open Access публикуются в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *