Татьяна Карцева. Идеальный руководитель российской организации: личностные характеристики и управленческие навыки

Выношу на защиту

Рекомендуемая ссылка на статью:
Татьяна Карцева. Идеальный руководитель российской организации: личностные характеристики и управленческие навыки // ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА,
2014, №5 (91)
.
Татьяна Карцева, советник отдела по взаимодействию с региональными общественными палатами, общественными наблюдательными комиссиями и некоммерческими организациями федерального казенного учреждения «Аппарат Общественной палаты Российской Федерации» (111123, Москва, ул. 2-я Владимирская, д.5, кв.161). E-mail: t.kartseva@mail.ru
Аннотация: В статье рассматриваются личностные качества, которые могут считаться наиболее важными для повышения эффективности руководителя в организациях различных сфер деятельности. Кроме того, проведен анализ предпочтительных типов высшего профессионального образования руководителя в зависимости от сферы деятельности организации.
Ключевые слова: эффективное управление, личностные качества, лидерство, образование.

Личность руководителя в современной организации имеет важное значение, особенно в современных российских условиях, когда перед очень многими организациями в различных сферах деятельности стоит проблема перехода к новому, модернизированному типу функционирования и, соответственно, управления. При этом «…назначение управления сводится к формированию эффективной организации, меняющейся так, чтобы ее деятельность согласовывалась с задачами и обстоятельствами внешней и внутренней среды функционирования» [Уколов, 2003. С. 53]. Таким образом, устойчивое функционирование и развитие организации неотделимо от вопросов обеспечения эффективного управления, и при этом «субъектная роль руководителя имеет большую значимость, так как в конечном итоге он несет ответственность за все процессы, происходящие в организации» [Турчинов, Магомедов, Кононенко, 2011. С. 39]. Но как раз в этой сфере имеется множество проблем, связанных с тем, в какой мере по личностным качествам российские руководители способны эффективно выполнять свою субъектную роль. Например, в социологическом исследовании ученых кафедры государственной службы и кадровой политики Института государственной службы и управления персоналом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации в 2012 году уровень профессионализма руководящего состава российских организаций был определен (на основании анализа мнений работников российских организаций и экспертов) как средний, или немного его превышающий, что говорит о необходимости совершенствования личностных качеств руководителей [Турчинов, Кононенко, Магомедов, 2013. С. 14–15. В этой связи хотелось бы особо выделить сферу государственного управления, так как в ней, несмотря на все усилия по ее реформированию, пока не произошло ожидаемых изменений по таким базовым критериям эффективности, как «рост профессионализма, повышение мотивации общественного служения и улучшение качества служебной деятельности» [Данькова, 2014. С. 146].

Целью авторского исследования было выяснить, каков идеальный портрет личности современного российского руководителя. Исследование было проведено в декабре 2013 года. В нем приняли участие 203 представителя государственного и муниципального управления, бюджетной сферы (наука, образование, здравоохранение, культура), государственного и негосударственного секторов экономики, некоммерческого сектора (некоммерческие организации – НКО, общественные организации), политических организаций, средств массовой информации.[1]

В первую очередь, было выявлено, какими управленческими навыками обязан владеть эффективный руководитель. Он должен:

  • мотивировать персонал организации на достижение общих целей – 71,9%;
  • ставить конкретные цели перед коллективом – 69,5%;
  • обеспечивать сотрудников необходимыми условиями для профессионального роста и развития – 66,5%;
  • работать с коллективом в режиме команды – 60,1%;
  • анализировать информацию – 50,7%;
  • принимать и реализовывать текущие управленческие решения – 46,8%;
  • прислушиваться к мнению своих подчиненных – 45,8%;
  • контролировать ход выполнения решений и заданий – 45,8%;
  • организовывать свой личный труд, планировать работу – 43,3;
  • результативно общаться со сторонними организациями, клиентами – 41,4%;
  • результативно проводить рабочие совещания – 35,0%;
  • осваивать успешный управленческий опыт других организаций – 34,0%;
  • регулировать внутригрупповые отношения в коллективе – 26,6%;
  • воспитывать в сотрудниках высокие морально-этические ценности – 17,8%;
  • работать со служебными документами – 12,3%.

Как следует из представленного распределения мнений, в первую очередь, профессиональные навыки и умения современного руководителя должны обеспечивать эффективное управление человеческим ресурсом организации, должны быть нацелены на мотивацию персонала и активизацию его профессионального и социального потенциала. Помимо этого, современный руководитель должен сам быть высокоорганизованной личностью, способной с наибольшей эффективностью применять свои профессиональные возможности.

Отметим, что результаты экспертного опроса говорят о том, что навыки руководителей российских организаций, ориентированные на неформальные отношения в организации, в настоящее время развиты меньше всего (прислушиваться к мнению своих подчиненных – 12,9% опрошенных, работать в команде – 16,7% опрошенных). Умения же, связанные с реализацией формальных функций руководителя, ориентированные на выполнение задачи, напротив, развиты лучше всего: постановка конкретных целей перед коллективом и достижение их реализации (39,2%), контроль хода выполнения решений и задач (39,2%), принятие и реализация текущих управленческих решений (45,7%) [Турчинов, Кононенко, Магомедов, 2013. С. 99].

В авторском исследовании также были выделены для оценки личностные качества, которые могут рассматриваться как наиболее важные для эффективной деятельности руководителя в организациях различных сфер деятельности. По мнению большинства участников опроса, эффективный руководитель должен обладать высоко развитыми гражданскими и морально-этическими качествами (законопослушность, патриотизм, социальная активность, справедливость, бескорыстие, честность, ответственность, принципиальность и т.д.), коммуникабельностью, способностью организовать свою работу, управлять своим временем, трудолюбием. Первая группа качеств особенно актуальна, по мнению респондентов, для руководителей в сфере государственного и муниципального управления. Забота о приоритете моральных ценностей в пределах организации – это, в первую очередь, забота об организационной культуре. Культура организации сейчас все больше рассматривается как важный фактор успеха, эффективности деятельности, а подчас и выживаемости организации [Теория управления, 2011. С. 25.].

Кроме того, профессионализм руководителя и, следовательно, эффективность, определяется и его образованием. Поэтому в авторском исследовании участникам был задан вопрос о том, какой уровень образования в большей степени необходим руководителю современной организации для эффективного управления.

Мнения участников исследования говорят о том, что прежде всего уровень образования современного руководителя должен соответствовать завершенному высшему профессиональному образованию, хотя достаточно многие и не видят в этом большой необходимости. Более интересным представляется анализ предпочтительных типов высшего профессионального образования в различных сферах деятельности, который выделили участники авторского исследования (таблица 1).

Таблица 1. Распределение мнений участников авторского исследования о предпочтительных типах высшего профессионального образования руководителя в зависимости от сферы деятельности организации, % (Рассматриваемые направления подготовки ВПО включают в себя широкий круг специальностей. Можно было отметить несколько вариантов)

Карцева_1_5_14

Анализ распределения мнений участников исследования говорит о том, что:

  • управленческое образование более всего предпочтительно для руководителей в сфере государственного и муниципального управления,
  • экономическое образование – в государственном и негосударственном секторах экономики;
  • юридическое образование – в сфере государственного и муниципального управления и некоммерческом секторе (что вполне закономерно, так как в этих сферах деятельности руководители обеспечивают, в том числе, функционирование институтов государства и гражданского общества);
  • гуманитарное образование – для некоммерческого сектора;
  • специализировано-отраслевое образование – в наибольшей степени в бюджетной сфере, но его уровень предпочтительности высок практически везде;
  • естественнонаучное и военное образование можно признать скорее ситуативно, чем стабильно предпочтительным, и, как правило, руководители, имеющие такой тип базового высшего профессионального образования, приобретают профессиональную квалификацию в других областях знаний.

Ученую степень нельзя назвать определяющим признаком эффективного руководителя, но все же среди управленческого корпуса есть представители, имеющие ее в своем профессиональном активе. Поэтому интересно и мнение участников авторского исследования о том, что если руководитель получает ученую степень, то в какой области знаний она ему больше всего необходима. Распределение мнений дало следующий результат:

  • по направлению деятельности организации (техническое, медицина, педагогика и т.п.) – 58,6;
  • по управлению (с учетом отраслевой специфики организации) – 50,2;
  • в области базового высшего профессионального образования – 22,7%;
  • по психологии – 15,3%;
  • по экономике – 14,3%;
  • по гуманитарным наукам (философия, социология, история и т.п.) – 13,3%.

Мнения участников исследования показывают, что руководитель должен в большей мере думать о расширении своей профессиональной компетенции в области управления и учитывать при этом особенности деятельности своей организации.

Проведенное исследование демонстрирует явную общественную потребность в руководителе-профессионале, который обладал бы знаниями не только по направлению деятельности организации, но и специальным управленческим образованием. Организаторские способности руководителя, его умение рационально организовывать свой труд, свое время, социальный и эмоциональный интеллект, трудолюбие и коммуникабельность являются неотъемлемыми качествами эффективного руководителя, но еще более важными для эффективности руководства являются гражданские и морально-нравственные качества личности. Вероятно, что названные качества столь актуальны, по мнению российских респондентов, не только потому, что высокоморальный, ответственный и законопослушный руководитель формирует соответствующую организационную культуру, выстраивает соответствующие взаимоотношения с подчиненными и внешней средой, но и потому, что российское общество страдает от дефицита подобных руководителей. Точно также российским организациям не хватает начальников, ориентированных на человеческие отношения, умеющих работать в команде, нацеленных на максимальную активизацию потенциала сотрудников. При этом организации различных сфер деятельности имеют свою специфику в управлении, разные качества руководителя «выходят на первый план».

Полученные данные, с одной стороны, свидетельствуют о проблемах, препятствующих оптимизации управления в России, с другой стороны, открывают способы увеличения эффективности управленческой деятельности с помощью различных кадровых технологий, улучшения образовательных программ, формирования национальных приоритетов в подготовке и формировании управленческих кадров, взаимодействия всех сфер российского общества для решения данной проблемы.

 

Литература

Данькова Е.В. Кадровые процессы на гражданской службе: динамика качественных изменений /Социально-профессиональное развитие государственной службы/ Под общ. ред. Турчинова А.И. М.: Макс Пресс, 2014.

Теория управления: учебник. Изд. 3-е, доп. и перераб.; под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. М.: Изд-во РАГС, 2011.

Турчинов А.И., Кононенко Т.А., Магомедов К.О. Современная кадровая политика и управление персоналом в российских организациях: социологический анализ: Монография. М.: МАКС Пресс, 2013.

Турчинов А.И. Магомедов К.О., Кононенко Т.А. Социологический анализ проблем кадровой политики управления персоналом в российских организациях: Монография. М.: МАКС Пресс, 2011.

Уколов В.Ф. Теория управления / В.Ф. Уколов, А.М. Масс, И.К. Быстряков.  М.: Экономика, 2003.


[1] Индекс ЛРСО-2013.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *