Анализ корпоративного образования нефтяных компаний (на примере компаний «Роснефть» и «Газпром нефть»)

Ритм экономики

Рекомендуемая ссылка на статью:
Пружинин А.Н., Анализ корпоративного образования нефтяных компаний (на примере компаний «Роснефть» и «Газпром нефть») // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2019, №4 (120)
, с. 58-65.

АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ПРУЖИНИНа

аИркутский государственный университет

DOI: 10.22394/2070-8378-2019-21-4-58-65

Аннотация:
В статье рассматривается вопрос о способности современных корпоративных университетов ПАО «НК «Роснефть» и ПАО «Газпром нефть» воспроизводить для своих компаний необходимые знания и технологии. Корпоративное образование становится важной составляющей компании, которая позволяет заблаговременно реагировать на условия рынка, модернизировать оборудование и повышать эффективность управленческих процессов, что в итоге приводит к увеличению прибыли и реализации программы устойчивого развития, а также другим конкурентным преимуществам. Основным источником для исследования являются годовые отчеты компаний. Дополнительными источниками выступают пресс-релизы, брошюры, корпоративные сайты. В работе раскрываются современные теоретические представления о развитии корпоративного образования. В свою очередь, корпоративные университеты выступают как единство структурного, интеллектуального, организационного капиталов. Автор анализирует повышение результативности в деятельности корпоративного образования и экономический эффект от нее за период с 2010 по 2017 год. Интерес увеличения экономического эффекта от образовательного процесса заставляет компании основательно подходить к организации последнего. Здесь осуществляются четыре базовые функции: первая – обучение сотрудников всех уровней; вторая – управление знаниями, объединение опыта работников и его распространение; третья – распространение и внедрение корпоративной культуры, сохранение ценностей компании; четвертая – создание и реализация инноваций. Внимание также акцентируется на роли образовательных курсов университета компании и взаимодействии с внешними образовательными ресурсами, уровне инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Дополнительно производится расчет коэффициента эффективности инвестиций в человеческий капитал. Автор выделяет недостатки современной практики корпоративного образования, выдвигает предположения о ее дальнейшем развитии.

Ключевые слова:
корпоративное образование, образовательные ресурсы, человеческий капитал, корпоративный университет, персонал, инвестиции, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

Дата поступления статьи в редакцию:
5 марта 2019 года

Литература:
Бекарев А.М., Радаев Т.В. Корпоративный университет в объективе социологии. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2007. № 1(6). С. 13–14.
Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории / Пер. с англ. яз., под науч. ред. Р.И. Капелюшникова. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 336 с.
Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Пер. с англ. яз. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Academia, 2004. 788 с.
Брукинг Э. Интеллектуальный капитал: Ключ к успеху в новом тысячелетии / Пер. с англ. яз. Н. Мишакова. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
Грузков И.В. Воспроизводство человеческого капитала в условиях формирования инновационной экономики России: теория, методология, управление / Науч. ред. В.И. Бережной. М.: Экономика, 2013. 384 с.
Грузков И.В. От индустриальной экономики к экономике знаний: теоретические аспекты, условия и возможности перехода. Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. 2008. № 3. С. 125–130.
Грузков И.В., Давыдянц Д.Е. Теоретические аспекты оценки социально-экономической эффективности образования. Проблемы модернизации образования: региональный контекст: монография. Ставрополь: Сервисшкола, 2003. С. 324–347.
Денисов Д.С. Использование образовательной технологии «Корпоративный университет». Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2009. № 3. С. 86–89.
Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий. Общественные науки и современность. 2001. № 3. С. 49–55.
Леонтьева Е.Г. Корпоративный университет как модель инновационного корпоративного учебного заведения. Вестник Томского государственного университета. 2012. № 361. С. 144–147.
Пожарницкая О.В. Опыт российских нефтяных компаний в реализации корпоративной социальной ответственности. Экономика и предпринимательство. 2014. № 11-2(52). С. 546– 551.
Покровский Н.Е. Корпоративный университет: утопия, антиутопия или реальность? Экономика образования. 2014. № 3. С. 10–15.
Полюшкевич О.А. Корпоративная солидарность университета. Alma mater. 2016. № 12. С. 68–72.
Пружинин А.Н. Инструменты нефтяных компаний в развитии своего человеческого капитала. Высшее образование, социальные науки и национальная безопасность. Материалы всерос. конф. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2017. С. 216–223.
Пружинин А.Н. Человеческий капитал нефтяных компаний. Социология. Журнал российской социологической ассоциации. 2018. № 4. С. 151–154.
Сергеева О.Ю., Качалкина К.Г. Анализ инвестиций НИОКР в нефтегазовом секторе ТЭК России. Экономика, управление, финансы: Материалы IV междунар. науч. конф. (апрель 2015 г.). Пермь: Меркурий, 2015. С. 55–58.
Сорокина-Исполатова Т.В. Непрерывная подготовка педагога профессионального обучения в корпоративном университете: Дисс. … д-ра пед. наук. М., 2007. 443 с.
Стюарт Т.А. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организации / Пер. с англ. яз. В.А. Ноздриной. М.: Поколение, 2007. 366 с.
Фитц-енц Я. Рентабельность инвестиций в персонал. Измерение экономической ценности персонала / Пер. с англ. яз. М.: Вершина, 2006. 320 с.
Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию / Пер. с англ. яз. М.: Издательство «АСТ»; Ермак, 2004. 730 с.
Чанько А.Д., Баснер А.А. Корпоративные университеты: анализ деятельности в международных исследованиях. Российский журнал менеджмента. 2015. Т. 13. № 3. С. 79–110.
Tuodolo F. Corporate social responsibility: between civil society and the oil industry in the developing world. ACME: An International E-Journal for Critical Geographies. 2009. Vol. 8(3). P. 530–541.
In English

Статьи в режиме Open Access публикуются в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *