Александр Фомин. Аксиологические детерминанты выбора военной службы

Выношу на защиту

Рекомендуемая ссылка на статью:
Александр Фомин. Аксиологические детерминанты выбора военной службы // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2014, №6 (92)
.
Александр Фомин, адъюнкт Саратовского военного института внутренних войск МВД России (410023, Саратов, ул. Московская, 158). E-mail: aggat30@rambler.ru
Аннотация: В статье проводится анализ особенностей ценностных ориентаций, детерминирующих при выборе военной профессии.
Целью исследовательской работы явилось раскрытие особенностей профессионального выбора курсантов в контексте проблематики социально-экономической и социокультурной трансформации современного российского общества.
Методом исследования явился анкетный опрос курсантов 1-го и 5-го курсов Саратовского, Санкт-Петербургского и Новосибирского военных институтов внутренних войск, проведенный автором в 2013 году. В основу опроса положена идея выбора профессии как «пространственной ориентации» индивида в системе существующих социально-профессиональных ценностей. Пространство выбора представлено полюсами «общество – сообщество» и «профессиональный индивидуализм – коллективизм». Выборка являлась сплошной и охватила 593 человека.
По результатам опроса были сделаны выводы о трансформации у молодежи традиционных представлений о ценностях, характерных профессии военного и выдвижении в качестве приоритетных таких  ценностей, как карьерный рост, материальное обеспечение, возможность руководить, качество профессиональной деятельности.
Полученные результаты исследования могут быть использованы в организации  деятельности по военно-патриотическому воспитанию современной молодежи на уровне общего среднего образования и высшей военной школы.
Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, молодежь, военно-профессиональные ценности, профессиональный выбор.

В Российском обществе на современном этапе развития, находящемся на пути перехода к постиндустриализму, наблюдается повышение значимости сферы досуга, качества потребляемых услуг и информации. В данных условиях многие ценности, превалирующие в индустриальном советском обществе: коллективизм, традиционализм, товарищество, труд, альтруизм, утратили свою былую значимость, их место стали активно занимать ценности западного мира: рационализм, индивидуализм, материальный достаток, служение личным идеалам, эгоизм.

Несмотря на большое количество исследований, посвященных проблемам трансформации ценностей современного российского общества, смысл и социальная значимость этого процесса разными учеными определяется порой диаметрально противоположно: одни авторы отмечают аксиологический кризис, разрушение нравственных ценностей и культуры русского народа, угрожающих целостности и безопасности государства [Ильинский, 2001; Субегто, 1999]; другие называют подобные утверждения мифом; третьи, отмечая «отдельные недостатки», пишут, что хотя процесс принятия норм и ценностей, характерных для обществ модерна, протекает в России очень противоречиво, страна уже довольно далеко продвинулась по пути социокультурной модернизации [Тихонова, 2011. С. 11].

Армия представляет собой силовую составляющую государства и является неотъемлемой частью любого общества, от ее боеготовности, порядка комплектования, способах содержания во многом зависит и социально-экономическая составляющая общества, состояние защищенности его акторов.

Изучением ценностных ориентаций военнослужащих, престижем профессии офицера в аспекте профессиональных ориентаций школьной  молодежи в начальный период реформ 1990-х годов занимались В.А. Петрикас [Петрикас, 1995] и С.С. Соловьев [Соловьев, 1995]. С.С. Соловьев полагает, что ценности военной службы представляют собой систему ценностных ориентаций с устойчивой структурой. Так же он устанавливает их причинную связь с некоторыми  изменениями и событиями общественной жизни страны и началом увеличения меркантилизации и прагматизации [Соловьев,1996].

Начавшаяся в 2007 году военная реформа проходит под пристальным вниманием общества, которому в условиях установления претензий США на гегемонию в мировом пространстве не безразлично, каким техническим и человеческим потенциалом будут обладать современные Вооруженные силы государства. От военно-гражданского соотношения в стране зависит также политическая и социально-экономическая ситуация в стране.

Последние события, происходящие на Украине, показывают, что принятие одних ценностей и отторжение других способны расколоть общество и угрожать распаду целого государства. На этом фоне хорошо видно, как военнослужащие этой страны, в зависимости от превалирования тех или иных ценностных ориентаций, забывая о присяге, единоначалии и невмешательстве в политические процессы, делают различный выбор в отношении военной службы, порой целыми подразделениями. Одни отказываются выполнять преступные приказы, складывают оружие и переходят на сторону тех или иных общественно-политических или националистических объединений, другие за материальное вознаграждение готовы выполнять любые приказы и действовать против своего народа. Часть личного состава  воинских частей, дислоцированных на территории Крыма, перешла на службу Российскому государству, другая вернулась на Украину.

Таким образом, изучение ценностных ориентаций молодежи при выборе ими профессии военнослужащего будет способствовать выявлению детерминант этого процесса и позволит государству проводить корректировку и регулирование политики построения и воспитания кадрового состава Вооруженных сил страны.

Нами проведено исследование по выявлению ценностных ориентаций выбора профессии военнослужащего молодежью, родившейся и выросшей уже в новой России, в начале и средине 1990-х годов, в новых социально-экономических условиях, в ситуации краха идеологических институтов, «коллапса» ранее господствующей идеологии, трансформации отношения к труду и собственно профессиональной деятельности.

В ходе анкетирования были опрошены курсанты 1-го и 5-го курсов военных институтов внутренних войск МВД России в Новосибирске, Санкт-Петербурге и Саратове. В опросе приняло участие 593 человека. Вопросы были разделены на три блока. В первом блоке мы выявили ценности, присущие современному российскому обществу и наиболее характерные современной российской молодежи. Во втором блоке раскрываются ценности, которые респонденты приписывают профессиональной группе военнослужащих, третий блок раскрывает ценностные ориентации курсантов при выборе ими профессии военнослужащего. Также нами проведен сравнительный анализ ответов курсантов 1-го и 5-го курсов, так как курсанты 5-го курса (1992-1994 годов рождения) делали свой профессиональный выбор в 2009 году, до проведения реформы денежного довольствия военнослужащих, и только на начальном этапе реализации государственной программы по повышению престижа военной службы. Курсанты же 1-го курса (1997-1998 года рождения) делали свой профессиональный выбор в условиях высокого денежного довольствия, повышающегося престижа и роста общественного одобрения военной службы в российском обществе.

Вопрос «Какие ценности характеризуют современное российское общество?» позволил выявить, что большинство курсантов главной ценностью в современной России считает «свободу» – 20%, следующей по значимости выступает «индивидуализм» – 17%, примерно равное значение получили «труд» – 12%, «демократия» – 11% и «равенство» – 10% (рисунок 1). «Справедливость» и «традиции» отмечают 8%, «рационализм» –7%. На последнем месте такие ценности, как «коллективизм» и «религиозность» – 4 %. Интересен тот факт, что «справедливым» нынешнее общество на 5-м курсе считают 12% опрошенных, а на 1-м – лишь 4%.

Рисунок 1. Какие ценности характеризуют современное российское общество? (Допускалось три варианта ответа).

Фомин_1_6_14

Как говорилось выше, в постиндустриальном обществе наблюдается снижение значение труда. Быть рабочим, строителем, инженером становиться непрестижно. «Герои труда» замещаются на «идолов потребления» (поп звезды, артисты, юмористы, модели и шоумены). Труд, как инструментальная ценность для достижения материального достатка, современной молодежью воспринимается еще достаточно высоко, но снижение его значения налицо. Желание получать, а не зарабатывать материальные средства возрастает год от года. Работать много и, соответственно, много получать изъявляют желание 81% опрошенных, работать как можно меньше, получать как можно больше – 17%. В обоих случаях притязания на получение высокого дохода является абсолютным превалирующим фактом. Такую формулу, как «зарабатывать немного, но и работать немного» поддержали лишь 2% опрошенных. Причем среди курсантов 1-го курса желание зарабатывать больше, а работать меньше, по сравнению с курсантами 5-го курса, выросло в два  раза, с 11% до 22% (таблица 1).

Таблица 1. Отношение к зависимости зарплаты от прилагаемых усилий (% от числа опрошенных)

Фомин_2_6_14

Ценности современной молодежи, их трансформация многократно обсуждались на страницах научных журналов и конференций. В нашем исследовании мы попытались выявить главные жизненные ценности курсантов и ценности, характерные для современной молодежи. Ценностные ориентации молодежи в последние 30–40 лет претерпели значительные изменения, приобретя на протяжении последнего десятилетия устойчивый прагматичный характер. Исследования показали, что главными жизненными ориентирами курсантов являются семья, работа, справедливость, любовь, друзья, порядочность, затем следуют здоровье, образование, свобода (независимость), материальный достаток и карьера. Стоит отметить, что при выборе такой ценности, как работа, курсанты наделяют ее различным смыслом. Для одних работа представляется источником дохода, для других работа, прежде всего, принесение пользы обществу. Мнения разделяются примерно пополам.

В ранее проводимых исследованиях В.Е. Семенов отмечает тенденцию роста справедливости как ценности для современной молодежи [Семенов, 2007]. Наше исследование подтверждает данную тенденцию, по результатам опроса, справедливость заняла 3-е место. Современная молодежь, видя «декларированную свободу, открытые возможности, равенство всех перед законом», с разрастанием коррупции, клановости в некоторых отраслях как государственного, так и частного сектора, ведением политики «двойных стандартов» в судебной практике, все чаще обращается к справедливости как ценности. Также в нашем исследовании такой вариант ответа, как «порядочность», опередил по показателям такие варианты, как «здоровье» и «материальный достаток».

Важным для общества показателем является значимость различных ценностей для молодежи. Это связано не только с проблемами профессионального выбора, но и с более глубинными социальными ценностями, «духом времени» и «формами жизни». По мнению курсантов, современная молодежь на первое место ставит «материальный достаток», вторым идет «свобода», на третьем месте «индивидуальность, независимость», четвертое место занимает «власть, авторитет», «дружба и товарищество» расположились на пятом месте. Шестое место занимают «знания, профессионализм», на седьмом «равенство» за которым следуют «собственное превосходство» и «порядочность и нравственность». Последние позиции по значимости для молодежи заняли такие ценности, как «общественное признание», «добросовестный труд», «предприимчивость, риск» и «религиозность» (таблица 2).

Таблица 2. Степень важности ценностей для современной молодежи (оценка каждой позиции происходила по семибалльной шкале: 1 — «совсем не важно», 7 — «очень важно»)

Фомин_3_6_14

Согласно выдвинутому нами ранее положению о том, что профессиональный выбор отдельного индивида может быть описан как ориентация в пространственном поле индивидуалистических или коллективистских ценностей социума и отдельных профессиональных групп [Тараканова, Фомин, 2014], мы выяснили, какие ценности приписываются группе профессиональных военных. Ответы, данные курсантами, подтверждают общепринятые, разделяемые большинством населения и устойчивые во времени, характеристики представления о профессии военнослужащего в обществе (таблица 3). Это в первую очередь — патриот, который служит Родине и своему народу, проявляет профессиональную сплоченность, причастен к делу по защите Отечества, стремится к карьерному росту при высоком качестве профессиональной деятельности. Следующим по значимости для профессионального военнослужащего является коллективизм, возможность командовать другими людьми, приоритет общественно-государственных интересов над личными, единоначалие. Материальное обеспечение и личные интересы имеют значение, но они лишь являются завершением вышеперечисленных. Менее всего профессиональных военных характеризуют такие ценности, как действие в зависимости от ситуации, креативность, этичность, слава (известность) романтизм и конкуренция.

Таблица 3. Как Вы считаете, какие ценности характерны для профессиональных военнослужащих? (Количество ответов не ограничено)

 Фомин_4_6_14

Мы также обнаружили, что представления о сегодняшних военнослужащих и присущих им ценностях отличны от идеальных и исторически сложившихся (таблица 4). Важно заметить, что курсанты на момент опроса сами проходят военную службу и реально, воочию могут наблюдать за теми ценностями, которые присущи нынешней плеяде действующих военных. Так, на первом месте оказалась сугубо прагматичные индивидуалистские ценности: карьерный рост, материальное обеспечение, возможность руководить, качество профессиональной деятельности. Варианты ответов, отмеченные в первом вопросе, как наиболее важные для профессионального военного: причастность к делу по защите Отечества, профессиональная сплоченность, служение Родине, патриотизм также не утратили своей значимости в характеристике современного профессионального сообщества военнослужащих, но они выходят на второй план в приоритетах современных военных.

Таблица 4. Как Вы считаете, какие ценности  характерны нынешним военнослужащим? (Оценка каждой позиции происходила по семибалльной шкале: 1 — «совсем не важно», 7 — «очень важно»)

Фомин_5_6_14

Сравнение результатов ответов 5-го и 1-го курсов также демонстрирует рост прагматичных характеристик данных у 1-го курса о современных военных. Как изначально нами было замечено, молодежь, ориентируясь в пространстве ценностей общества и профессий, в большинстве случаев делает свой выбор в пользу совпадения собственных ценностей с профессиональными. Важность такого совпадения отмечает 80% респондентов (таблица 5). И курсанты 1-го курса выделяют ценности, которым они сами отдают предпочтение, то есть при возрастании прагматизма в ценностных ориентациях на выбор профессии (о чем будет сказано далее), они видят ценности профессии военнослужащего так же прагматично. Кроме того, 16% опрошенных первокурсников открыто высказываются, что при наличии выгод для себя могут сделать выбор в отношении профессии, ценности которой они не разделяют.

Таблица 5. Важно ли для Вас совпадение Ваших ценностей с ценностями, характерными выбранной Вами профессии? (результаты приведены в %)

Фомин_6_6_14

Выявлено существенное различие значения приоритета личных интересов над государственными у курсантов первого курса в сравнении с пятым. Так, у младших курсантов заметен рост индивидуальных ценностей и снижение общественных.

Наряду с этим хотелось бы отметить, что вне зависимости от курса, фактически совпадает отношение к таким ценностям, как служение Родине и причастность к делу защиты Отечества, что говорит об их устойчивости в сознании молодежи.

Рассматривая третий блок вопросов, мы попытались выяснить ценностные ориентации курсантов при выборе ими профессии военнослужащего. Оказалось, что в будущей профессиональной деятельности наиболее значимым для курсантов являются карьерный рост, принесение пользы обществу, а также высокий заработок (таблица 6). Курсанты 1-го курса определяют в качестве приоритетов карьерный рост и высокий заработок (21% и 19% соответственно), в то время как курсанты 5-го курса наиболее значимым считают принесение пользы обществу (21%), карьерный рост (20%), а высокий заработок занимает лишь 5-е место, уступив таким ценности, как профессиональное саморазвитие и реализация в профессии своих интересов и способностей.

Таблица 6. Что в будущей профессиональной деятельности наиболее значимо для Вас? (Допускались 3 варианта ответа)

Фомин_7_6_14

Подводя итог, мы можем сказать, что на современном этапе развития России и ее Вооруженных сил при устойчивой структуре ценностей военно-профессиональной группы происходит их смещение к профессиональному индивидуализму и рационализму, которые в большей степени носят прагматичный характер. На первый план выходят такие ценности, как карьерный рост, материальное обеспечение, возможность руководить, качество профессиональной деятельности. Вместе с тем, несмотря на усиление прагматизма, традиционные ценности, присущие профессии военнослужащего, такие, как причастность к делу по защите Отечества, профессиональная сплоченность, служение Родине и патриотизм, еще находятся на достаточно значимом месте. Делая свой выбор в отношении профессии военнослужащего, современная молодежь склонна руководствоваться материальными ценностями и индивидуализмом, рассматривая свою будущую профессию в качестве инструмента для обеспечения персонального благополучия. С повышением денежного довольствия и престижа военной службы прагматизм все больше завладевает молодежью, и такая ценность, как принесение пользы обществу, при первичном выборе профессии имеет тенденцию к снижению.

 

Литература

Ильинский И.М. Образовательная революция. М.: Изд-во Московской гуманитарно-социальной академии, 2002. 592 с.

Петрикас В.А. Некоторые проблемы ценностных ориентаций военной молодежи. // Социологические исследования. 1995. № 12.

Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи. // Социологические исследования. 2007. № 4.

Соловьев С.С. Динамика менталитета российского офицерства (1985–1995 годы). // Власть. 1995. № 8

Соловьев С.С. Трансформация ценностей военной службы. // Военная социология, 1996.

Субетто А.И. Россия и человечество на «перевале» Истории в преддверии третьего тысячелетия. СПб.: ПАНИ, 1999. 837 с.

Тараканова Е.В., Фомин А.В. Аксиологический подход к выбору профессии. // Теория и практика общественного развития. 2014. № 1.

Тихонова Н.Е. Динамика нормативно-ценностных систем россиян и перспективы модернизационного проекта. // Вестник института социологии. 2011. №3.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *