Иларион, митрополит Волоколамский. Новый этап развития сотрудничества

Церковь. Религия. Вера

Рекомендуемая ссылка на статью:
Иларион, митрополит Волоколамский. Новый этап развития сотрудничества // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2014, №6 (92)
.
Аннотация: лекция митрополита Волоколамского Илариона посвящена перспективам сотрудничества в образовательной деятельности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и Русской православной церкви.
Ключевые слова: образование, Русская православная церковь, митрополит Волоколамский Иларион, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, соглашение о сотрудничестве

29 октября 2014 года в день празднования 50-летнего юбилея кафедры государственно-конфессиональных отношений состоялось подписание ректором Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Владимиром Александровичем Мау и митрополитом Волоколамский Иларионом  нового соглашения о сотрудничестве между Академией и Русской православной церковью,  после чего представитель церкви митрополит Волоколамский Иларион выступил с  актовой лекцией.

Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые профессора и студенты Российской академии народного хозяйства и государственной службы, уважаемые участники конференции «Государство, религия, общество в современной России», дорогие друзья!

Настоящий день — знаковый для Академии и для Русской православной церкви. Конференция, приуроченная к 50-летнему юбилею кафедры государственно-конфессиональных отношений Института государственной службы и управления РАНХиГС и церемония подписания нового соглашения о сотрудничестве между Академией и Русской православной церковью — два события, знаменующие начало нового этапа церковно-государственных отношений в сфере высшего образования в современной России.

В своем выступлении я хотел бы сказать несколько слов о содержании намеченного сотрудничества.

До сих пор партнерство государства и церкви в области высшего образования происходило в основном по двум направлениям: религиоведческому и теологическому. Речь, с одной стороны, шла о лучшем узнавании друг друга, попытке объективно оценить церковь как важный общественный институт в России, способный не только консолидировать граждан, ассоциирующих себя с православной традицией, но и сплотить традиционные религиозные конфессии нашей многонациональной страны. С другой стороны, велась работа над тем, чтобы теология вошла в систему университетского образования, дополнив собой корпус гуманитарных дисциплин.

Эти процессы совпали с беспрецедентным ростом общественного статуса церкви, кардинально изменившегося за последнюю четверть века, а именно столько прошло с тех пор, как православная церковь в России вышла из гетто. То, что пережила церковь за это время, можно поистине назвать эпохой возрождения и чудом Божиим. Уверен, времена, когда церковь и всякая традиционная религиозная конфессия воспринимались как некая маргинальная субкультура, навсегда останутся в прошлом. Красноречивым свидетельством здравого и объективного восприятия роли религии в жизни современного гражданского общества стала сегодняшняя конференция, проходящая в стенах ведущей высшей школы, которая готовит кадровый резерв страны.

Современные, стремительно развивающиеся события в России и мире заставляют нас по-новому оценить важность нашего взаимодействия. За последний год стало понятно, что России необходимо мобилизовать все свои силы и ресурсы перед лицом внешних и внутренних угроз. Политический и экономических кризис, о глубине и сложности которого не мне вам рассказывать, открывает перед российским обществом и более глубинный, онтологический кризис всей системы ценностей, подвергшейся за последние десятилетия катастрофической девальвации. Оценивая свои внутренние силы и ресурсы, мы прекрасно понимаем, что несмотря на размеры нашей территории, силу нашего ядерного оружия, наш энергетический и экономический потенциал, главной ценностью нашей российской цивилизации остается ее человеческий капитал.

Потенциал человеческого капитала в России беспрецедентно велик и уникален, его наращивание — залог не только выживания, но и новых цивилизационных перспектив нашего государства. Мобилизовать этот ресурс, высвободить силы, таланты и возможности народа — задача номер один для России сегодня. Чтобы решить эту задачу, никакие внешние меры, испробованные на нашем народе в XX веке, не будут успешными. И мы все это прекрасно понимаем. России нужно качественно новое гражданское общество не только профессионалов в своей сфере, но патриотов, людей, способных в своей жизни руководствоваться не одними меркантильными и эгоистическими интересами. Перед нами стоит задача воспитания личности, полноценного члена общества, ответственного за себя, за свою семью, страну и за свое дело.

Как сформировать такую гармоничную личность в стране, в которой по причине еще совсем недавней, с исторической точки зрения, страшной политической катастрофы нравственные ценности были обрушены? Нематериальные, ценностные критерии практически не брались в расчет при принятии каких бы то ни было решений — личных, общественных, государственных. Главные трансляторы этих ценностей — семья и школа — находились в глубоком и затяжном кризисе. Семья — важнейший базовый общественный институт — оказалась разрубленной с точки зрения преемственности поколений, рассеченной немыслимым количеством разводов и личных трагедий. Поэтому колоссальная нагрузка и ответственность в России сегодня ложится на образовательную систему всех уровней.

Тем не менее, генетическая память россиян сильна. Мы все еще способны отчетливо описать главные черты русского характера, объединяющего многонациональную семью нашего народа. Такие понятия, как патриотизм, семейные ценности, традиции, духовная мотивация, взаимопомощь, открытость миру, не просто живут в нашей памяти, но пульсируют во всем нашем существе в ситуации глобальных цивилизационных рисков. Одновременно с этим мы прекрасно понимаем, что корнями своими эти ценности уходят глубоко, в самую сердцевину нашего сознания – в нашу веру. Сокровищницей ценностей любого народа на протяжении веков являлась его религия, и это особенно верно в отношении нашего народа. Вряд ли в каком-то еще народе все, что носит эпитет «классический», — литература, искусство, музыка — так красноречиво свидетельствуют об этом, как об этом свидетельствует культурное наследие России.

В описанном мною контексте взаимодействие церкви и высшей школы больше не может носить лишь ознакомительный характер. И церковь не должна больше рассматриваться как область исключительно религиозная. Потому что церковь — исторический базис ценностных ориентиров России. И исторический он не потому, что сегодня больше не имеет никакого значения, кроме своей исторической ценности, а потому, что на протяжении всей своей истории наша страна и ее народ черпали силы из этого источника. Хотим мы этого или нет, у России нет другого ценностного основания. Мы все прекрасно помним, что случилось со страной, когда эту опору выбили из-под нее и попытались подставить новую. Последствия той катастрофы мы все еще пытаемся уврачевать.

Церковь вовсе не стремится нарушить принцип разделения церкви и государства. Именно сегодня, в условиях раздельного управления, государство и церковь могут стать полноценными и полноправными партнерами в решении первостепенной задачи, стоящей перед всеми нами, — задачи возвращения нашему народу его исконного наследия, его собственной системы ценностей, пронесенной через опыт его предков сквозь столетия и сохраненной его церковью. Церковь не считает себя вправе навязывать современной России свои правила и устои, но она считает себя перед Богом обязанной передать новому поколению россиян их же собственное наследие, которым они, как и любые наследники, вправе распорядиться так, как им будет угодно в условиях современного мира. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступавший в стенах Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации 31 декабря 2009 года, отметил: «Наше стремление — не клерикализация общества путем внедрения основ православной культуры. Всеми своими усилиями церковь радеет только об одном — о положительном преобразовании всех сторон жизни индивида и общества».

Из богатого исторического опыта церкви хорошо известно, что ценность человека осознается тогда, когда существует опасность его безвозвратной потери. Думаю, каждый из нас, кто когда-либо испытал потерю близкого или родного человека, понимает, о чем я говорю. Согласно учению церкви, человек всегда был и остается абсолютной ценностью. Все богословие церкви строится на том, что Бог пренебрегает собственным правосудием, как любящий отец устремляясь на спасение согрешившего Адама. Сын Божий становится сыном человеческим, живет среди людей, учит их, терпит от них поношения, страдает и умирает на Кресте, чтобы искупить сотворенное Им же самим, но согрешившее и потерявшее рай человечество.

Иисус Христос заключает все свое учение в двух заповедях — о любви к Богу и о любви к ближнему, то есть к человеку. Абсолютная ценность человека в глазах Бога перерастает в глубокую веру церкви в человека. Открывая человеку живого Бога как Творца и любящего Отца для всего человеческого рода, церковь открывает священную тайну человеческого бытия. Все ее учение направленно на пробуждение самых благородных мотиваций в душе человека, на раскрытие потенциала его личности: его талантов, способностей и умений — во благо ближних, его семьи и народа.

Я бы сказал, главное, что церковь делает для человека, заключается в том, что она напоминает человеку, кто он, каково его происхождение, каково его предназначение, каков смысл его жизни. Церковь помогает человеку ценить все лучшее, что ему передано от отцов, и актуализировать все без остатка дарования, в него вложенные. Кому, как не церкви, присуща способность накапливать опыт предыдущих поколений, претворять в нынешний актив плоды трудов предшественников? Разве не нужно строителям новой России научиться от церкви умению созидать на фундаменте, построенном отцами?

Наконец, ценность человеческой личности для церкви неотделима от ценности любви. В представлении наших современников понятие любви часто сужается вокруг романтических отношений двух влюбленных. На самом же деле, любовь — гораздо более всеобъемлющее понятие. Она лежит в основе таких понятий, как человечность и взаимоуважение.

Любой кризис, тем более кризис глобальный, — источник напряжения и негатива. Накал кризиса истощает в человеке и в обществе ценности человечности и уважения, а вместе с этим создает атмосферу усталости и озлобленности. В определенный момент кризис этих ценностей в обществе может стать причиной конфликта и даже войны. И тогда пострадают все, в том числе и те, кого мы действительно любим, — наши родные и близкие. Поэтому необходимо, чтобы наша гражданская солидарность строилась не только в формате антитезы какому бы то ни было внешнему врагу, но прежде всего на нашем взаимном уважении друг к другу.

Русская православная традиция не знает страха перед образом врага. Весь пафос библейского, евангельского и житийного предания заставляет человека задуматься над мобилизацией внутренних сил, оценить собственные поступки и, внеся корректировки и заручившись Божиим благословением, продолжить совершать правое дело. Если чего и опасается церковь, так это нерасторопности, лени и бездействия человека, его сознательного отказа от призвания жить по правде Божией.

Потенциал человеческой личности, способность людей оставаться людьми, быть верными своему человеческому призванию, в самый ответственный для себя, семьи и отечества момент проявить мужество и героизм — вот подлинная надежда церкви, а значит, и России. Не удивительно, что весь мир знает Россию, прежде всего, в лицах ее лучших сынов: в ликах и житиях ее святых, в личностях писателей и поэтов, художников и композиторов, царей и полководцев.

Как и прежде, вся надежда церкви — на новую поросль. Пусть никто не думает, что церковь хочет сковать людей законами старины, суровыми нравственными установками, ввести в прокрустово ложе заповедей и предписаний. Ее забота заключается в том, чтобы показать человеку его подлинное лицо в зеркале его традиции и системы ценностей. Забота церкви в том (я сейчас обращаюсь прежде всего к присутствующим здесь студентам), чтобы вы, молодое поколение россиян, увидели себя и вспомнили о том, кем вы являетесь: детьми великой России, наследниками великой цивилизации.

В условиях смены мирового порядка, когда России необходимо не просто отстоять свои интересы, но, в первую очередь, сконцентрироваться на своем внутреннем развитии, государство обращается к народу и к его ценностям. Формирование личности, гражданина, в котором гармонично сочетаются качества патриота, семьянина и высококвалифицированного профессионала в своей области, — приоритет для государства на ближайшие годы.

В связи с этим Русская православная церковь и высшая школа — главные трансляторы фундаментальных человеческих ценностей в стране, хранители ее собственного интеллектуального и духовного наследия — должны объединиться в решении задачи комплексного гуманитарного образования, в котором ценностные критерии в восприятии информации, в принятии решений и в определении жизненных и мировоззренческих установок будут играть определяющую роль. Эту задачу мы будем решать в надежде, что институт семьи в рамках настоящего и следующего поколений будет восстановлен. Потому что когда ценность семьи вновь ляжет в основу общественной жизни в России, многие проблемы, связанные с преемственностью в накоплении и передаче опыта, благосостояния, духовных и нравственных ценностей, будут решены через полноценное воспитание ребенка в семье.

Решая задачу трансляции традиционных ценностей в современном российском обществе, мы, Российская академия народного хозяйства и государственной службы и Русская православная церковь, идем к общей цели формирования человеческого капитала и дальше — к созданию гармоничного гражданского общества людей, в своей жизни мотивированного не только и не столько материальными интересами, сколько взаимным уважением к согражданам, любовью к семье и к Родине. Это то общее, что ведущая академия, в которой готовят политическую и административную элиту России, и Русская православная церковь имеют на повестке дня.

Другой важный проект Русской православной церкви и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации будет связан с созданием совместной образовательной программы высших и средних кадров церкви. Святейшим Патриархом и Священным Синодом передо мной и возглавляемой мною Общецерковной аспирантурой и докторантурой поставлена задача, схожая с той, что стоит перед Российской академией госслужбы. На базе Общецерковной аспирантуры церковь сегодня не только образовывает клириков и мирян для дальнейшей работы в области церковной науки, управления и дипломатии. Ей поручено реализовывать программы повышения квалификации для высшего управленческого состава церкви — епископов, формировать кадровый резерв Русской православной церкви.

Эту сложнейшую задачу мы уже начали решать при активном участии Академии и непосредственно ведущей школы российского религиоведения, кафедры государственно-конфессиональных отношений ИГСУ. Ежегодно Общецерковная аспирантура проводит краткосрочные архиерейские курсы, которые главным образом посвящены вопросам церковно-государственных отношений. Теперь мы с Владимиром Александровичем будем работать над комплексной программой дополнительного образования архиереев и их помощников, сотрудников ведущих учреждений церкви, чья работа напрямую затрагивает сферы администрирования, социального служения, юридической деятельности и связей с общественностью. В создании этой программы мы во многом рассчитываем на профессорский состав Института общественных наук РАНХиГС.

Дорогие друзья! Заканчивая свое выступление, я хотел бы вновь и вновь призвать вас к самому сложному, но самому интересному из всех дел на земле: познанию себя, которое начинается с памятования о том, кто мы есть, и продолжается в осознании и следовании нашему призванию. Только так можно активизировать и актуализировать наш собственный ресурс и ресурс населения нашей великой Родины.

Служба коммуникации ОВЦС / Патриархия.ru

По окончании выступления состоялся брифинг, на котором митрополит Волоколамский Иларион ответил на самые разные вопросы присутствующих, касающиеся актуальных проблем отношений церкви, государства и общества.

Так, на вопрос научно-политического журнала «Государственная служба» о карьере в Русской православной церкви, он ответил следующее:

Для примера скажу, что ни один человек, согласно учению церкви, не может претендовать на сан священника, дьякона или епископа. Нельзя прийти к архиерею и сказать: «Я закончил семинарию, академию, дайте мне сан священника». Можно принести диплом, подать прошение, а дальше нужно ждать. И уже зависит от епископа – сделает он священником, дьяконом или оставит в мирянском звании. И человек не вправе оспаривать решение церковной иерархии. То есть всякое служение в церкви дается человеку не по его собственному желанию, а по послушанию. Этим церковная структура сродни военной структуре. Я думаю, что армия в свое время заимствовала у церкви очень многие характерные черты. В церкви существует такая система послушания, когда человек не выбирает ни место своего служения, ни сан в котором он будет служить, а за него этот выбор делает вышестоящее начальство. И поэтому церковная карьера, точнее, то, что называется церковной карьерой – это некий путь, который проходит человек, как правило, не по своей воле, а иногда даже вопреки своей воле, подобно ветхозаветным пророкам, которых Бог призывал, а они отказывались. Бог говорил человеку: «Я посылаю тебя на такую миссию», а человек отвечал: «Я косноязычный, у меня нет способностей, найди другого». Так часто происходит и в церкви.

Если говорить о кадровом резерве, то конечно, у нас сейчас существует достаточно разветвленная система духовного образования, система подготовки кадров, и это касается не только священнослужителей. Потому что церковь не сводится только к клерикальному сообществу. Церковь – это, прежде всего, те миряне, те миллионы мирян из которых она состоит. И для нас очень важно, чтобы творческий потенциал мирян был мобилизован на служение церкви, служение народу, служение Отечеству. Поэтому мы в последние годы в наших учебных заведениях развиваем не только программы подготовки священнослужителей, но и программы подготовки церковных работников, учителей. У нас существуют православные университеты с очень широким спектром изучаемых гуманитарных наук. То есть мы выпускаем гуманитариев, которые получили церковное образование, но не клерикальное и не теологическое образование. Я думаю, что эта сфера образовательной деятельности у нас будет расширяться. И, кроме того, как я говорил в своем выступлении, мы сейчас занимаемся и тем, чтобы те люди, которые уже получают мандат церкви на некое высокое служение, получали соответствующую подпитку в виде тех курсов повышения квалификации, которые мы для них проводим.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *