Рекомендуемая ссылка на статью:
Аннотация: В статье рассматриваются необходимость и возможности Республики Абхазия по организации особых экономических зон, предложения по созданию которых уже не первый год звучат в республике. Автор отмечает роль особых экономических зон в достижении высоких темпов социально-экономического роста. Однако в Абхазии по различным причинам к реализации проектов пока не приступили. Анализ этих причин указывает на недостаточную проработку законодательства в инвестиционной области, непростое финансовое состояние республики, отягощенное социальными проблемами, а также на внешнеполитические факторы, создающие серьезные препятствия в экспортно-импортной составляющей экономики. Тем не менее, указывается на перспективное развитие производства и положительные эффекты от создания таких зон в Абхазии.
Ключевые слова: Республика Абхазия, инвестиции, особая экономическая зона, промышленность, иностранный капитал.
Инвестиционный голод – явление, с которым сталкивается на разных этапах любая страна, у которой существует более или менее внятное видение своего развития на перспективу и целей, которые предстоит достигнуть. Финансовые вливания и заимствования извне позволяют решать масштабные перспективные задачи, поддерживать и развивать экономику и предпринимательство. Для Абхазии, пережившей разрушительную войну, инвестиции жизненно необходимы. Следствием военных действий стало практически полное разрушение экономики. По самым приблизительным подсчетам, ущерб, нанесенный республике, оценивается в 13 млрд долларов, причем эта цифра не учитывает колоссальный объем недополученного валового внутреннего продукта за последние 20 лет.
Существует множество апробированных во всем мире инструментов для формирования точек роста в национальном хозяйстве и благоприятных условий для инвестиционной деятельности, в том числе создание особых экономических зон.
В Абхазии уже трижды предпринимались попытки создания экономической зоны в Очамчирском районе республики, но каждый раз они терпели неудачу. Можно констатировать, что сама идея создания подобной зоны вызывает определенное непонимание или неверную трактовку как в правящих кругах, так и на уровне рядовых граждан.
Особая экономическая зона представляет собой специально выделенную территорию страны, административно огороженную от остальной части, на которой действуют льготные таможенный, налоговый, валютный, финансовый и административный режимы, и в которой поощряется приток иностранного капитала в промышленность и услуги, совместная с иностранным капиталом торговля, производство и иная предпринимательская деятельность. Во многом, благодаря созданию особых экономических зон, в свое время в Юго-Восточной Азии новые индустриальные страны смогли достичь высоких темпов социально-экономического роста и превратиться в так называемых «азиатских тигров». В целом, необходимо отметить, что даже с развитием Всемирной торговой организации и различных региональных интеграционных группировок и ослаблением таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности, особые экономические зоны уже десятки лет успешно функционируют в Китае, Южной Корее, Малайзии, Тайване, Сингапуре, Японии, странах ЕС, США, ОАЭ и т.д. Однако необходимо иметь в виду, что такого рода зоны имеют множество разновидностей и свою территориальную специфику, и то, что дало ощутимый экономический эффект, скажем, в Сингапуре или Китае, необязательно приведет к подобному результату в нашей республике.
В стенах абхазского парламента был презентован проект создания подобной зоны в районе озера Скурча. Планировалось создать особую экономическую зону, классифицируемую как «вольная гавань», или «порто-франко», которая пользуется правом транзитного хранения, обработки и перевалки товаров, их беспошлинного ввоза и вывоза. Такая зона способствует активизации внешнеэкономической деятельности страны, вовлечению ее в мировые интеграционные процессы, повышению привлекательности для инвесторов. Следствием этих процессов становится возникновение точек экономического роста в отдельно взятом регионе: создаются рабочие места, повышается уровень благосостояния работающих здесь граждан. Кроме того, достигается диффузный эффект, то есть положительные изменения распространяются и на близлежащие территории: в оборот входят денежные средства, заработанные внутри особой экономической зоны.
К сожалению, необходимо констатировать, что игнорирование мировым сообществом итогов войны 1992–1993 годов и состоявшегося признания независимости Абхазии несколькими странами создает серьезные препятствия для создания подобного рода зоны.
Как предполагается, необходимый для окупаемости проекта грузопоток могут обеспечить Турция, Казахстан, Китай, Россия. Однако, за исключением России, ни одна из указанных стран нашу республику не признала. Сложно надеяться и на инициативу отдельных предпринимателей из этих стран осуществлять перевозки грузов в указанный порт в необходимых для его полноценного функционирования объемах, так как грузинские сторожевики периодически пиратским образом перехватывают следующие в Абхазию суда. Кроме того, органы государственной власти страны происхождения груза будут противодействовать любой предпринимательской деятельности, связанной Абхазией. Так, недавно было объявлено о подписании соглашения о сотрудничестве с нашей республикой крупнейшего эстонского производителя прохладительных и алкогольных напитков А. Le Coq. Однако грузинское посольство в Эстонии выразило крайнее недовольство, за ним последовало давление со стороны эстонских властей, что в итоге заставило нашего партнера отказаться от поставок продукции в Абхазию. Этот пример можно считать показательным. Даже при наличии определенных, юридически обязывающих соглашений о совместной деятельности между хозяйствующими субъектами о транзите грузов через порт Скурча, противодействие грузинских властей может свести на нет саму идею наличия особой экономической зоны в этом удобно расположенном для строительства порта месте.
Необходимо также принять во внимание, что Российская Федерация проводит курс на развитие собственных портовых мощностей в Южном федеральном округе. Так, например, в 2013 году премьер-министр Д.А. Медведев подписал распоряжение «О расширении морского порта Тамань», который станет одним из крупнейших в стране и третьим по перевалке грузов на юге России с грузооборотом 93,8 млн тонн в год. Всего же на территории Краснодарского края расположено 9 морских портов, открытых для международного сообщения. Имеет смысл упомянуть и Керченский морской торговый порт. Таким образом, на сегодняшний день нет практической целесообразности в наличии транзитного порта в иностранном, хоть и дружественном государстве для дальнейшей перевалки грузов в Россию или из нее – она вполне способна получать, отправлять и перерабатывать грузы напрямую, без иностранного порта перевалки. Тем более, что проект Военно-Сухумской дороги, способной связать республики Северного Кавказа и Абхазию и организовать устойчивую систему грузопотоков в обоих направлениях, на сегодняшний день остается без практического воплощения.
Презентация проекта порта была ориентирована на обустройство за счет средств инвесторов. Однако мировой опыт создания подобных зон показывает, что среднее соотношение вложений – 50/50 бюджетных средств и средств инвесторов, а китайский опыт говорит о том, что затраты государства могут доходить до 80%. Так, согласно исследованию, проведенному Институтом востоковедения РАН по 26 странам, собственные затраты по привлечению иностранных инвестиций в свободные экономические зоны составили в среднем 4 доллара на 1 доллар зарубежных инвестиций. Абхазия пока не может себе позволить солидные государственные вложения в перспективные проекты – в республике огромное количество нерешенных социальных проблем. Таким образом, необходимо резюмировать, что сама идея создания особой экономической зоны в районе озера Скурча по типу «порто-франко», безусловно, интересна и привлекательна, но в условиях нынешних геополитических реалий Абхазии несколько преждевременна.
Более целесообразной представляется организация в Очамчирском районе республики особой экономической зоны по типу экспортно-производственной. Такие зоны называют также «зонами экспортной переработки» или «специальными зонами поощрения экспорта». Они располагаются вблизи крупных транспортных узлов, часто международных. Предприниматели в подобных зонах вознаграждаются за использование местного сырья и поставку товаров как на внутренний рынок принимающей страны, так и на экспорт. Им предоставляется обширный набор льгот, например: ускоренный метод амортизации оборудования, полное освобождение как от ввозных, так и от вывозных пошлин, льготы по налогу на прибыль, налогу на имущество, подоходному налогу, НДС, освобождение от выплат в фонды социального страхования и т.д. Кроме того, на территории указанных зон предпринимателям устанавливаются льготные ставки арендной платы за пользование производственными помещениями и инфраструктурой; им предоставляется возможность получения кредитов на льготных и первоочередных условиях в государственных банках. Безусловно, отдельно стоит отметить и административные льготы, которые позволяют упростить процедуру регистрации предприятий, режим их повседневного функционирования, въезда и выезда иностранных граждан и оказания различных услуг. Простота административных процедур всегда положительно оценивается инвестором, а порой бывает решающей в привлечении в зону иностранного капитала.
В качестве пилотного проекта представляется целесообразным обустроить подобную зону на небольшой территории в районе Очамчирского порта (в условиях текущей неопределенности с созданием там российской военно-морской базы). У данного транспортного узла существуют и подъездные автомобильные пути, и железнодорожная ветка, что позволит минимизировать затраты бюджетных средств. Российский опыт показал, что слишком большие особые экономические зоны требуют больших объемов инвестиций, что делает их непривлекательными как для государства, так и для потенциальных инвесторов. В случае с Очамчирским портом речь идет о достаточно компактной территории с уже существующей инфраструктурой, находящейся в относительно пригодном для использования состоянии. Соответственно, проект потребует значительно меньших вложений, чем строительство нового порта.
На первоначальном этапе преференции должны получить отрасли материального производства, а не сфера услуг. Следует начать с минимального количества предприятий, занятых в глубокой переработке продукции сельского хозяйства, животноводства, производстве строительных материалов, мебели, сувенирной и рекламной продукции. Надо создать так называемый «бизнес-инкубатор» с тем, чтобы обеспечить для предпринимателей максимально благоприятные условия на ограниченной, компактно расположенной территории и заинтересовать их в развитии собственного, пусть и небольшого, производства с максимальным использованием местного сырья и трудовых ресурсов.
Подобный подход особо актуален для Абхазии, учитывая стабильное, довольно существенное отрицательное сальдо внешнеторгового баланса и практическое отсутствие собственного производства, за исключением единичных проектов, не способных вытянуть всю республику. Поэтому при разработке критериев допуска к деятельности в рамках особой экономической зоны должны быть учтены не только пороговая сумма инвестиций, но и пороговая доля импортозамещающей продукции и продукции, реализуемой на экспорт, которую предприятие готово производить. При таком подходе можно надеяться на высокий уровень качества производимой продукции и ее конкурентные преимущества на внутреннем и внешнем рынках, которые будут обеспечены содействием органов государственной власти при осуществлении экспортных операций и наличием обширного набора серьезных налоговых и таможенных льгот. А наличие вблизи транспортных коммуникаций создаст предпосылки для дальнейшей экспортной реализации производимой продукции на территорию Российской Федерации.
Создание же такой зоны именно в Очамчирском районе нашей страны позволит придать определенный импульс развитию региона и несколько сгладить существующие на сегодняшний день территориальные диспропорции экономического развития именно за счет ощутимого роста объема выпускаемой продукции с высокой добавленной стоимостью в данном регионе, в том числе и на экспорт. Не стоит забывать и о диффузном эффекте: улучшение уровня благосостояния на этих территориях непосредственно скажется на уровне благосостояния жителей близлежащих районов за счет возрастания уровня потребления первых.
Кроме того, это несомненно, приведет к налаживанию и усилению кооперационных связей, в том числе между крестьянами в Очамчирском районе, производящими первичную сельхозпродукцию, и предпринимателями, занимающимися ее переработкой. Данный опыт успешно применяется для развития депрессивных районов и отраслей в промышленно развитых странах, как Великобритания, Германия, Франция, США. Особенностью механизма управления таких особых экономических зон является ориентация на создание благоприятных экономических, административных и правовых условий для национальных предприятий и активизации их деятельности.
Как уже отмечалось, мировой опыт указывает на приблизительно равное соотношение бюджетных средств и средств инвесторов при обустройстве особых экономических зон или на преобладание первых. Так, например, происходит в Российской Федерации, где государство создает всю необходимую инфраструктуру, а инвестор вкладывает средства в оборудование, машины, станки, технологии, товарно-материальные запасы, высококвалифицированную рабочую силу. Подобная схема применима и для рассматриваемого проекта, так как на первоначальном этапе вряд ли найдутся инвесторы, способные инвестировать во что-либо, кроме своих производственных линий. Создание и развитие особой экономической зоны потребует от Абхазии немалых бюджетных средств, однако эффект от их вложения следует признать более перспективным, нежели вложения в строительство домов культуры, стадионов и бассейнов, регулярное использование которых вызывает большие сомнения.
Относительно невысокий порог объема инвестиций для резидентов может создать условия для инвестиций, в первую очередь, именно жителей Абхазии. Кроме того, это может создать предпосылки для возвращения из теневого оборота значительной части денежной массы, имеющейся сегодня в республике. Для мотивации иностранных инвесторов в порядке исключения следует рассмотреть возможность приобретения в собственность вновь возводимых объектов капитального строительства на территории зоны и проработать процедуру подобного приобретения Доскональная проработка процедуры приобретения иностранными гражданами собственности позволит перенести полученный опыт на территорию всей республики.
Создание особой экономической зоны, обеспечивающей прозрачность и стабильность деятельности предпринимателей, их правовую защищенность и режим наибольшего благоприятствования, обеспеченный государством и администрацией зоны, со временем создадут условия для привлечения внимания внешних инвесторов. Таким образом, будет создан положительный прецедент. Пример успешной реализации данного пилотного проекта повысит инвестиционную привлекательность и Очамчирского района, и всей республики.
Конечно, для реализации пилотного проекта по созданию особой экономической зоны требуется тщательная разработка законодательства об особых экономических зонах, учитывающего всю существующую на сегодняшний день специфику сферы инвестиций в Абхазии. Проект послужит своего рода полигоном и позволит устранять возникающие недостатки и совершенствовать навыки управления инвестиционными процессами на территории республики, общую культуру взаимоотношений с инвесторами. Кроме того, практика подскажет необходимые изменения в инвестиционное законодательство, которые следует оперативно принять для создания механизмов его работы.
Опыт реализации пилотного проекта позволит руководству республики выработать эффективные механизмы управления такими зонами, что вкупе с определенными сдвигами на внешнеполитической арене создаст условия для запуска более крупных проектов, таких, как создание порта в районе озера Скурча либо туристско-рекреационной особой экономической зоны в Очамчирском районе Республики Абхазия.