Рекомендуемая ссылка на статью:
Аннотация: В статье приводятся результаты исследования информационных процессов, протекавших в период выборной кампании Президента Российской Федерации весной 2012 года, проведенного автором на основе социологического опроса слушателей и преподавателей Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Сформулированы послужившие теоретической базой исследования концепты информационно-политического поведения личности и формируемого в результате этого информационного поля личности в пространстве политической коммуникации. На основании анализа предложенных концептов сформирован перечень основных факторов, определяющих процессы взаимодействия личности с политическим пространством. В заключении обобщаются результаты проведенного исследования, а также делаются выводы о возможности дальнейшего использования концептов информационно-политического поведения и информационного поля личности в качестве основы политологических исследований и моделирования информационных процессов в пространстве политической коммуникации.
Ключевые слова: информационное поле личности, политические коммуникации, политическое поведение, пространство политической коммуникации.
Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий оказало влияние на все уровни социального пространства, от государственного управления до повседневной человеческой деятельности. Для политической сферы это влияние выразилось в многократном усложнении пространства политической коммуникации. Возникновение глобальной информационной среды, появление виртуальных форм социального взаимодействия, рождение новых видов медиа, нарастающая виртуализация и медиатизация политики – все это приводит к трансформациям устоявшихся моделей информационного взаимодействия в мире политики.
Новые информационные технологии позволили на несколько порядков снизить себестоимость производства и доставки сообщений до массовой аудитории и вызвали лавинообразный рост числа источников политической информации. Кроме того, развитие вычислительной техники и средств связи привело к тому, что современный человек практически непрерывно погружен в медиасреду, которая стала для него органичной и неотъемлемой частью окружающей реальности. Но будет ли «информационное общество» более информированным? Ведь современные возможности по производству информации намного превысили человеческие способности по ее переработке [Силкин, Маркелов, C. 17. 2009]. Важнейшим фактором успеха политической коммуникации становится фактор дистрибуции, доставки сообщения до адресатов в условиях серьезной конкуренции со стороны большого количества альтернативных информационных источников, с учетом, как правило, невысокого первоначального интереса широкой аудитории массмедиа к политике.
Современная информационная среда не только открывает новые возможности для организации политической коммуникации, но и диктует, на наш взгляд, необходимость расширения исследовательского арсенала политологической науки, особенно в той ее части, которая занимается изучением взаимодействия граждан в политическом пространстве. Эта необходимость объясняется как повышенными требованиями, предъявляемыми условиями «информационного пресыщения» к вопросам моделирования аудитории и оценки эффективности проводимой государственной информационной политики, так и новыми возможностями по сбору эмпирической базы исследований, открывающимися с развитием глобальных информационных систем.
Необходимо отметить, что медиапотребление – это ситуативная деятельность: люди, получающие медиапродукты, всегда находятся в определенных социально-исторических контекстах. Процесс потребления имеет место в пределах этих структурированных контекстов и зависит от властных отношений и ресурсов, доступных для потенциальных получателей [Коломиец, С. 63. 2010]. Кроме того, гражданин может стать целью манипулятивного информационного воздействия. Это дает нам основание рассматривать современного человека, как объект политических коммуникаций.
Субъектность личности, как участника политических коммуникаций проявляется в деятельности по формированию и регуляции своего коммуникативного пространства, созданию и трансляции политических сообщений, установлении обратной связи с другими участниками политического мира. Кроме того, само медиапотребление в наше время рассматривается не как пассивное восприятие медиапродукции, а как активная социальная практика по переработке символического материала [Коломиец, С. 62. 2010].
Изучение взаимодействия личности и политического пространства должно проводиться с учетом как индивидуальных характеристик гражданина, так и окружающего его социального контекста, в котором это взаимодействие происходит.
Попыткой такого интегративного подхода стало проведенное нами исследование политической коммуникации в период президентской избирательной кампании 2012 года. Теоретической базой исследования послужили концепты информационно-политического поведения гражданина и формируемого в результате этого поведения информационного поля личности в пространстве политической коммуникации.
Информационно-политическое поведение рассматривалось нами как образ действий, совокупность усилий, предпринимаемых личностью для получения, усвоения и использования политической информации, ее передачи и распространения в обществе при осуществлении защиты и реализации своих политических интересов и ценностей. В результате такого поведения формируется множество коммуникативных связей с другими участниками политического пространства, которые в совокупности с передаваемой посредством этих связей информацией образуют информационное поле личности в пространстве политической коммуникации.
В ходе теоретического исследования нами были выделены основные факторы, оказывающие влияние на взаимодействие личности с политическим пространством. Эти факторы мы разделили на объективные, характеризующие личность как объект политической коммуникации и субъективные, в которых личность проявляется как субъект информационных отношений в сфере политики. К объективным факторам были отнесены:
- доступность источников политической информации в окружающем человека информационном ландшафте;
- плотность потоков политической информации в СМИ (интенсивность информирования по политическим вопросам);
- интенсивность и конфликтность межличностной политической коммуникации в постоянном для человека круге общения;
- политические ориентации окружающих личность в коммуникативном пространстве источников информации.
Субъективными факторами, на наш взгляд, являются:
- политическое поведение и вовлеченность в политические процессы;
- информационные компетенции, позволяющие использовать современные информационные системы;
- информационные потребности личности, связанные с политикой;
- политические ориентации личности.
Эмпирической базой исследования взаимозависимости характеристик и проявлений информационно-политического поведения, политической активности и параметров информационного поля личности в пространстве современной политической коммуникации выступили данные социологического опроса, проведенного в период избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации в 2012 году. В опросе приняли участие сотрудники, профессорско-преподавательский состав и слушатели Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, а также сотрудники ряда органов государственной власти Российской Федерации (всего 102 респондента). На основе ответов выявлялись следующие характеристики информационного поля личности и факторы их формирования:
- доступность использования различных каналов политической коммуникации (ТВ, Радио, Интернет, Печатные СМИ) и время, обычно затрачиваемое на их использование;
- плотность потоков политической информации. Измерялась отдельно по трем видам коммуникационных каналов: телевидение, радио и интернет. Плотность каждого из потоков оценивалась, как P= k * ∑1n , где n–количество источников политической информации, указанных респондентом, а k-коэффициент частоты его использования. Для телевидения и интернета в опрос было введено разграничение новостных источников общественно-значимой и политической информации и источников информации аналитического характера. Для радиостанций такого разделения не проводилось. Перечень информационных источников в вопроснике был составлен на основе программ теле- и радиопередач (в расчет принимались программы как эфирного, так и спутникового вещания), а также данных измерений TNS Gallup[1] и статистики посещений интернет сайта Liveinternet[2] по разделам «СМИ» и «Политика»;
- политические ориентации источников информации. Определялись на основе выборочного контент-анализа сообщений, статей и передач в средствах массовой информации. В результате все источники были разделены на поддерживающие выдвижение В.В. Путина на должность Президента Российской Федерации и оппозиционные к действующей власти. На основе этого разделения, в дополнение к имеющимся индексам плотности информационных потоков, были по аналогичным правилам составлены индексы оппозиционных и поддерживающих властных информационных потоков;
- межличностная политическая коммуникация. Оценка уровня межличностной политической коммуникации проводилась на основе частоты разговоров на политические темы. Итоговая плотность рассчитывалась как P= P1+P2+P3, где Pi – это плотность межличностной политической коммуникации в семье, на работе (учебе) и в кругу друзей или досугового общения;
- политические ориентации. Оценка политических ориентаций респондентов производилась на основе их отношения к внутренней, внешней и экономической политике России. В условиях ограниченного количества вопросов и с учетом контекста выборной кампании, мы посчитали правильным оценивать ориентации респондентов как индекс их отношения к главной дихотомии российской политики последних десятилетий – поддержка действующей власти или оппозиция ей;
- политическое поведение и вовлеченность в политические процессы. Оценивались на основании ответов респондентов об их участии в различных видах политической деятельности, разделенных по степени активности;
- информационные компетенции респондентов. Оценивались на основании их ответов о вовлеченности в интернет коммуникации, использовании поисковых сервисов, мобильных технологий и так далее.
Анализ полученных в ходе опроса результатов показал, что интенсивность межличностной политической коммуникации является одним из самых наглядных индикаторов активности личности и в других формах политического поведения. Дискуссии о политике, как один из видов информационно-политического поведения, непосредственно связаны с такими традиционными формами политического участия, как встречи с политическими лидерами, работа в избирательных штабах и так далее. Причем для тех респондентов, которые активно используют современные коммуникационные сервисы, в частности, социальные сети, не менее значимым индикатором становится и интенсивность межличностной политической коммуникации в виртуальном пространстве.
Особенностями информационного ландшафта наших респондентов можно назвать симметричный рост плотности информационных потоков в поддержку кандидатуры В.В. Путина и оппозиционных по отношению к нему. Это могло бы свидетельствовать о достаточно объективном освещении прошедших выборов, а также равном балансе сил в предвыборном информационном пространстве, если бы внимание аудитории было равномерно распределено между противоположными по своей политической ориентации потоками информации на всех уровнях личностного интереса к политике. Однако по результатам нашего исследования можно сделать вывод, что это не так. Например, среди респондентов, чье информационно-политическое поле характеризуется невысокой плотностью телевизионных потоков, доля указавших в качестве источников информации «провластные» СМИ в пять раз превышает долю использующих «оппозиционные» источники информации.
Более ровное распределение внимания на всех уровнях информационного интереса наблюдалось при анализе аудитории радиостанций. Это объясняется, на наш взгляд, двумя факторами: равенством в доступе к источникам информации и изначально более высоким уровнем интереса к политике у аудитории станций, представленных в анкете. Большинство современных FM-радиостанций, в том числе развлекательных и музыкальных, имеют в сетке своего вещания выпуски новостей, способных удовлетворить потребность «быть в курсе». Информационные потребности аудитории политических и «разговорных» станций таким образом простираются, как правило, дальше обычного новостного потребления.
Проявляемые информационные потребности личности, навыки и способности в их удовлетворении, уровень личностного интереса к политике вместе с объективными факторами социального контекста, в который погружен человек, формируют информационное поле личности в пространстве политической коммуникации. Проведенное нами исследование показало, что наблюдаемые в динамике политических процессов параметры этого поля могут служить основой для проведения политологических работ, связанных с коммуникативными процессами общества.
Исходными данными выполненного нами исследования послужили данные социологического опроса, но предложенные концепты позволяют использовать в исследованиях политических коммуникаций массивы данных, автоматически собираемые современной телекоммуникационной средой.
Концепты информационно-политического поведения личности и формируемых личностью информационных полей могут быть использованы не только в политологических исследованиях прошедших кампаний, но и как базис моделирования аудитории при планировании мероприятий в рамках государственной информационной политики. Причем их простота позволяет провести это моделирование как в русле гуманитарных (политологических и социологических) традиций, так и с использованием современного математического аппарата.
Литература
Коломиец В.П. Медиасреда и медиапотребление в современном российском обществе. Социологические исследования (СоцИс ) 2010. №1.
Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. СПб.: Питер. 2002. 688 с.
Силкин В.В., Маркелов К.В. Информационная аналитика. Саратов, 2009. 185 с.
[1] См.: http://www.tns-global.ru/
[2] См.: http://www.liveinternet.ru/