Рекомендуемая ссылка на статью:
Аннотация: Статья посвящена перспективам развития политики экономического и военно-технического сотрудничества России в АТР в первой четверти XXI века.
Ключевые слова: национальная безопасность, вызовы и угрозы безопасности государства, экономическое партнерство, военно-техническое сотрудничество.
Между Россией и Китаем 16 июля 2001 года был заключен Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, который отвечал долговременным интересам укрепления безопасности и создания благоприятных внешних условий для развития каждой из сторон и поддержания стабильности как в региональном, так и мировом масштабе. За годы, прошедшие с момента его подписания, между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой сложилась эффективно действующая многослойная система регулярных контактов на высшем уровне и постоянно действующих встреч глав правительств и министров, на которых решаются актуальные проблемы развития двустороннего сотрудничества.
Визит Президента В.В. Путина в Китай в октябре 2004 года стал следующим этапом в деле закрепления российско-китайских отношений на базе Договора и углубления стратегического взаимодействия двух стран. Стороны договорились вести совместную борьбу с контрабандой наркотиков и других товаров, незаконным оборотом оружия, нелегальной миграцией, преступлениями в сфере экономики, выразили готовность наращивать взаимодействие в рамках Шанхайской организации сотрудничества [Галенович, 2004. C.285]. В ходе этого визита были определены перспективы углубления сотрудничества России и Китая в сторону превращения его в фактор экономического соразвития восточных регионов России, а так же западных и северо-восточных регионов Китая. Большую роль оно было призвано сыграть в оздоровлении международной ситуации, нейтрализации мирового гегемонизма и политики силы.
Вместе с тем, изменения внутри Китайской Народной Республики и подвижки на мировой арене побуждают российскую сторону не предаваться самоуспокоенности позитивным развитием ситуации в двусторонних отношениях. Стоит задача – неустанно бороться за укрепление отношений с Китаем и за китайский рынок. Речь идет о необходимости радикальных мер и серьезных шагов не просто по активизации стратегического партнерства двух государств, но прежде всего о наполнении его полномасштабным не только международно-политическим, но и экономическим, и гуманитарно-культурным содержанием.
Новое руководство Китая демонстрирует традиционное доброжелательное и заинтересованное отношение к России. В этом плане Пекин придерживается следующих четырех принципов развития двусторонних китайско-российских отношений: углубление взаимопонимания и доверия на политическом уровне, укрепление торгово-экономического сотрудничества, обоюдные консультации по стратегическим проблемам, расширение общественных обменов. Россия объективно заинтересована в нормальном развитии Китая и сохранении там социальной стабильности. По итогам анализа отношений России и Китая с учетом оценок потенциала государств, видятся три возможных варианта экономического развития Российской Федерации и Китайской Народной Республики, влияющего на разные области их сотрудничества.
Вариант А. Параллельный экономический рост Китая и России явился бы оптимальным сценарием с точки зрения российско-китайского сотрудничества и укрепления позиций Российской Федерации в мире. Реализация такой перспективы требует немалых усилий со стороны как России, так и Китая, благоприятной международной обстановки и мировой экономической конъюнктуры.
Вариант Б. Быстрый экономический рост и качественные сдвиги в народном хозяйстве Китая не сопровождаются структурными сдвигами и адекватным ростом экономического потенциала России. В этом случае стратегическое партнерство России с Китаем будет мало-помалу заменяться доминированием последнего и попытками рассматривать Российскую Федерацию исключительно как сырьевую базу и рынок для Китайской Народной Республики.
Вариант В. Как Китай, так и Россия, оказываются не в состоянии обеспечить высокие темпы экономического роста в течение достаточно длительного исторического срока. В этом случае существующий мировой экономический и политический порядок с господством США и стран Западной Европы получил бы дальнейшее укрепление и развитие, а Россия оказалась бы перед угрозой массового наплыва китайских беженцев.
Следует отметить, что в российско-китайских торгово-экономических отношениях в последние годы отмечены позитивные сдвиги. Об этом говорит ежегодное увеличение объемов взаимной торговли. Вместе с тем это торгово-экономическое сотрудничество нуждается в наращивании масштабов и совершенствовании структуры. Так, например, по данным китайской таможенной статистики, внешнеторговый оборот России с Китайской Народной Республикой в январе–июне 2013 года составил 43 млрд 176 млн 964 тыс. долл. Однако объем нашей торговли, даже с учетом «серой зоны», был существенно ниже торговли Китая с ведущими партнерами. По объемам внешней торговли с Китаем Россию опередили: США (244,01 млрд долл., +5,6%), Гонконг (206,65 млрд долл., +40,2%), Япония (146,92 млрд долл., -9,3%), Республика Корея (132,30 млрд долл., +8,4%), Тайвань (101,13 млрд долл., +34,8%), Германия (62,25 млрд долл., -5,7%), Австралия (52,79 млрд долл., +5,9%), Малайзия (50,91 млрд долл., +15,7%). Далее за Россией следуют: Бразилия (40,25 млрд долл., 2,5%), Сингапур (36,45 млрд долл., +14,1%.), Таиланд (34,02 млрд долл., +1,8%), Индонезия (33,83 млрд долл., +4,6%), Голландия (32,61 млрд долл., -3,0%) и Индия (31,64 млрд долл., -7,2%)[1].
Малы объемы взаимных инвестиций Китая и России – всего по несколько сотен миллионов долларов. Очевидно, что качественного сдвига в инвестиционном сотрудничестве пока не просматривается. В структуре российского экспорта в Китайской Народной Республике доминируют сырье и продукция первичного передела, а доля машин и оборудования продолжает сокращаться – даже с учетом поставок по линии военно-технического сотрудничества.
Таблица 1. Сравнительные данные внешнеторгового баланса России и Китая с 2003 года по декабрь 2012 года (млн долл.)[2]
Здесь видно, что значения всех рассматриваемых показателей последовательно изменяют свою величину во времени, то есть представляют собой динамический (временной) ряд. Наиболее объективную оценку тенденции временных рядов дает их аналитическое сглаживание с помощью уравнений трендов, которое имеет вид:
yt = a0 + a1t.
Коэффициент a1 имеет смысл среднего прироста (уменьшения) значения показателя по годам, a0 – расчетное значение показателя в году, предшествующему первому году. Исходя из имеющихся данных, построены линейные тренды и соответствующее им уравнение ( см. рисунок 1).
Рисунок 1. Внешнеторговый оборот России и КНР 2003–2013 годы, и их прогнозные объемы после 2013 года
Отсюда следует, что:
– с 2003 года по 2006 год наблюдалась тенденция превосходства экспорта над импортом внешнеторгового оборота России и Китайской Народной Республики;
– в 2007–2009 годах Россия снизила уровень экспорта в Китай и увеличила долю импорта;
– 2010–2012 годы характеризуются приблизительно равными долями импорта и экспорта России и Китая.
Если обозначить 2000 год за начальное значение (1) и пронумеровать последующие годы в порядке возрастания (2001-2, 2002-3, 2003-4, 2004-5, 2005-6, 2006-7, 2007-8,2008-9, 2009-10, 2010-11, 2011-12, 2012-13, 2013-14, 2014-15 и т.д.), то, подставив соответствующее значение года в уравнение линейного тренда, получим прогноз распределения объемов финансовых ресурсов, выделяемых на товарооборот между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой в любом расчетном году, например:
Из выше сделанных расчетов можно сделать вывод, что объемы финансовых ресурсов, выделяемых на товарооборот России и Китая, будут превалировать в области импорта из Китайской Народной Республики.
Особого внимания требует решение проблемы поставок сырья в Китай. В России нередко звучат предостережения против превращения страны в сырьевой придаток Китайской Народной Республики, которая, в свою очередь,ирегулярно ставят вопрос о пробуксовке ряда крупномасштабных проектов в сфере энергетического сотрудничества. Подобные тенденции чреваты негативными последствиями для российской стороны.
Во-первых, взаимодействие с Российской Федерацией в энергетической сфере относится к числу приоритетов современной экономической политики Китая.
Во-вторых, это государство постепенно превращается в экономического гиганта Восточной Азии, и поэтому перспективы вхождения России в экономические и политические структуры региона вскоре, возможно, в значительной степени будут зависеть от Пекина.
В-третьих, наряду с северными проектами Китайская Народная Республика активно ищет альтернативные каналы получения нефти и газа (в том числе из Центральной Азии). В этой ситуации отказ России от крупномасштабных поставок нефти Китаю мог бы лишь углубить существующие противоречия между двумя странами и поставить в целом под вопрос стратегическое партнерство между государствами. Соглашение об увеличении поставок российской нефти Китаю по железной дороге, несомненно, правильное решение, но лишь как промежуточное и временное.
Военно-техническое сотрудничество России и Китая является показателем доверия в российско-китайских политических отношениях. Но в данной сфере существует и ряд проблем, требующих решения. Это, в частности, опасения по поводу возможного нарушения военно-стратегического баланса между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой; обеспокоенность ростом незаконного или почти бесплатного перетока российских научных разработок и технологий, интеллектуальной собственности в Китай; потенциальная ответственность Российской Федерации как основного экспортера вооружений в Китай в случае возникновения вооруженного конфликта между Пекином и Тайбэем; опасения России по поводу прекращения крупномасштабного импорта вооружений Китаем.
Отсюда следует необходимость анализа сотрудничества России и Китая в общемировом масштабе и, в первую очередь, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также влияния различных геополитических факторов на отношения двух стран. Китайское руководство подтвердило приверженность прежней стратегической линии «независимой и самостоятельной внешней политики»[3], дополнив ее установками «брать человека за основу», «мирного возвышения Китая» [Бергер, 2009] и «борьбы с терроризмом во всех его проявлениях»[4]. Тем самым Пекин стремится учесть требования меняющейся международной обстановки, проявляет готовность к известной демократизации своей деятельности на международной арене, повышает ответственность государства в защите интересов своих граждан за рубежом, укрепляя патриотизм китайцев.
Особо следует подчеркнуть, что в Китайской Народной Республике акцентируют внимание на мирном характере своего грядущего возвышения, которое трактуется как гармоничное соразвитие и сотрудничество со всеми государствами мирового сообщества. В целом внешнеполитическая доктрина Пекина и общая международная среда на данном этапе благоприятствуют сотрудничеству России и Китая на международной арене. Однако и в глобальном смысле, и на региональном уровне, и в рамках двусторонних отношений существуют факторы, как стимулирующие укрепление российско-китайских связей, так и осложняющие взаимодействие двух великих соседей.
Хотя связи Российской Федерации и Китайской Народной Республики сегодня в целом самодостаточны, тем не менее, их «температура» и уровень в немалой степени зависят от характера отношений Соединенных Штатов Америки и Китайской Народной Республики. Опыт прошедших десятилетий свидетельствует, что подчас Китай в случае обострения отношений с Соединенными Штатами Америки старался компенсировать это форсированием связей с СССР/Россией. Однако эта простая зависимость действует далеко не всегда. Пекин ныне по своей инициативе не пойдет на ухудшение контактов с Вашингтоном, так как это поставило бы под сомнение возможность сохранения преимуществ в приоритетных областях торгово-экономических и научно-технических связей.
Несколько особняком стоит Тайваньская проблема, несущая в себе одновременно элементы и конъюнктурности, и фундаментальности. Она является инструментом, при помощи которого Вашингтон способен регулировать уровень сотрудничества с Пекином. При всем нежелании портить отношения с Западом Пекин должен определиться с решением этой проблемы в достаточно короткие сроки. Что касается России, то пространства для маневрирования по тайваньскому вопросу у нее нет. Общая позиция Москвы могла бы быть сформулирована в триединой формуле: тайваньская проблема – внутреннее дело Китая; мы против ее интернационализации; выступаем за ее мирное решение, не подрывающее стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Общность российской и китайской позиций по вопросам военной безопасности в этом регионе заключается в констатации того факта, что, несмотря на перемещение центра тяжести геополитического соперничества в сторону невоенных методов противоборства – экономических, информационных, психологических, это не привело к ослаблению роли военного фактора. Возникающие вооруженные конфликты, вызванные стремлением США и их союзников реализовать свою национальную стратегию, в том числе и с помощью силы, привели к возрастанию значения этого фактора в системе международных отношений. Стратегия Китая в сфере военной безопасности заключается в осуществлении политических, дипломатических, экономических и военных мер, направленных на создание благоприятных условий вокруг Китая и уменьшение фактора нестабильности [Кузык, Титаренко, 2006].
Как известно, военная политика Пекина основывается на принципах неучастия в военных союзах (блоках), неприменения ядерного оружия первыми, поддержки создания зон, свободных от ядерного оружия, отказа от размещения вооруженных сил на иностранных территориях за исключением участия в миротворческих операциях под эгидой Организации Объединенных Наций. Другими словами, российско-китайское военно-техническое сотрудничество нельзя рассматривать как начало формирования некоего двустороннего блока, создания его отдельных (военных) компонентов.
При создании субрегиональных систем безопасности необходимо продвигать идею о нежелательности существования в Азиатско-Тихоокеанском регионе замкнутых военно-политических союзов и блоков. В то же время следовало бы активно поддерживать создание открытых систем коллективной безопасности или соответствующих структур и режимов. Конечная же цель российской дипломатии на этом направлении – создание в координации со странами региона аналога СБСЕ (Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе) для данного региона с учетом особенностей этого района мира.
Серьезным препятствием в российско-китайских отношениях является недостаточная информированность партнеров друг о друге. Для решения этой проблемы открыта новая рубрика на Национальном экономическом портале китайского Интернета «Сhina Economic Networks», принадлежащем газете «Цзинцзи жибао» (Economic Daily). Рубрика называется «Окно в российскую экономику» и призвана помочь лучшей информированности правительственных органов, учреждений, компаний и граждан Китайской Народной Республики об экономике России[5].
Литература
Бергер Я.М. Экономическая стратегия Китая. М.: ИД «Форум», 2009. 560 с.
Галенович Ю.М. Россия и Китай в XX веке: граница. М.: Международные отношения. 2004.
Кузык В.Б., Титаренко М.Л. Китай – Россия 2050: стратегия соразвития. М.: Институт экономических стратегий. 2006. 656 с.
[1] Российско-китайская торговля в первом полугодии 2013 года// http://www.cniru.ru/index.php?m=content&c=index&a=show&catid=10&id=1193
[2] Российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество// http://www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/cn_ru_relations/cn_ru_trade/
[3] Внешняя политика Китая: контуры китайского миропорядка// http://www.dipcomment.com/news.php?Ids=94
[4] Страны ШОС за борьбу с терроризмом//http://www.allo-kitay.com/news/3/114.htm
[5]Становление и развитие Российско-Китайских отношений в современный период// http://www.csef.ru/index.php/ru/politica-i-geopolitica/project/416-china-and-its-role-in-a-new-world-order/1-stati/4035-stanovlenie-i-razvitie-rossijsko-kitajskikh-otnoshenij-v-sovremennyj-period