Рекомендуемая ссылка на статью:
Аннотация: С введением в действие с 1 января 2014 года закона о контрактной системе поменялись многие аспекты проведения закупок заказчиками, а также участия в таких закупках исполнителей. Однако новый закон не предложил никаких способов систематизации подачи заявок для участия в закупках. Автор отмечает, что принцип работы остался прежним. Заказчики, руководствуясь внутренними документами о закупках и текущей необходимостью в проведении конкретной работы, составляют конкурсную документацию, где не всегда четко отражены критерии и сформулированы требования к исполнителям. Исполнители, в свою очередь, вынуждены подстраиваться под требования заказчика.
В статье предлагается внедрить систему подачи заявок на участие в закупках путем заполнения интерактивных форм на сайте заказчика. Автор обосновывает свое предложение возможностью ускорить обработку заявок и минимизировать вероятность предоставления исполнителем некорректных данных. Кроме того, подобная мера позволит снизить коррупционные риски в системе государственных закупок.
Ключевые слова: закупка, контрактная система, информационная система, заказчик, исполнитель, оценка.
Функционирование современного государства, открытой и развитой экономической системы неразрывно связано с государственными закупками. Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступивший в силу 1 января 2014 года, регламентирует и описывает принцип работы заказчиков и поставщиков, определяет основные правила объявления конкурсов и аукционов, систему подачи заявок и то, что должно быть в них отражено [Архалович О.В. Принципы контрактной системы в сфере закупок // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2013. №3].
Прежде чем объявить конкурс, заказчик должен составить техническое задание на выполнение работ, оказание услуг и определить критерии оценки. С вводом федерального закона о контрактной системе, заказчики могут руководствоваться следующими критериями оценки заявок:
- цена контракта;
- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации; деловой репутации.
Первые два из перечисленных критериев именуются стоимостными, последующие два – нестоимостными. В случае объявления конкурсов на выполнение научно-исследовательских работ, а также конкурсов на выполнение работ (оказание услуг), заказчики, как правило, руководствуются следующими критериями оценки: цена контракта, качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки и квалификация участников закупки.
Нестоимостные критерии являются наиболее важными и рассматривают ключевые моменты объекта закупки: например, качественные, функциональные, экологические. Учитываются проработанность предложения, новые подходы к заявленной тематике, глубина решения поставленной задачи, полнота описания, полезность и эффективность применения, предложение новых методологий, действий и видов работ. Критерий «квалификация участника закупки» всегда индивидуален и оценивается в зависимости от наличия:
- специалистов и иных работников определенного уровня квалификации;
- финансовых ресурсов;
- оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих участнику на праве собственности или на ином законном основании;
- опыта работы, связанного с предметом контракта;
- деловой репутации.
Заказчики также сохранили право устанавливать показатели каждого отдельного нестоимостного критерия, раскрывающие его содержание, и определять их «вес» самостоятельно. Для этого в документации о проведении закупки должен быть предусмотрен один из следующих способов расчета:
- формула расчета количества присуждаемых показателям баллов;
- шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений;
- порядок определения таких формул или шкал.
При этом следует учитывать, что заказчик вправе установить предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение нестоимостных характеристик, которые подлежат оценке в рамках критериев или отдельных их показателей [Котельников В.Ю.; Гасанова Е.М. От Федерального закона № 94-ФЗ к Федеральной контрактной системе: инновации конкурсных торгов – 2012. № 1. Том 3].
Такое количество самых разнообразных критериев оценки обязывает заказчика разрабатывать сложную конкурсную документацию к каждой закупке. В результате существует вероятность отображения исполнителями некорректных сведений, недостаточных для объективной оценки присланных заявок или избыточной информации, не требуемой заказчиками.
Отсутствие у организаторов закупок средств автоматизированной обработки присланных заявок отрицательно сказывается на скорости, качестве и объективности их оценки. Решением проблемы может служить создание информационных систем с использованием интерактивных форм для заполнения исполнителями своих заявок на сайте заказчика. Заполнение полей, связанных с квалификацией исполнителя, качественными, функциональными, экологическими характеристиками объекта закупки и иными необходимыми сведениями в такой системе, является обязательным условием, необходимым для регистрации заявки и возможности распечатать документ.
Например, сейчас по критерию «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» и требованию предложить действия или методологии, по которым будут выполняться заданные виды работ в хронологическом порядке, заявки отклоняются при некорректном заполнении сроков выполнения работ, при опечатке или установлении срока не в хронологическом порядке. В настоящее время значительная часть поданных заявок отклоняется именно по этим причинам, что снижает конкуренцию среди исполнителей, а также увеличивает коррупционные риски [Сухаренко А.Н. Проблемы противодействия коррупции в системе государственных закупок // Мониторинг правоприменения. 2013. №3]. Те же сведения, заполненные через информационную систему на сайте заказчика, не смогут пройти формальную проверку, а система предложит исполнителю проверить корректность введенных данных.
Распечатка заявки из системы с присвоением уникального номера возможна только при корректном заполнении всех полей. Уникальный номер позволяет определить, подготовлена заявка с использованием информационной системы заказчика или нет. Заявку подписывает уполномоченный представитель организации участника закупки, она запечатывается в конверт и передается заказчику, согласно действующему законодательству. В случае, если печатный экземпляр отличается от сведений, заявленных в информационной системе, присланная на конкурс заявка отклоняется.
Среди заметных преимуществ, которые система обеспечивает для заказчика, можно выделить следующие:
- разграничение требуемой информации по секторам и разделам;
- систематизация информации в интерактивных формах и полях;
- существенная экономия трудовых и временных ресурсов для проверки и оценки заявок.
Не менее очевидны и плюсы системы для исполнителя:
- упрощение процедуры подготовки заявок;
- возможность выбора сведений из заранее заданных позиций;
- проверка на корректность заполнения всех полей и форм.
Внедрение данной системы в процесс подготовки заявок всеми заказчиками позитивно отразится на качестве заявок, позволит систематизировать и сделать более понятным и удобным для исполнителя принцип подачи заявок, а также качественным образом повлиять на скорость и качество обработки информации при их оценке.
Литература
Архалович О.В. Принципы контрактной системы в сфере закупок // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2013. №3.
Котельников В.Ю.; Гасанова Е.М. От Федерального закона № 94-ФЗ к федеральной контрактной системе: инновации конкурсных торгов. 2012. № 1. Том 3.
Сухаренко А.Н. Проблемы противодействия коррупции в системе государственных закупок // Мониторинг правоприменени. 2013. №3.