Наталья Коростылева. Гендерное распределение в системе государственной гражданской службы

Между властью и народом

Рекомендуемая ссылка на статью:
Наталья Коростылева. Гендерное распределение в системе государственной гражданской службы // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2015, №5 (97)
.
Наталья Коростылева, профессор кафедры управления персоналом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (119571, Москва, проспект Вернадского, 84). E-mail: nn.korostyleva@migsu.ru

Аннотация: В статье приводится сравнительный анализ представленности мужчин и женщин на государственной гражданской службе. Демократизация современного общества создала предпосылки для расширения возможностей участия женщин в политической жизни страны. В последние годы увеличилось число женщин – государственных служащих на высших должностях. Автором рассматриваются мотивационные различия поступления на работу в государственные органы власти мужчин и женщин. А также трудности, возникающие перед женщинами, при желании сделать карьеру на государственной службе.

Ключевые слова: гендерный подход, гендерные процессы, гендерный анализ, государственная гражданская служба.

В научном дискурсе гендерный подход понимается с различных точек зрения: как исследование социологических, политических, психологических различий мужчин и женщин в обществе; как учет гендерного фактора, который продуцирует отличительные черты поведения полов; как практики воздействия на две социально-демографические группы для принятия управленческих и иных решений и т.д. Однако ООН в 1997 году было дано комплексное видение этого понятия как стратегии интеграции интересов мужчин и женщин в процесс разработки, реализации, мониторинга и оценки всей политики и программ в политической, экономической и социальных сферах для того, чтобы мужчины и женщины в равной степени получали от этого пользу [Руководство по гендерному аудиту, 2007. С. 142]. Поэтому на практике гендерный подход представляет собой процесс оценки любого мероприятия с точки зрения учета интересов, потребностей, особенностей полов. И его основной задачей является достижение гендерного равенства. Как равенства не только прав, свобод мужчин и женщин, но и равенства их возможностей для реализации личностных и профессиональных качеств. Как равенства в выражении интересов, взглядов, суждений, наличия равного доступа к определенным ресурсам: экономическим, социальным, властным.

Государственная гражданская служба, с точки зрения гендерного подхода, представляет собой четкую иерархическую систему с определенной социопрофессиональной средой, где происходит становление, формирование и совершенствование профессиональной деятельности мужчин и женщин – государственных служащих с учетом их статусно-ролевых, ценностно-ориентационных и личностных характеристик [Коростылева, 2014. С. 12].

Тенденция, которая продолжительное время существует на государственной гражданской службе, это процесс ее феминизации. Сравнительный анализ представленности мужчин и женщин на государственной службе показывает устойчивость данной тенденции на практике. Согласно статистике, с 1999 года и по настоящее время численный перевес на государственной службе существенно смещен в сторону женщин в примерной пропорции 70 к 30 (рисунок 1).

Рисунок 1. Сравнительный анализ представленности мужчин и женщин на государственной службе (в %)

коростылева_1

Почему на государственной гражданской службе наблюдается гендерный дисбаланс в сторону женского пола? Ответить на данный вопрос помогут результаты экспертного опроса, проведенного кафедрой государственной службы и кадровой политики (с 2014 года кафедрой управления персоналом) Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации в 2013 году (рисунок 2)[1].

Рисунок 2. Чем, на Ваш взгляд, руководствуются граждане, поступая на работу в государственные органы власти и управления? (Допускалось несколько вариантов ответов)

коростылева_2

На первое место государственные служащие поставили «гарантию постоянной работы, стабильного положения», 64,3% респондентов обозначили эту позицию как ключевую. Она представлена с большим отрывом от остальных. Среди опрошенных подавляющее число женщин – государственных служащих, которые поддерживают данное утверждение (63,8% против 36,2% мужчин).

На втором месте по значимости идет утверждение о стремлении занять престижное место в обществе (37,3% опрошенных). С учетом пола данная позиция выглядит 50% на 50%. То есть равное количество мужчин и женщин – государственных служащих разделяют её. Это говорит о наличии определенных амбиций у женщин, желающих реализовать свои профессиональные качества на государственной службе.

Третья по значимости позиция – это желание принести пользу обществу и государству. Её разделяют 33,3% опрошенных, среди них женщин большинство: 56,6% против 43,4% мужчин.

Интересны и самые последние позиции, среди утверждения «отсутствие другого выбора» – всего за него высказалось 9,2% опрошенных – женщины оказались в большинстве (69,9% против 30,1% мужчин). Предопределенность выбора свойственна больше женскому полу, чем мужскому. Для мужчин риск, активность, спонтанность значат порой намного больше, чем для женщин. Многое закладывается на уровне предпочтений ещё в детском возрасте в процессе социализации. В позиции «стремление заработать высокую пенсию» женщины оказались также в большинстве (69,8% против 30,2% мужчин). Пенсия выступает неким «островком» устойчивости на долгосрочную перспективу и выбор женщин часто останавливается на такого рода социальных гарантиях.

Данные экспертного опроса наглядно показывают, что для женщин – государственных служащих значимыми мотивами поступления по службу являются гарантии её стабильности, социальной защищенности, желания принести пользу обществу, хотя у некоторого числа женщин прослеживаются потребности, связанные с карьерным ростом, со стремлением занять более престижное место в обществе. Для мужчин – государственных служащих более предпочтительны мотивы: повысить своё материальное положение, занять престижное место, реализовать профессиональные качества, обзавестись полезными связями и т.д.

Следует отметить, что несмотря на численный перевес женщин на государственной службе, наблюдается феномен, который гендерологи называют «гендерной пирамидой». Он заключается в утверждении: чем выше уровень власти, тем меньше там представлены женщины. Данные Росстата по распределению государственных служащих по категориям и группам должностей в соответствии с полом подтверждают этот феномен.

Сравним данные за 2009 и 2013 годы относительно представленности мужчин и женщин на государственной службе в зависимости от должности (таблица)[2].

Таблица. Представленность мужчин и женщин на государственной службе в зависимости от категории и группы должностей

 коростылева_3

Вертикальный срез данных по категориям и группам должностей показывает устойчивую во времени картину гендерной иерархии, где на уровне категории «руководители» и «помощники» высшей группы должностей мужчины преобладают как в 2009, так и в 2013 году (2009 год – 62,8% мужчин против 37,2% женщин, 2013 год – 57,7% против 42,3%). В основном женщины – государственные служащие занимают должности категории «специалисты» и «обеспечивающие специалисты». Заметим, что в младшей группе должностей категории «обеспечивающие специалисты» мужчин крайне мало (2009 год – 12,4% мужчин против 87,6% женщин, 2013 год – 12,9% и 87,1%, соответственно).

Стоит отметить тот положительный факт, что есть определенное движение к сокращению гендерного дисбаланса на пике гендерной пирамиды. На уровне категории «руководители» и «помощники» высшей группы должностей женщин стало на 5% больше в 2013 году по сравнению с 2009 годом. Много женщин среди групп должностей «главные» и «ведущие» категории «руководители» и «помощники». Это ещё раз показывает, что на государственной службе есть активные в профессиональном плане женщины, которые хотят и могут реализовать свой потенциал. Многие ученые отмечают, что современные женщины демонстрируют активное стремление к самореализации, успеху и независимости, и женщины – государственные служащие здесь не исключение[3].

Количественный срез гендерной пирамиды дополняется качественным анализом гендерной ситуации. Рассмотрим процесс построения карьеры на государственной службе мужчин и женщин. Государственным служащим был задан вопрос о формировании и развитии карьеры с учетом пола (рисунок 3).

Рисунок 3. Кому легче построить карьеру на государственной службе?

коростылева_4

Государственные служащие четко обозначили две позиции. Первая – мужчине сделать карьеру на государственной службе легче, чем женщине. 44,6% респондентов дали такой ответ, тогда как женщине легче – отметили всего 4,8%. Вторая – карьера зависит от обстоятельств (45,8% опрошенных). На практике эти позиции взаимосвязаны.

Первая тенденция показывает срез гендерных отношений на государственной службе, во многом базирующийся на стереотипах. Вторая констатирует, что женская карьера зависит от обстоятельств: наличия детей, поддержки близких, достатка в семье, обстоятельств социализации, настроя на продвижение по службе и т.д. Она имеет более подвижный характер и изменяется в зависимости от обстоятельств. Как правило, женщине приходится уступать мужчине в карьерном росте.

Следующий вопрос конкретизирует причины обстоятельств, почему женщине – государственной служащей сложнее сделать карьеру (рисунок 4).

Рисунок 4. Если Вы считаете, что женщине труднее сделать карьеру на государственной службе, то каковы причины этого? (Допускалось несколько вариантов ответов)

коростылева_5

Большинство государственных служащих отметили, что в первую очередь «женщину чаще, чем мужчину недооценивает руководство» (47,4% ответов; следует заметить, что женщины-госслужащие указывают на это в 75% случаев против 25% мужчин). Вторая позиция насчитывает 43,1% (голоса разделились почти поровну: 51,8% мужчин – государственных служащих и 48,2% женщин), респонденты считают, что женщину мало интересует работа и больше семья. Третья и четвертая причины почти схожи в процентном соотношении. «С женщинами трудно договариваться об отступлениях от правил» – 20,9% (так считают 68,2% женщин и 31,8% мужчин) и «женщины сами мало занимаются карьерным ростом, потому что на это нет времени» – 20,4% голосов (здесь женщины опять лидируют: 67,8% против 32,2%).

Большинство ответов показало, что вышестоящее начальство не понимает значимости гендерного фактора при построении карьеры. У них не сформированы гендерные компетенции, основанные на принципах гендерного равенства. Внешняя и внутренняя среда не способствуют формированию этих компетенций и пониманию значимости гендерного подхода при формировании кадровой и социальной политики на государственной службе, поэтому в процессе работы женщинам – государственным служащим приходится постоянно доказывать свою «состоятельность» в решении профессиональных вопросов.

Данный вопрос выявил также следующее: стереотипное восприятие женщин как худших работников по сравнению с мужчинами. Причем женщины – государственные служащие сами так считают: что их недооценивают, что у них есть «стеклянный потолок», что у них нет времени на карьеру и т.д. Женщин не только недооценивает руководство, но и они сами себя недооценивают. В построении карьеры женщинам на государственной службе мешают внутренние установки, которые затрудняют раскрывать им свой личностный и профессиональный потенциал. Кроме того, часто у женщин есть мотивация сделать карьеру, но нести груз ответственности, принимать нестандартные решения для них довольно сложная задача.

Вторым немаловажным моментом, препятствующим построению карьеры, явился фактор ориентированности женщин на семью и выполнение ими семейных обязанностей. Близкое окружение порой не поддерживает их в решении профессионально расти и делать карьеру, а наоборот, стремится подавлять такие желания. На вопрос: почему так происходит? С большой уверенностью можно дать следующий ответ: гендерные нормы поведения, принятые в обществе, оказывают существенную роль в ретрансляции мужских и женских форм поведения. Мужская поведенческая траектория связана с лидерством, активностью, целеустремленностью, а женская – с домом, воспитанием детей, зависимостью, заботой и т.д. Данные установки встраиваются во все социальные, политические, экономические институты. И государственная служба тут не исключение. Гендерные установки и стереотипы органично вписываются в устойчивый институт государственной службы и определяют его гендерную статусно-ролевую систему. Поэтому государственная служба воспроизводит традиционную систему гендерных отношений, несмотря на её «женский состав», она сориентирована на доминирование на руководящих должностях мужчин.

Третий момент, на который следует обратить внимание – это построение неформальных связей с начальством и окружением, которые способствуют, особенно в нашем обществе,  более быстрому движению по карьерной лестнице. В ответе на вопрос, касающийся мотивов поступления на государственную службу, многие мужчины – государственные служащие выделили данный момент. В вопросе о трудностях в построении карьеры эта позиция заняла не последнее место. Неформальные договоренности играют существенную роль в профессионально-должностном росте на государственной службе. Если посмотреть на процесс шире, то все государственное управление выстроено так, что мужчинам легче солидаризироваться, выстроить «мужскую группу». Женщинам войти в нее практически невозможно.

Интересным с точки зрения организации личного труда и времени отдыха государственных служащих явился вопрос о том, что осложняет их жизнь (рисунок 5).

Рисунок 5. Что в настоящее время больше всего осложняет Вашу жизнь? (Допускалось несколько вариантов ответов)

коростылева_6

На первом месте традиционно был обозначен ответ о нехватке денег (56,6% голосов). С учетом гендерного фактора распределение ответов было 50% на 50%. Материальная составляющая в работе – это основа благополучия для многих россиян и государственные служащие здесь не исключение.

На втором месте государственные служащие определили «нехватку времени» (43,0% голосов). Учет пола показал, что акцент здесь смещен в пользу женщин. Им не хватает времени намного больше, чем мужчинам. Так, 63,8% женщин – государственных служащих высказались за нехватку времени, мужчины – 36,2%. С переутомлением и усталостью сталкивается 27,3% государственных служащих. Из них 75% составляют женщины и всего 25% – это мужчины. Отсутствие карьерных перспектив также отмечают больше женщины (всего данная позиция набрала 20,1% голосов, из них 60% женщины и 40% – мужчины).

Вовлеченность женщин в приватную сферу налицо. Им не хватает времени, они переутомлены, есть трудности с деньгами. Кроме того, несмотря на то, что «трудности с воспитанием детей» отметили всего 3,6% опрощенных, почти все они – женщины (87,5% и только 12,5% – мужчины). Женщинам порой бывает трудно правильно распределить время на работу и дом. Многочисленные социологические исследования подтверждают данный факт [Антонов, 2005; Кляйн, 2008; Мустаева, 2009; Чурилова, 2014].

Экспертное исследование помогло установить «узкие» места в гендерных процессах и отношениях на государственной службе. Для того, чтобы понимать, что происходит в гендерном измерении на государственной службе и вырабатывать пути по решению гендерных проблем, необходимо более взвешенно подходить к вопросу об инкорпорировании гендерного подхода в кадровую политику государственных органов, в кадровую политику на государственной службе в целом.

Для мужчин и женщин – государственных служащих нужно создавать все условия для развития их кадрового потенциала. К сожалению, на практике системный учет гендерного подхода на государственной гражданской службе отсутствует.

Литература

Антонов А.И. Микросоциология семьи. М.: Инфра-М, 2005.

Кляйн Р. Секреты тайм-менеджмента для работающих женщин. Как совмещать личную жизнь, семью и карьеру. Санкт-Петербург: «Издательство Диля», 2008.

Коростылева Н.Н. Гендерное измерение кадровых процессов на государственной гражданской службе // Женщина в Российском обществе. 2014. № 1 (70).

Мустаева Ф.А. Социальные проблемы современной семьи // Социс, 2009. № 7.

Руководство по гендерному аудиту. Методология анализа МОТ, основанного на принципе активного участия. Женева: Международное бюро труда, 2007.

Чурилова Е.В. Состав и благосостояние неполных семей в России // Социс. 2014. № 3.


[1] Экспертный опрос по проблемам профессионального развития и кадровым процессам в государственной службе. В опросе участвовал 251 эксперт из числа специалистов, замещающих высшие, главные и ведущие должности государственной службы на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации. Май-июнь 2013 года.

[2] Состав работников, замещавших государственные (муниципальные) должности и должности государственной гражданской (муниципальной) службы, по полу, возрасту, стажу работы, образованию // http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1237818141625

[3] Хоткина З. Страна умниц: гендерные аспекты карьеры // http://genderpage.ru/?p=1518

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *