Александр Шуст, Игорь Ганчерёнок. Стратегия углубления интеграции: взгляд из Беларуси

ШОС: новая сила в новом мире

Рекомендуемая ссылка на статью:
Александр Шуст, Игорь Ганчерёнок. Стратегия углубления интеграции: взгляд из Беларуси // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2015, №6 (98)
.
Игорь Ганчеренок, доктор физико-математических наук, профессор, директор Института управленческих кадров Академии управления при Президенте Республики Беларусь (220007, Республика Беларусь, Минск, ул. Московская, 17). E-mail: gancher@pac.by

Александр Шуст, старший преподаватель кафедры международных отношений Института государственной службы Академии управления при Президенте Республики Беларусь (220050, Республика Беларусь, Минск, ул. К. Маркса, 22). E-mail: minskcity@gmail.com

Аннотация: Разработка стратегии Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) задает определенную философию развития в конкретных временных рамках, формируя своего рода модель будущего, как для самой организации, так и для государств, включенных в ее работу.

К настоящему времени организация завершила, по словам ее генерального секретаря, стадию становления[1]. Начавшийся новый этап истории организации будет характеризоваться качественно иными задачами, возможностями и условиями функционирования. В данной статье авторы анализируют перспективную ситуацию, в которой предстоит действовать организации, и пытаются смоделировать основные направления ее развития на ближайшее десятилетие.

Ключевые слова: Шанхайская организация сотрудничества, Республика Беларусь, международное сотрудничество, международные организации.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) занимает по ряду причин особое место среди международных организаций.

Во-первых, это достаточно нетипичная организация для Азии, где отсутствует общерегиональная международная организация, а государства группируются в субрегиональных структурах. Она объединяет государства, расположенные в нескольких частях континента, что возвышает ее над субрегиональными образованиями, такими как Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Южно-Азиатская ассоциация регионального сотрудничества (СААРК) или Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. В научной литературе такому положению сопоставляются различные термины: макрорегиональная, межрегиональная организация.

Во-вторых, еще одной особенностью, характеризующей ШОС, является наличие в ее составе двух, а с учетом наблюдателей – четырех государств, обладающих ядерным оружием: Российской Федерации, Китая, Индии и Пакистана. Никакая другая организация в мире (за исключением универсальной организации – ООН) не объединяет столько ядерных держав.

В-третьих, специфика компетенции организации, включающая вопросы безопасности, экономического и гуманитарного сотрудничества, является, по сути, отражением «трех корзин» Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), что позволяет говорить о ШОС как о прототипе общеазиатской организации безопасности. Взаимодействие в сфере безопасности, поддержание региональной военно-политической стабильности, противодействие новым вызовам и угрозам выявляют нацеленность государств-участников на долгосрочное политическое сотрудничество, поскольку комплекс проблем, решением которых занята организация, трудноразрешим и требует концентрированных усилий всех участников.

В целом, Шанхайская организация сотрудничества обладает серьезным конструктивным потенциалом, позволяя, с одной стороны, снимать имеющиеся в двухсторонних отношениях государств-участников противоречия, с другой – объединяя усилия отдельных государств, достигать весомых результатов в их общих интересах. Использование государствами институциональных форм международного общения облегчает им реагирование на вызовы безопасности, снижает социально-политические и экономические издержки, делает общество более стабильным, а региональную экономику более конкурентоспособной.

ШОС является привлекательным институтом для многих государств региона, как крупных, так и малых. Первым организация предоставляет инструменты проектирования и реконструкции политического пространства, достижения их амбициозных целей в мировом политическом процессе. Вторым – членство в организации, все документы которой заявляют о равноправии ее членов, выгодно из-за уравнивания в правах с сильнейшими государствами, повышения защищенности от проявлений гегемонизма в международных отношениях. Для небольших государств Центральной, Южной и Восточной Азии осуществление полностью самостоятельной, опирающейся на собственные силы и средства внешней политики в условиях неустойчивости и нестабильности современной системы международных отношений не представляется достаточно эффективным и вообще реальным. В такой ситуации Шанхайская организация сотрудничества объективно служит элементом стабильности в регионе и является институциональной базой для его дальнейшего прогрессивного и динамичного развития.

По нашему мнению, в настоящее время организация достигла успеха в обеспечении стабильности и общей, преимущественно военной безопасности в регионе. Успехи ШОС в решении проблемы «трех зол» (сепаратизма, экстремизма и терроризма) и реакции на нетрадиционные угрозы, в том числе внутриполитического характера – пока, очевидно, скромнее. В качестве примера можно привести сдержанность ШОС (как, впрочем, и других региональных организаций безопасности) в киргизском кризисе, дважды за пять лет приводившем к насильственной смене власти. Проблемы Кыргызстана, быстро получившие межнациональное и международное измерения, решались в итоге отдельными государствами, в том числе инорегиональными.

В последующие десять лет организации предстоит продолжить решение отмеченных задач уже в новом ключе. ШОС удалось быстро выполнить свое изначальное предназначение – решить ряд проблем в пограничной сфере, укрепить доверие с сопредельными странами. Из «Шанхайской пятерки» организация выросла в крупный международный институт, способный управлять политическими процессами континентального масштаба. Сегодня перед ней стоит задача создания контура безопасности не только для своих членов, но и для других стран.

Задача осложняется наличием своего рода лакун в едином пространстве безопасности: это все страны-наблюдатели, а также Туркменистан, Азербайджан, Армения. Разорванность географического пространства ШОС не позволяет ей нести ответственность даже за совокупность территорий стран-членов, не говоря уже о более глобальных целях. Преодоление наблюдаемой географической неполноты через расширение состава участников организации – неизбежный шаг на пути превращения во влиятельного международного актора, играющего собственную значимую роль на мировой арене.

Перед организацией встают и новые задачи, порождаемые изменившейся стратегической обстановкой.

В настоящее время в мире протекают грандиозные процессы перестройки существующей экономической структуры системы международных отношений. Со стороны США запущены гигантские интеграционные инициативы – Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства и Транстихоокеанского партнерства. Данные инициативы могут рассматриваться как конкурирующие, определяющие, куда именно сместится центр экономической активности мира, но нельзя исключить и взаимодополняемости этих инициатив, в результате чего экономическое могущество США еще больше упрочится, а их европейские и азиатские партнеры-соперники надолго утратят возможность захватить лидирующие позиции в масштабах планеты. Поскольку от исхода этого многопланового процесса зависит облик мира в обозримом будущем, реализация интеграционных планов США представляет собой, пожалуй, самую большую интригу в современных международных отношениях.

В дополнение к этому, Китаем в прошлом году обнародован сопоставимый по грандиозности проект «Один пояс, один путь». Сегодня мало кто четко представляет, в чем суть проекта и, тем более, каковы будут его последствия и влияние на мировые дела, но, несмотря на обилие интерпретаций, наблюдатели сходятся в том, что движение Китая на запад поможет ему стать сверхдержавой. Проект имеет, помимо транспортного и торгово-экономического измерения, явные военно-политические черты (континентальный тыл, безопасные дублированные коммуникации и т.п.) и также способен заметно изменить мир в ближайшие годы.

Нужно отметить, что в отличие от американских инициатив, исключающих возможность «интеграции интеграций» Европейского союза и Евразийского экономического союза (в случае создания Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства) и вообще не предусматривающих для постсоветских стран места лучше, чем полупериферия (в случае реализации любого из партнерств), китайский проект, по-видимому, способен состыковаться с евразийским проектом. Доказательством этому может послужить подписание 8 мая 2015 года в Москве совместного заявления о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и экономического пояса Шелкового пути. В этом документе Пекин фактически поддержал деятельность ЕАЭС, несмотря на достаточно прохладное отношение к этому объединению Запада, а государства-участники ЕАЭС согласились на участие в реализации мероприятий проекта «Один пояс, один путь».

Предполагается, что на финансирование проекта «Один пояс, один путь» будет направлено около 1 трлн долл. в 60 странах [Скосырев, 2015. С. 6]. Такой дорогостоящий и важный проект нуждается в разноплановом (военном, специальном и т.п.) прикрытии, которое должны будут обеспечить не только государства, участвующие в нем, но и их международные структуры. ШОС объективно востребована в работе над проектом, призванным сохранить возможность самостоятельного и неограниченного развития незападных стран.

Таковы контекстуальные особенности функционирования ШОС на предстоящее десятилетие. Следует также учитывать неизбежные подвижки в регионе в ближайшие три–пять лет. Как известно, в 2021 году будет отмечаться 100-летие создания Китайской коммунистической партии. К этой дате в Китае относятся крайне серьезно и, несомненно, постараются ознаменовать ее крупными внешнеполитическими мероприятиями. К указанному году должен быть достигнут явный прогресс в реализации объявленных международных проектов. Ситуация в мире к 2021 году и адекватная реакция КНР на нее являются предметом заботы не только самого Китая, но и организаций, в которых он состоит, и иных государств, находящихся с ним в устойчивых отношениях.

Как отмечалось выше, для эффективного функционирования Шанхайской организации сотрудничества необходимо включить в свой состав новых членов, а также принять на себя новые полномочия, соответствующие изменяющейся обстановке, то есть осуществить расширение, как в части членства, так и в предметном (функциональном) плане.

Предметная экспансия ШОС в сфере безопасности будет, по нашему мнению, заключаться в переходе от мер укрепления доверия между государствами-участниками к обеспечению стабильности внутриконтинентального тыла Китая и снижению уровня угроз на южных границах Российской Федерации.

Развязывание афганского клубка проблем, выведение этой страны из состояния перманентной гражданской войны предполагает вовлечение в процесс всех соседних стран. В ходе этих работ Шанхайской организации сотрудничества придется решить задачу восстановления в международных отношениях тех позиций Ирана, которые эта страна заслуживает. Иран обладает колоссальным опытом борьбы с сепаратизмом, международным терроризмом, наркотрафиком, трансграничной преступностью – теми самыми «силами зла», бороться с которыми вызвалась ШОС. Через Иран должен пройти один из коридоров будущего Шелкового пути. Иран будет полезен в экономических и энергетических вопросах. Заявка ШОС на более весомое позиционирование в регионе потребует от организации определиться с ее позицией относительно международных институтов и режимов, созданных в предыдущую эпоху «холодной войны» и сдерживающих рост современных альтернативных сил. Попутно, решая афганскую проблему и прорывая международную изоляцию Ирана, Шанхайская организация сотрудничества может оздоровить и внутриполитическую ситуацию в Пакистане, особенно в Белуджистане, Хайбер-Пахтунхва и федерально управляемых племенных территориях.

Таким образом, активная работа ШОС на этом направлении приведет к большей самостоятельности организации по сравнению с сегодняшним днем. В определенный момент ей придется взять на себя больше ответственности – в объеме, сопоставимом с международной властью организаций системы ООН либо альянсов сильнейших стран Запада.

Другим важным направлением работы ШОС в следующем десятилетии станет обеспечение устойчивости в функционировании экономики государств-членов и упрочение взаимных торгово-экономических связей, в том числе при сочетании возможностей различных международных институтов и инициатив: БРИКС, Евразийского экономического союза, организации «Один пояс, один путь», Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и др. Как известно, создание Банка развития и Фонда развития Шанхайской организации сотрудничества сопряжено с многолетними дискуссиями внутри организации, что может в итоге лишить ее собственных финансовых инструментов и тем самым ограничить будущую экономическую роль в регионе.

Расширение состава участников Шанхайской организации сотрудничества во многом замыкается на проблему ее своеобразного регионального статуса. В науке международного права пока не дано развернутого общепринятого определения, раскрывающего содержание и признаки понятия «региональная международная организация». С учетом доктрины международного права и существующей практики, под региональной организацией можно понимать международную организацию с ясно выраженным географическим принципом построения и состава данной организации, или ограниченной территориально-пространственной сферой деятельности, ставящую перед собой задачи обеспечения регионального сотрудничества и/или безопасности. Указания на ограничение географической сферы деятельности такой организации, либо признаки территориальной общности государств, объединяемых в ней, как правило, содержатся в учредительных документах организации, критериях и принципах формирования ее членского состава.

Хотя Хартия Шанхайской организации сотрудничества устанавливает принадлежность к региону в качестве одного из критериев приема в члены организации новых государств, ни в самой Хартии, ни в других документах нет единообразного определения «региона ШОС». На сегодняшний день можно считать, что государства-учредители ШОС составляют компактное пространственное целое [Лавров, 2008], однако, уже после включения государств-наблюдателей в полные члены станет очевидно, что регион организации распространяется на Центральную, Восточную, Южную и даже Западную Азию, а часть территории государств-членов относится к Европе.

Из этого, на наш взгляд, следует важный вывод: невозможно определить принадлежность государства-соискателя к региону ШОС в силу отсутствия четкого определения географических границ этого региона. Следовательно, можно рассматривать перспективы вступления в ШОС тех государств, которые обеспечат своим нахождением в составе организации непрерывность ее территориального пространства, но нельзя отказать во вступлении государствам под предлогом их мнимой инорегиональности. По-видимому, таким государствам достаточно иметь общую границу с государством-членом организации, чтобы быть отнесенным к региону ШОС.

Можно говорить о трех категориях потенциальных членов Шанхайской организации сотрудничества. Во-первых, это те государства, которые способны внести вклад в реализацию больших международных проектов, к которым будет подключена организация. Речь идет о Турции, Иране, Туркменистане, Монголии, Беларуси, Армении. Во-вторых, в члены организации логично принять тех, кто будет способствовать снижению потенциальной напряженности, угроз этим проектам – Афганистан, Индию, Пакистан, Азербайджан. В-третьих, возможно приглашение к работе в качестве наблюдателей тех государств, которые в настоящее время ориентируются на инорегиональные силы либо устраняются от активного участия в делах региона, но могут проявить интерес к предложенному им взаимовыгодному сотрудничеству – Таиланд, Мьянма, Вьетнам, другие страны Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Нельзя исключать участия в Шанхайской организации сотрудничества и других государств Азии и иных частей света. Пределы расширения, тем не менее, просматриваются достаточно конкретно: маловероятное участие Японии, США, стран Европейского союза и их союзников, причем некоторым из них организация уже отказала в статусе наблюдателя.

Белорусский вопрос

Беларусь уже в течение пяти лет имеет статус партнера по диалогу с Шанхайской организацией сотрудничества и была заинтересована в участии в работе организации на более высоком уровне. В июле 2015 года главы стран-участниц ШОС подписали документ о предоставлении Беларуси статуса наблюдателя на саммите в Уфе, заявку на получение которого Республика Беларусь подала еще в 2005 году, и не отзывала ее. Более того, заявка на получение данного статуса в 2012 году была возобновлена нотой министра иностранных дел, подчеркивая устойчивость намерений и стабильность внешнеполитических приоритетов.

Белорусская сторона, обладающая значимыми транзитным, промышленным, научным и культурным потенциалами, на протяжении длительного времени в контакте с секретариатом ШОС в Пекине и председательствующими сторонами отрабатывала механизм взаимодействия с органами и рабочими структурами ШОС, активно участвовала в мероприятиях Организации, в частности, в совещаниях руководителей секретариатов советов безопасности государств ШОС, руководителей компетентных органов государств-членов ШОС по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, министров внутренних дел, министров культуры, министров транспорта, министров по науке и технологиям.

Вопросы, рассматриваемые в рамках Шанхайской организации сотрудничества, как в сфере безопасности, так и в экономической и гуманитарной сферах, актуальны не только для азиатских государств. Беларусь, будучи единственным полностью европейским государством в составе ШОС, имеет открытую границу с Российской Федерацией и в полной мере подвержена тем же вызовам и угрозам, что и остальная территория региона ШОС. Беларусь не может не беспокоить начавшаяся переконфигурация мировой экономической системы, а в перспективе и системы международной безопасности. Беларусь стратегически заинтересована в активном проектировании будущего Евразийского экономического союза, а оно, как показано выше, связано с укреплением связей с азиатскими партнерами и процессами, находящимися в сфере ответственности ШОС.

Со своей стороны, Республика Беларусь может и готова многое предложить организации. Предметное участие в реализации крупных международных проектов, которые будет обеспечивать Шанхайская организация сотрудничества, конструктивный вклад в достижение целей организации и повышение благополучия государств региона. Беларусь готова, как европейская страна со значимым транзитным потенциалом, стать своеобразным «западным коридором» ШОС и вносить свой вклад в деятельность организации, работать над тем, чтобы сотрудничество в рамках ШОС становилось более всесторонним и продуктивным[2]. Сегодня Республика Беларусь является донором безопасности в европейском регионе и может способствовать укреплению стабильности и в других частях Евразии.

Шанхайская организация сотрудничества за прошедшее время превратилась в интеграционное объединение, обладающее рядом специфических черт, особой траекторией развития, конструирующее смысл региональных международных отношений и формирующее будущее для всего континента. Организация является международным институтом, привлекательным для многих государств мира. Расширение компетенции организации и вовлечение в совместную работу новых активных участников, включая западный белорусский вектор, будет способствовать росту авторитета ШОС и реального эффективного влияния на мировые процессы.

Литература

Лавров В.С. Статус и деятельность Шанхайской организации сотрудничества (международно-правовой аспект). Институт государства и права РАН. М., 2008.

Скосырев В. Шелковый путь откроет Китаю рынки Евразии // Независимая газета, 1 июня 2015.


[1] Генсек ШОС: Стратегия – это не план работы, а философия развития // http://www.toptj.com/m/news/2015/06/09/gensek-shos-strategiya-eto-ne-plan-raboty-a-filosofiya-razvitiya

[2] МИД Белоруссии: Республика готова стать своеобразным «западным коридором» ШОС // http://www.soyuz.by/news/itar-tass/18165.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *