Рекомендуемая ссылка на статью:
Аннотация: В статье раскрывается характер негативного влияния коррупции на социально-экономическое развитие Кыргызской Республики. Показано, что борьба с коррупцией способствует привлечению инвестиций в развитие приоритетных секторов экономики. Сделан вывод о целесообразности разработки и реализации системы мер долгосрочного характера, способствующих осуществлению интеграционных проектов на пространстве Шанхайской организации сотрудничества.
Ключевые слова: ШОС, борьба с коррупцией, привлечение инвестиций, интеграционные проекты, развитие инфраструктуры.
На сегодняшний день главной проблемой Кыргызской Республики и источником основных угроз государственности является коррупция. Она создала серьезные препятствия на пути поступательного развития общества, экономики, функционирования институтов государственного управления и стала частью политической, административной реальности.
К сожалению, коррупция прочно вошла в сознание граждан как естественное условие существования и приобрела характер мировоззренческой проблемы. Из-за чего бытует мнение, что «коррупция – это образ жизни».
Как отмечается в исследовании консалтинговой компании CAIConsult: «Кыргызская государственность пережила один из самых драматичных периодов своей более чем двухтысячелетней истории. В результате судьбоносных перемен в конце XX века народ Кыргызстана получил возможность построить самостоятельное государство. Однако первые два десятилетия независимости оказались временем упущенных возможностей. Установление коррумпированного и сросшегося впоследствии с криминалом семейно-кланового режима привело к дискредитации институтов государственной власти и масштабному разграблению национальных богатств. В 2009 году Кыргызская Республика была признана самой бедной страной СНГ. Уровень доверия государству со стороны граждан оказался ниже критического минимума. Открыто говорилось о недееспособности кыргызского государства и перспективах его перехода в разряд несостоявшихся» [Коррупция в Кыргызстане… 2015. C. 6].
Таким образом, Президенту Кыргызской Республики А.Ш. Атамбаеву государство досталось в тяжелое и кризисное время в новой истории страны. Разрушенная хозяйственная инфраструктура, последствия двух революций дополнились высоким уровнем недоверия народа к власти и социально-экономической нестабильностью.
Столкнувшиеся с подобной ситуацией бывшие соседи по СССР, Молдавия и Украина, как общеизвестно, не смогли удержаться в рамках понимания даже относительной стабильности. А Кыргызская Республика вместо оценки потерь сегодня уже считает экономические результаты, и этот факт говорит о результативности курса нынешнего главы государства. В течение последних 3 лет общий объем доходов государственной казны вырос более чем в 2 раза, а рост ВВП составил порядка 7 %.
В то же время ограниченность собственных ресурсов Кыргызстана, определяет привлечение инвестиций одним из необходимых условий для развития национальной экономики. Страна обладает благоприятными условиями для привлечения инвесторов: сравнительно дешевой рабочей силой и низкой налоговой нагрузкой (ставка НДС – 12%, налог на прибыль – 10%, общий коэффициент налоговой нагрузки – 19%) [Медкович, 2015. C. 128].
Вследствие наличия таких благоприятных условий начали поступать значительные инвестиции в энергетику и транспорт, которые дали толчок развитию инфраструктуры страны. Реализованы крупные национальные проекты: обеспечение полной энергетической безопасности и создание собственного энергетического кольца («Датка-Кемин»), строительство транспортной дороги и газопровода, объединяющего север с югом республики. Все это становится стимулом для инвесторов, создает привлекательность вложений в другие секторы экономики.
С другой стороны, это не является достаточным для обеспечения устойчивости развития экономики, и по-прежнему ощущается дефицит масштабных инвестиций. Слабость судебной системы, институтов государственной власти, недостаточность национальной экономической инфраструктуры и высокий уровень влияния коррупции на деловые процессы все еще существенно ограничивают приток инвестиций в страну.
Рост инвестиционных возможностей со слабыми институтами и аппаратом управления привносит с собой и рост коррупционных рисков, обусловленных широким использованием неформальных процедур ведения бизнеса.
В таких условиях для обеспечения устойчивости развития, в том числе и улучшения инвестиционных условий в стране, проводится системная работа по борьбе с коррупцией. Она направлена не только на борьбу с последствиями, но и на предотвращение и недопущение коррупционных рисков.
Одними из ключевых решений Президента Кыргызской Республики А.Ш. Атамбаева стало создание Антикоррупционной службы в составе Государственного комитета национальной безопасности в 2011 году[1]. Положительные сдвиги в сфере противодействия коррупции также стали возможны благодаря принятию Указа Президента Кыргызской Республики от 12 ноября 2013 года № 215 «О мерах по устранению причин политической и системной коррупции в органах власти», в рамках которого была создана рабочая группа по координации деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в сфере борьбы с коррупцией при Совете обороны республики, о чем свидетельствует повышение рейтинга страны в 2014 году по Индексу восприятия коррупции, составленному международной организации Transparency International, на 14 мест (переход с 150-го на 136-е место)[2].
Однако на фоне проявленной беспрецедентной воли высшего политического руководства страны борьба с коррупцией пока еще не принесла ожидаемого эффекта. Несмотря на предпринимаемые государством меры, коррупция, как устойчивая бактерия, стала нечувствительной к антикоррупционным «прививкам» и по-прежнему остается одной из главных угроз развития республики. Общественность уже четко представляет, что коррупция стала угрозой для существования государства, она является благодатной средой для существующих вызовов современности – терроризма, экстремизма, усиления трансграничной преступности.
В качестве одной из важнейших составляющих борьбы с коррупцией рассматривается устойчивое развитие экономики, которое должно из года в год выбивать почву из-под ног коррупции путем решения острых социальных проблем, повышения качества образования, здравоохранения и обеспечения достойной зарплаты для лиц, принимающих решения.
В таком ракурсе, в силу необходимости укрепления экономики и обеспечения национальной безопасности, достаточно стабилен и жизненно необходим интерес Кыргызстана к интеграционным проектам.
Для страны с малым количеством населения и относительно ограниченным макроэкономическим потенциалом они особенно актуальны именно сейчас, когда усилились внешние геополитические вызовы и возросло негативное влияние кризисного состояния мировой экономики. В сложившейся ситуации необходимым условием обеспечения устойчивости социально-экономического развития является участие в международных организациях многостороннего сотрудничества. Период турбулентности развития Кыргызстана после распада Советского Союза, попытки самостоятельно преодолеть кризисное состояние экономики имели успех далеко не всегда. И как показывает мировой опыт, в эпоху глобализации попытки изолироваться от мира, от тенденций развития глобальных процессов не имеют перспективы, это путь в стагнацию и хронический кризис.
Безусловно, участие в проектах Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) приведет к деполитизированному экономическому сотрудничеству и безболезненному созданию новых институтов, способствующих ускорению интеграции в мировую экономику, в том числе и посредством увеличения объемов привлекаемых инвестиций.
Кыргызская Республика, получив возможности использования потенциала ШОС, сможет более эффективно развивать свои конкурентные преимущества, выстраивая отношения между странами-участницами Организации на основе взаимовыгодной кооперации.
В связи с этим особого рассмотрения заслуживает вопрос о влиянии интеграционных процессов на пространстве ШОС на ситуацию с инвестициями и снижение уровня коррупции в Кыргызской Республике.
У ШОС, как относительно молодой организации, существуют проблемы с реализацией крупных международных экономических проектов из-за недостаточного развития механизмов финансирования и банковской инфраструктуры. Поэтому отдельные страны, прежде всего такие, как Россия и Китай, часто действуют на двусторонней основе, предоставляя ряду стран финансовые ресурсы для реализации совместных проектов. Исходя из последних тенденций в развитии ШОС, есть уверенность, что в перспективе у нее появится собственный банк, ориентированный на финансирование крупных международных проектов. С этой точки зрения, перспективы для Кыргызстана в плане инвестиций и борьбы с коррупцией выглядят более чем обнадеживающими.
Во-первых, активизация экономических отношений стран-участниц ШОС оживит кредитный рынок Кыргызстана и позволит сломать так называемые «клановые системы кредитования». Появление на рынке новых игроков, не связанных картельными или родственными связями, безусловно, снизит коррупционный потенциал и будет способствовать повышению транспарентности экономических отношений.
Во-вторых, возрастут объемы, и расширится спектр инвестиций в экономику страны по линии стран-участниц ШОС с акцентом на инфраструктурные проекты, которые в перспективе смогут создать каналы взаимовыгодного торгово-экономического обмена между странами-участницами. У Кыргызстана появятся новые возможности увеличения экспорта продукции сельского хозяйства, расширения и сбыта продукции легкой промышленности, а также развития собственных капиталоемких и наукоемких отраслей.
В-третьих, в экономику войдут новые нормы и стандарты корпоративного управления, которые обеспечат рост культуры и безопасности предпринимательства. В Кыргызстане значительная часть бизнеса все еще функционирует в режиме «теневой экономики» и подвергается различным негативным воздействиям, в том числе коррупции и криминалитету. Взаимодействие в формате и масштабе ШОС создаст реальные инструменты защиты инвестиций и разрушит сложившиеся внеправовые формы ведения деловой активности, в том числе поставит ощутимый заслон «локальной» коррупции.
Отсюда очевидно, что Кыргызской Республики необходимо принимать меры долгосрочного характера по реализации интеграционных проектов в формате Шанхайской организации сотрудничества как структуры, воплотившей в себе интересы, как минимум, 14 государств: стран-участниц, наблюдателей и партнеров по диалогу.
Литература
Искаков И.И. Теневая экономика и коррупция. Бишкек: Макспринт, 2015.
Коррупция в Кыргызстане: масштабы, причины и возможности снижения. Бишкек, 2015.
Мендкович Н. На пути к Евразийскому экономическому чуду. М.: Алгоритм, 2015.
Михайличенко Д.Г. Уфимский саммит ШОС и БРИКС 2015: на пути к гармонии мировой системы. Уфа, 2015.
[1] Указ Президента Кыргызской Республики от 14 декабря 2011 года №27 «Об образовании Антикоррупционной службы в Государственном комитете национальной безопасности Кыргызской Республики»
[2] Corruption perceptions index 2014: results // http://www.transparency.org/cpi2014/results
Я как врач, думаю такое, невозможно. Если это так, становиться страшно за будущее детей.
Кыргызская коррупция это чтото
в 92 году я лечился от маниакально-депрессивного психоза в очень грустном заведении и одновременно со мной лечился некий Темир Дубанаев с таким же диагнозом. Так вот теперь этот человек чиновник аудитор счетной палаты кыргызстана — недавно его имя всплыло в новостях но я то помню. Увидел и напомнило ситуацию с верхушкой рейха где все чиновники висели на первинтине и были мягко говоря не в адеквате