Правовые механизмы электронной демократии для гармонизации отношений между гражданами, организациями и государством

Нормы и правила

Рекомендуемая ссылка на статью:
Я.В. Антонов, Правовые механизмы электронной демократии для гармонизации отношений между гражданами, организациями и государством // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2017, №2 (106)
, с. 32-36.

Ярослав Валерьевич Антонова

аРоссийская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

DOI: 10.22394/2070-8378-2017-19-2-32-36

Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы применения современных информационно-коммуникационных технологий для развития и упорядочивания отношений между гражданами, государством и организациями. Автор полагает, что Интернет может играть важную роль в укреплении представительной демократии, поскольку позволяет внедрять совещательные элементы в демократическую систему, и анализирует ряд принятых в последние годы международно-правовых документов Совета Европы в области электронной демократии, а также приводит практические примеры работы институтов электронного правительства и электронной демократии в России и в странах СНГ. На основе сделанных наблюдений автор обращает внимание, что государственные проекты пользуются заметно меньшей популярностью, чем некоммерческие проекты по развитию общественных инициатив. Опираясь на результаты исследований, проведенных на базе ЦРМЭД, созданного с целью исследование правовых проблем развития электронной демократии, автор выявляет проблемы правоприменения и многочисленные терминологические коллизии, связанные со сферой информационно-коммуникационных технологий, и иные проблемы развития электронной демократии в России. В завершение статьи автор также выдвигает ряд предложений систематизации понятийного аппарата и по гармонизации законодательства в сфере электронной демократии, что, по мнению автора, должно способствовать ее успешному развитию в перспективе.

Abstract:
The article dwells upon the issues of application of modern information and communication technologies for development and streamlining of the relations between citizens, government and organizations. Based on the assertion that the Internet plays an important role in strengthening representative democracy, as it allows introducing advisory elements into the democratic system, the author analyzes a number of international legal instruments of the Council of Europe adopted in recent years in the field of e-democracy, and gives practical examples of e-government and e-democracy performance in Russia and the CIS countries. The author draws attention to the fact that state projects enjoy considerably less popularity than non-profit projects for the development of public initiatives. Based on the results of research conducted on the basis of the Center for Development of E-democracy Mechanisms at the Faculty of Law (RANEPA), the author reveals the problems of law enforcement and the numerous terminological conflicts associated with the field of information and communication technologies and other problems of the development of e-democracy in Russia. In conclusion, the author advances a number of proposals for systematization of the conceptual apparatus and for the harmonization of legislation in the sphere of e-democracy, which should promote its further development.

Ключевые слова:
электронная демократия, электронное управление, электронное голосование, электронное правительство, информационно-коммуникационные технологии

Keywords:
e-democracy, e-government, e-voting, e-governance, information and communication technologies

Литература:
Антонов Я.В. Электронная демократия как конституционноправовой феномен // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 11. С. 13–17.
Антонов Я.В. Проблемы содержания универсальных демократических прав в системе электронной демократии // Российская юстиция. 2017. № 3. С. 50–53.
Антонов Я.В. Электронное голосование в системе электронной демократии: конституционно-правовое исследование. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Москва, 2015.
Овчинников В.А., Антонов Я.В. Теоретико-практические аспекты электронной демократии и электронного голосования // Общероссийский научно-практический журнал «Юридический мир». М.: Юрист. № 4. 2013. С. 18–21.
Clift S.L. E-Government and democracy – Representation and citizen engagement in the information age, 2004: http://www.publicus. net /articles/cliftegovdemocracy.pdf.
Grunwald A., Banse G., Coenen C., Hennen L. Netzöffentlichkeit und digitale Demokratie. Tendenzen politischer Kommunikation im Internet. In: Studien des Büros für Technikfolgen-Abschätzung beim deutschen Bundestag, Bd. 18, Berlin. 2006. P. 9–15.
Riley C. The Changing Role of the Citizen in the E-governance and E-democracy equation: Commonwealth Centre for e-Governance. 2003. P.105.
Tuzzi A., Padovani C., Nesti G. Communication and E-democracy: Assessing European E-democracy Discources. In: Cammaerts B., Wouters R. E-democracy in Belgium and Canada: A virtual mirage? On Enhancing Citizen Participation through Information and Communication Technologies. Antwerpen / Montreal, September 2008. P. 4.
Van Audenhove L, Lievens B., Cammaerts B. E-democratie voor Vlaanderen. Stand van Zaken. Brussel: viWTA, Vlaams Parlement. 2005. P. 6.
Van Gompel R., Steyaert J., Kerschot Н. E-democratie in Vlaanderen. Stakeholdersanalyse. Brussel: viWTA, Vlaams Parlement. 2007. P. 103.

References:
Antonov J.V. Jelektronnaja demokratija kak konstitucionno-pravovoj fenomen [E-democracy as a Constitutional and Legal Phenomenon] (in Russ.). In: Gosudarstvennaja vlast’ i mestnoe samoupravlenie [Public and Municipal Administration], 2016, No. 11. P. 13-17.
Antonov J.V. Problemy soderzhanija universal’nyh demokraticheskih prav v sisteme jelektronnoj demokratii [The Issues of the Content of Universal Democratic Rights in the System of E-democracy] (in Russ.). In: Rossijskaja justicija [Russian Justice], 2017. No. 3, P. 50-53.
Bekkers V., Thaens M. E-government op een kruispunt van wegen. Bestuurskunde, No. 8, 2002. P. 328-337.
Clift S.L. E-Government and Democracy – Representation and Citizen Engagement in the Information Age, 2004: http://www. publicus.net /articles/cliftegovdemocracy.pdf.
Grunwald A., Banse G., Coenen C., Hennen L. Netzöffentlichkeit und digitale Demokratie. Tendenzen politischer Kommunikation im Internet. In: Studien des Büros für Technikfolgen-Abschätzung beim deutschen Bundestag, Bd. 18, Berlin. 2006. P. 9-15.
Ovchinnikov V.A., Antonov J.V. Teoretiko-prakticheskie aspekty jelektronnoj demokratii i jelektronnogo golosovanija [Theoretical and practical aspects of e-democracy and e-voting] (in Russ.). In: Juridicheskij mir. M.: Jurist, 2013, No. 4. P. 18-21.
Riley C. The Changing Role of the Citizen in the E-governance and E-democracy equation: Commonwealth Centre for e-Governance. 2003. P.105.
Tuzzi A., Padovani C., Nesti G. Communication and E-democracy: Assessing European E-democracy Discources. In: Cammaerts B., Wouters R. E-democracy in Belgium and Canada: A virtual mirage? On Enhancing Citizen Participation through Information and Communication Technologies. Antwerpen / Montreal, September 2008. P. 4.
Van Audenhove L, Lievens B., Cammaerts B. E-democratie voor Vlaanderen. Stand van Zaken. Brussel: viWTA, Vlaams Parlement, 2005. P. 6.
Van Gompel R., Steyaert J., Kerschot Н. E-democratie in Vlaanderen. Stakeholdersanalyse. Brussel: viWTA, Vlaams Parlement, 2007. P. 103.

Статьи в режиме Open Access публикуются в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *