Болатбек Абдрасилов. Основные направления реформирования системы подготовки государственных служащих Республики Казахстан

ШОС: новая сила в новом мире

Рекомендуемая ссылка на статью:
Болатбек Абдрасилов. Основные направления реформирования системы подготовки государственных служащих Республики Казахстан // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2015, №6 (98)
.
Болатбек Абдрасилов, доктор биологических наук, кандидат физико-математических наук, ректор Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан (010000, Казахстан, Астана, ул. Абая 33а). E-mail: B.Abdrassilov@apa.kz

Аннотация: В статье рассматривается система подготовки высококвалифицированных управленцев для государственного управления Республики Казахстан. Автор отмечает необходимость совершенствования компетентностного и практико-ориентированного подходов в образовательных программах, повышения конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг. Проводимая с этой целью модернизация Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан представляет собой систему мер, выработанную на основе исследований.

Ключевые слова: государственные служащие; реформа образования в Республике Казахстан; Закон «О государственной службе»; Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан.

Успешная реализация задач, поставленных главой государства Н.А. Назарбаевым по вхождению Казахстана в число 30 наиболее конкурентоспособных стран, во многом зависит от формирования профессионального аппарата, способного эффективно выполнять государственные функции, оказывать населению качественные услуги. Для подготовки управленцев новой генерации, способных эффективно реализовывать задачу по построению экономики, ориентированной на инновационную и социальную модель развития, необходимо менять и систему обучения государственных служащих.

Функциональный анализ деятельности Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан, проведенный при поддержке проекта Европейского союза по реформе и модернизации государственной службы в Казахстане, стал основой для модернизации учебно-методической, научно-исследовательской работы. В результате процесс обучения в Академии приобрел практико-ориентированный характер. Структура, учебные планы и программы Академии согласовываются с Администрацией Президента, Верховным судом, Агентством по делам государственной службы и противодействию коррупции, Министерством иностранных дел. Иными словами, деятельность Академии стала осуществляться в соответствии с реальными практическими потребностями госорганов, направляющих свои кадры на обучение и повышение квалификации.

В декабре 2012 года в Закон «О государственной службе» были введены принципиальные изменения и дополнения. В частности, административная госслужба разделена на корпуса «А» и «Б». Корпус «А» – это высшие административные госслужащие, призванные укрепить связь между политическими решениями и их исполнением на уровне госслужащих корпуса «Б». В соответствии с указом главы государства, Академия была определена как структура, ответственная за подготовку, переподготовку и повышение квалификации административных государственных служащих корпуса «А».

В Академии полностью переформатированы подходы к обучению государственных служащих по магистерским и докторским программам, применяется мировой опыт, принимаются во внимание мнение наших слушателей, рекомендации государственных органов. В основу разработки новых учебных программ закладывается компетентностный и практико-ориентированный подходы, впервые при построении траектории обучения основной упор был сделан на усиление компетенций государственного служащего. Все программы обучения были обновлены в соответствии с международными требованиями по подготовке магистров MPA, MPP, MIR, Master of Law, которые базируются на инновационных технологиях и представляют собой гибкое, индивидуализированное обучение. Учебные программы Академии прошли международную сертификацию в специализированном аккредитационном международном центре AQА (Австрия).

В структуре Академии функционирует Национальная школа государственной политики, созданная указом президента Республики Казахстан для подготовки управленцев, способных к эффективной реализации государственной политики. Партнером школы выступает Университет Дьюк (США), где слушатели получают практический, реальный опыт, сравнивая казахстанскую практику и методы, технологии, применяемые в США. В 2013 году в программу был включен дополнительный модуль по лидерству Федерального института повышения квалификации государственных служащих (FEI) Офиса по управлению кадрами США (OPM) в Вашингтоне.

С принятием изменений в указ президента «Об утверждении Правил переподготовки и повышения квалификации государственных служащих Республики Казахстан» при Академии был создан Научно-методический совет для организации эффективной реализации политики обучения государственных служащих, в рамках которого вырабатываются рекомендации по совершенствованию системы обучения. Кроме того, начата активная работа по совершенствованию системы переподготовки и повышения квалификации государственных служащих: в среднем за год обучение проходят около 3,5 тысяч человек. Более 600 судей и работников судебной системы ежегодно проходят курсы повышения квалификации.

Программы повышения квалификации разрабатываются в зависимости от целевых групп участников: для политических государственных служащих; для административных государственных служащих корпуса «А» и «Б»; для судей и работников судебной системы; для работников межэтнических и межконфессиональных центров. Семинары проводятся по приоритетным темам, потребность в которых определена правительством, администрацией президента и др., обсуждаются вопросы лидерства, государственного менеджмента, оптимизации информационных потоков, управления проектами, аудита в государственных органах. Приглашаются зарубежные специалисты из ENA (Фрацния), Академии Шпайер (ФРГ), Policy Advisory Group (группа Тони Блэйра), Оксфорд (Великобритания), ROI (Голландия), RIPA International и др. Доля лекторов-практиков, работающих в государственных органах, составляет свыше 70%.

То есть обучение ориентировано на результаты системы оценки деятельности органов власти, а также приоритетные направления развития менеджмента в госорганах (стратегическое планирование, риск-менеджмент, управление персоналом, талант-менеджмент и др.).

Учебный план курсов переподготовки для государственных служащих, впервые поступивших на государственную службу корпуса «А», разработан по блочно-модульному принципу, состоит из обязательного компонента, включающего в себя тренинг и работу слушателей над кейсами, и модулей по выбору. Активно внедряются дистанционные технологии, что позволяет не отрывать госслужащего от работы надолго.

Как показывает опыт проведения переподготовки, избранный подход обучения достаточно эффективен, способствует развитию человеческого и социального капитала. Вместе с тем есть направления, которые требуют совершенствования. В частности, назрела необходимость расширения числа модулей и внедрения более гибкой системы выбора необходимых модулей. Как показывают опросы, удовлетворенность госорганов качеством обучения возросла до 90%, а удовлетворенность качеством обучения со стороны слушателей составила около 95%.

Повышение качества учебного, учебно-методического и научного процесса требует непрерывного обновления навыков, умения и знаний самих преподавателей и тренеров. Эта работа является одним из главных приоритетов деятельности Академии, поэтому на системной основе действует программа обучающих семинаров, тренингов, мастер-классов для профессорско-преподавательского состава по применению инновационных методов и технологий обучения с привлечением ведущих экспертов Евросоюза и зарубежных вузов-партнеров в формате «тренинг для тренеров».

Преподаватели и сотрудники Академии повышают квалификацию в ведущих мировых вузах и школах госуправления в рамках проекта ЕС и при поддержке TIKA (Турция); проводятся обучающие семинары по современным методологиям обучения и проведения научно-исследовательских работ с привлечением ведущих экспертов из Колумбийского, Вашингтонского, Амстердамского университетов, ENA и др. Действует программа обучения профессорско-преподавательского и научного состава за рубежом «Болашак». Внедрена система мотивации сотрудников, ориентированная на повышение эффективности и качества учебной, учебно-методической, научно-исследовательской и общественно-организационной работы.

Все эти меры позволили резко повысить качество не только образовательного процесса, но и научно-исследовательской деятельности. Ведутся научно-исследовательские проекты по заказам республиканских и международных организаций (ПРООН, ОБСЕ, ЮНИСЕФ, ЕС, ERASMUS и др.). Кроме того, ведутся исследования в сфере совершенствования государственной службы в рамках программно-целевого финансирования. Исследования проводились по следующим тематикам:

  1. Совершенствование методов отбора на государственную службу и дальнейшее улучшение конкурсных тестов.
  2. Совершенствование механизма работы с кадровым резервом госслужбы РК.
  3. Совершенствование методов оценки деятельности государственных служащих.
  4. Определение эффективных нормативных правовых, методических и организационных мер, направленных на повышение качества организации труда и менеджмента в государственных органах.

В результате был разработан и внедрен психометрический опросник по определению личностных и управленческих компетенций государственных служащих корпуса «А»; определены недостатки в работе с кадровым резервом госслужбы и выработаны рекомендации по совершенствованию технологий его формирования. Выработаны практические рекомендации по совершенствованию оценки деятельности госслужащих с учетом мирового опыта, сформулированы рекомендации по повышению качества менеджмента в государственных органах и устранению причин неэффективной организации труда.

Происходит коренной пересмотр целей и задач науки в сфере госслужбы, можно сказать, что положено начало развитию новой отрасли казахстанской науки в сфере социальных наук. Реализация научных проектов позволила внести научно-обоснованные изменения в содержание Закона «О государственной службе», ряд указов президента Республики Казахстан и соответствующих нормативных правовых актов. Результаты этих научных исследований активно внедряются в учебный процесс. За время модернизации Академии удалось добиться более чем десятикратного роста публикаций статей в ведущих изданиях, в том числе в международных рейтинговых изданиях.

В рамках реформирования научной деятельности Академии были созданы новые структуры:

– Научно-аналитический центр по изучению вопросов противодействия коррупции, деятельность которого направлена на научно-исследовательскую, аналитическую, образовательную поддержку и сопровождение реализации государственной функции по противодействию коррупции;

– Центр по изучению межэтнических и межконфессиональных отношений в Центрально-Азиатском регионе, который занимается, в том числе, обучением по вопросам государственной этнополитики, проблемам этносов и конфессий;

– Центр изучения компетенций занимается оценкой и измерением уровня компетенций не только государственных служащих, но и служащих негосударственного сектора (включая коммерческие организации);

– Центр проектного менеджмента нацелен на разработку обучающих программ и их внедрение в практику обучения госслужащих в сфере управления проектами, создание «пула» казахстанских экспертов, которые смогут проводить мониторинг проектов и консультировать администраторов программ.

Академия сотрудничает с ведущими школами и вузами по подготовке госслужащих. Так, достигнута договоренность о переходе на новый уровень сотрудничества с Национальной школой управления Франции (ENA) по взаимозачету кредитов в рамках реализации нового трехстороннего сотрудничества «Академия-ENA-Университет Сорбонна-Пантеон 1». Идет работа по созданию совместной программы МРА, проведению совместных научных исследований в области сравнительного анализа государственного управления и реформ государственной службы в странах ЕС, противодействию коррупции и защиты национальных интересов в наднациональных институтах управления с Университетом Лейдена.

Академия стала полноправным членом Американского общества государственного управления (ASPA), Международной ассоциации школ и институтов управления (IASIA), Международного института административных наук (IIAS), Азиатской ассоциации государственного правления (AAPA). Совсем недавно – 6 июля 2015 года Академия принята в Глобальную сеть школ управления Организации экономического сотрудничества и развития в Париже (Франция).

Совершенствование модели и подходов обучения госслужащих, разработка новых образовательных программ, внедрение новых учебных и методических материалов – процесс непрерывный. Поэтому полномасштабная работа в этом направлении продолжается, Стратегия развития Академии до 2020 года предполагает дальнейшую модернизацию системы обучения государственных служащих на основе компетентностного и практико-ориентированного подходов. Академия стремится внедрить принципы автономности и корпоративного управления; собственные программы обучения нового поколения и принципы отбора обучающихся, основанные на талант-менеджменте, усилить работу по вопросам противодействия коррупции в рамках обучения.

Среди пяти институциональных реформ, необходимых для вхождения в число наиболее конкурентоспособных стран мира, глава государства назвал формирование современного, профессионального и автономного государственного аппарата, обеспечивающего качественную реализацию экономических программ и предоставление государственных услуг. Это предполагает прежде всего формирование современной модели государственной службы, усиление ее кадрового потенциала, повышение профессионализма госслужащих.

На основе наших исследований в новый проект Закона «О государственной службе» включена самостоятельная статья, посвященная обучению государственных служащих. Это позволяет законодательно закрепить сроки повышения квалификации – не реже одного раза в три года, а также персонифицировать ответственность за обучение государственных служащих. Также в Законе будет закреплен принцип непрерывности обучения государственных служащих и развития их компетенций, что означает «вписывание» обучения в систему прохождения государственной службы. Практическая ориентированность обучения приведет к переформатированию на кейсовый подход.

Всё эти меры, вписанные в выполнение задач в рамках «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ», предложенных Президентом Нурсултаном Назарбаевым, позволяют Казахстану нестандартно и эффективно отвечать на глобальные вызовы современности построить успешное государство.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *