Канат Мусин, Миргуль Нарбинова. Инновационный опыт обеспечения доступа к правосудию

ШОС: новая сила в новом мире

Рекомендуемая ссылка на статью:
Канат Мусин, Миргуль Нарбинова. Инновационный опыт обеспечения доступа к правосудию // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2015, №6 (98)
.
Канат Мусин, кандидат юридических наук, доцент, заместитель директора Института дипломатии Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан (010000, Республика Казахстан, Астана, ул. Абая, 33A). E-mail: kanat.musin@apa.kz

Миргуль Нарбинова, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Института правосудия Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан (010000, Республика Казахстан, Астана, ул. Абая, 33A). E-mail адрес: mirgul.narbinova@apa.kz

Аннотация: В статье поднимаются вопросы использования институциональных механизмов ШОС для реализации доступности и эффективности правосудия для граждан стран-участниц организации. Опыт Казахстана в реформировании и внедрении инноваций в судебную систему имеет важное значение и рассматривался в рамках заседания председателей верховных судов стран-участниц ШОС, который проходил в Бишкеке. Основные направления модернизации судебной системы Казахстана позволяют повысить эффективность, доступность и прозрачность деятельности судов; создать систему свободного и равноправного использования судебной информации; обеспечить единообразие судебной практики.

Ключевые слова: ШОС, судебная система, судопроизводство, Казахстан, доступность правосудия.

Одним из основных составляющих деятельности Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) является взаимодействие судебных систем. Институциональные механизмы ШОС обеспечивают реальные возможности для углубления межгосударственных отношений и расширяют формы сотрудничества в сфере правосудия, а также в области взаимодействия высших судебных инстанций. Особо следует отметить действующий в рамках ШОС Форум председателей верховных судов, где на постоянной основе рассматриваются и обсуждаются актуальные вопросы, и происходит обмен опытом в сфере правосудия.

Одной из важнейших составляющих для судов является реализация доступности правосудия и ее эффективность. Отметим, что доступность и эффективность правосудия являются взаимосвязанными понятиями, содержание которых определяется влиянием как объективных, так и субъективных факторов. Так, в настоящее время особое значение для развития национальных судебных систем приобретает оказание юридической помощи с использованием современных информационных технологий. Именно поэтому отмеченные проблемы оказались в центре внимания прошедшего недавно в Бишкеке заседания председателей верховных судов стран-участниц ШОС.

Весьма показательно, что последнее десятилетие для Казахстана обусловлено серьезными изменениями в правовой системе, которые нашли свое отражение в Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года[1]. Лейтмотивом этой Концепции является идея совершенствования правосудия, повышения его роли при обеспечении прав и свобод человека. По сути, необходимость ее практической реализации прямо следует из положений Конституции Республики Казахстан, согласно которой права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью. Причем каждому гражданину предоставлено право защищать свои интересы всеми не противоречащими законом способами (пункт 1 статьи 13), а задача государства, как это следует из статей 75 и 76, заключается в том, чтобы гражданину были созданы для этого все необходимые условия. Это позволяет характеризовать государство как демократическое и правовое, обеспечивающее функционирование судебной системы на следующих принципах:

  • распространение судебной защиты на неограниченный круг лиц;
  • обязательность судебных решений для всех субъектов права;
  • вынесение судами своих решений от имени государства, контролирующего их безусловное исполнение.

Тема доступности правосудия и повышение его эффективности является одной из самых обсуждаемых в юридической науке. Когда мы говорим о доступности правосудия, как и его эффективности, то отмечаем, что необходимо формирование надлежащей законодательной базы и наличие квалифицированных исполнителей. Граждан волнует не только наличие конкретных законодательных норм, но и качество гарантий их практического применения в повседневной жизни. Для каждого гражданина доступность и эффективность правосудия означает, что его субъективные права, свободы или охраняемые законом интересы защищены судом, дело рассмотрено своевременно и правильно, вынесено законное и обоснованное, аргументированное и справедливое решение. Таким образом, доступ к правосудию, как универсальный индикатор развитости демократии и открытости в обществе и государстве, является приоритетной целью проводимых судебно-правовых реформ.

На протяжении всех лет правления Президент Казахстана Н.А. Назарбаев был сторонником реальной независимости судов в соответствии с ведущими общемировыми практиками построения современного демократического и правового государства. Примером служит стабильный и устойчивый рост показателей независимости судов в рамках Глобального индекса конкурентоспособности (рост на 25 позиций с 2011 года), а также вступление казахстанского союза судей в Международную ассоциацию судей в 2011 году[2].

В 2015 году Казахстан улучшил свои показатели в мировом рейтинге верховенства права «World Justice Project» сразу на шесть пунктов (с 71 до 65)[3]. Этот рейтинг основан на восьми ключевых показателях: ограничение полномочий институтов власти, отсутствие коррупции, порядок и безопасность, защита основных прав, прозрачность институтов власти, соблюдение законов, гражданское правосудие, уголовное правосудие.

Также высокую оценку работе судов дало социологическое исследование, проведенное международной организацией Программа развития ООН в Казахстане совместно с Центрами исследования правовой политики и изучения общественного мнения.

Задача исследования – оценка уровня удовлетворенности пользователей судебных услуг доступностью и качеством работы судебных органов. С этой целью с февраля по май 2015 года было опрошено 12 206 респондентов в 193 районных и приравненных к ним судах Республики Казахстан. Опрос проводился на основе самостоятельного заполнения услугополучателями стандартных анкет в зданиях судов. Анкеты состояли из 32 вопросов для измерения 18 индикаторов, среди них: доступность и качество судебных услуг, общий уровень удовлетворенности и приоритеты по улучшению работы судей.

Свое доверие судье выразили около 80% опрошенных. Почти 90% респондентов отметили вежливость и компетентность судьи, 83% – удовлетворены подготовленностью судьи к судебному процессу, 80,6% – положительно оценили равные возможности сторон по выражению мнения и предоставлению информации в судебном процессе. Меньшее количество респондентов удовлетворены доступностью судов в финансовом отношении (68,2%), уровнем комфорта в зданиях судов (69,6%) и своевременностью начала судебных заседаний (62,6%). Общий уровень удовлетворенности респондентов деятельностью судов составляет 71,3%[4].

Все эти оценки говорят об эффективности выбранного республикой курса на модернизацию судебной системы. В целом можно отметить, что сегодня в стране сформирована достаточно сильная судебная власть, которая обеспечивает выполнение законов и соответствует всем общемировым стандартам современного правового и демократического государства.

В настоящее время в судебной системе страны ведется активная работа по реализации реформ, инициированных Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым в рамках Плана Нации «100 конкретных шагов – современное государство для всех»[5]. В целом все мероприятия направлены на повышение открытости и доступности работы судебной системы, в указанной программе ее совершенствованию отведено 11 пунктов.

Особый интерес вызывает 16-й шаг – «Оптимизация инстанций судебной системы для упрощения доступа граждан к правосудию предусматривает переход от пятиступенчатой системы правосудия к трехступенчатой». Действующая судебная система состоит из пяти инстанций: первая, апелляционная, кассационная, надзорная и вторая надзорная. Все это усложняет судебное рассмотрение как для судей, так и для граждан, обратившихся в суд. Предполагается, что при реализации программы «100 шагов» будут упрощены процедуры судебного рассмотрения (останутся только первая, апелляционная и кассационная инстанции). Данная новация позволит для граждан сократить время ожидания вынесения и исполнения решения суда, упростит процесс оформления необходимых документов, следовательно, будет формироваться и доверие со стороны населения к суду. Вместе с тем достижение поставленных задач требует решение вопросов как связанных с самой деятельностью судов, процессуальным законодательством, так и относящихся в большей степени к организационно-техническим мероприятиям.

В целях обеспечения граждан и организаций быстрым и качественным доступом к государственным услугам и повышения эффективности функционирования государственных органов путем широкого применения информационно-коммуникационных технологий была внедрена автоматизированная система судебных органов. Среди основных направлений развития рассматриваемой автоматизированной системы в первую очередь необходимо отметить:

  • создание условий для автоматического распределения судебных дел при их поступлении в суды;
  • автоматическое составление списков присяжных заседателей на основе объективных данных, предоставленных региональными органами исполнительной власти (акиматами), и с применением инструментария, основанного на методе Монте-Карло;
  • переход на электронный документооборот;
  • стандартизация ведомственной судебной статистики.

С введением системы электронного документооборота в судах внедряются все новые электронные технологии, как например, видеофиксация судебных процессов, которая позволяет секретарю вести видеопротокол судебного заседания. С помощью информационно-коммуникационных технологий в судах начинают применять видеоконференцсвязь, которая дает возможность любому участнику судебного заседания, независимо от расстояния, соблюсти его право на полноценное участие в судебном процессе, то есть быть увиденным и услышанным.

Следует отметить, что современные информационные технологии в судебной системе позволят систематизировать работу, сделать все процессы прозрачными и доступными, минимизировать человеческий фактор при работе с документами. Среди информационных инноваций, направленных на расширение доступа к правосудию, необходимо выделить:

  • информационно-аналитическую систему судебных органов «Терелік» (система решает такие задачи, как ведение автоматизированного учета и контроля соблюдения процессуальных сроков, формирование статистических и аналитических отчетов, упрощение делопроизводства и судопроизводства);
  • модернизацию интернет-ресурса судебной системы[6] (посещаемость сайта гражданами выросла в несколько раз и составила более 4 тыс. уникальных посетителей, с просмотром более 40 тыс. в сутки);
  • систему оповещения участников судебного процесса посредством отправки SMS-сообщений и уведомлений на электронную почту;
  • возможность через Интернет ознакомиться с судебными документами, посмотреть номер дела, какие стороны проходят по делу, номер зала суда, время и дату судебного заседания;
  • гибридную электронную почту (с помощью нее судебные повестки и извещения направляются в электронном виде посредством интеграционного модуля, распечатываются и упаковываются в почтовый конверт на стороне АО «Казпочта» с дальнейшей доставкой в семидневный срок до конечного адресата)[7].

В целом рассмотренный опыт Казахстана в области использования информационных технологий и инноваций в судопроизводстве может быть полезен странам-участницам ШОС, а его практическое применение будет способствовать развитию сотрудничества их судебных органов, что непременно скажется на повышении эффективности, доступности и прозрачности деятельности судов, а также обеспечении единообразия судебной практики и совершенствовании действующего законодательства.


[1] Указ Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858 «О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года»

[2] Реформы во благо страны и народа // http://www.kazpravda.kz/fresh/view/reformi-vo-blago-strani-i-naroda1/

[3] Новая кадровая политика повысит имидж казахстанского суда // http://bnews.kz/ru/news/post/296417/

[4] Более 70 процентов казахстанцев удовлетворены работой судов // http://today.kz/news/kazakhstan/2015-07-10/619917-bolee-70-procentov-kazahstancev-udovletvoreny-rabotoj-sudov

[5] 100 конкретных шагов «Современное государство для всех» // http://ipksko.kz/index.php/zakonodatelstvo/100-konkretnykh-shagov-sovremennoe-gosudarstvo-dlya-vsekh

[6] Верховный Суд Республики Казахстан // http://sud.gov.kz/rus

[7] Электронное судопроизводство – как инструмент реализации Плана Нации «100 шагов» // http://bnews.kz/ru/news/post/274323

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *