Рекомендуемая ссылка на статью:
Аннотация: В статье автор рассматривает многообразие подходов к исследованию различных видов политических идеологий и их ответвлений. Анализируются основные идеологии современности. Проводится их сравнение по таким основополагающим вопросам, как эволюция развития, основные ценности и принципы, набор признаваемых прав и свобод граждан, отношение к роли власти и отдельной личности в жизни общества и взгляды на происхождение государства.
Ключевые слова: политология, идеология, консерватизм, социализм, либерализм.
В современном мире политология представляет собой сложное переплетение различных течений, каждое из которых исследует складывающуюся политическую ситуацию определенными теоретически обоснованными методами.
В первой половине XIX века возникает такое методологическое течение, как позитивизм, основанный в значительной степени на базе «Системы позитивной политики» О. Конта [Сен-Симон, Конт, 2011]. В настоящее время эта методология представлена в таких направлениях, как политическая социометрия, исследующая экспериментальными методами социально-психологические отношения между представителями в разных политических институтах, и структурно-функциональный анализ, уделяющий большее внимание направленности и содержанию политической деятельности различных субъектов.
Особым направлением в позитивистском течении является политический бихевиоризм, подробно изучающий политическое поведение людей. Этот подход к исследованию политической ситуации позволил объяснить объективные факторы политического поведения людей, переосмыслить многие политические явления, в зависимости от их интересов и политической деятельности с использованием количественных, статистических и естественно-научных методов.
При этом подчеркивается недопустимость ценностного подхода к изучению политических явлений, объясняемая его несовместимостью с принципами научной объективности. В то же время представители данного подхода Б. Берельсон, Г. Лассуэлл, Д. Истон обосновывали «личностное измерение политики», возводя групповые действия людей к поведению конкретных личностей, тем самым вступая в противоречие с принципами системного подхода, то есть невозможностью сводить свойства целой системы к свойствам ее отдельных элементов.
Наряду с бихевиористским подходом в последнее время получила широкое распространение компаративистская (сравнительная) политология, базирующаяся на применении метода сравнительного анализа и таких общенаучных методов познания, как аналогия, индукция и дедукция, моделирование, анализ и синтез. Выявляя сходства и различия отдельных политических явлений, исследователи делают определенные выводы как о свойствах сравниваемых явлений, так и о прямых или косвенных взаимосвязях и общих тенденциях их развития, о возможности альтернативных путей развития на примере другого явления, нахождения каких-либо универсальных или, наоборот, специфических черт.
Нередко на основе сравнительного анализа проводится прогнозирование путем прямого сопоставления сравниваемых явлений или путем экстраполяции (распространения) полученных данных на будущее на основе целого ряда гипотез. Такое прогнозирование, особенно на краткосрочный период, считается достаточно надежным, что позволяет отнести сравнительный подход в разряд наиболее перспективных.
Каждый из вышеуказанных подходов в той или иной мере используется и при исследовании различных видов политических идеологий и их ответвлений, что позволяет нам наиболее полно изучить каждый из них, опираясь в основном на сопоставление этих типов между собой.
Рассмотрим основные политические идеологии современности. Наличие бесконечного множества социальных групп, преследующих личные цели и зачастую обладающих личными политическими интересами и ценностями, обуславливает наличие огромного количества политических идеологий, формулирующих и теоретически обосновывающих политические идеалы данных групп. Среди их многообразия определяющими в настоящее время являются консерватизм, социализм, либерализм и их многочисленные разновидности и сочетания. Большое число идеологических направлений в современном мире обусловлено, в том числе и тем, что в большинстве государств установлен демократический режим, связанный, как правило, с понятием идеологического плюрализма.
Таким образом, не только в рамках одной страны, но и в рамках одного государственного органа, одного политического блока, а иногда и одной партии, может взаимодействовать несколько групп людей, приверженных разным политическим идеологиям. Такое разнообразие дает почву для тщательного анализа каждого из направлений и их сравнения по таким основополагающим вопросам, как эволюция развития, основные идеологические ценности и принципы, набор признаваемых прав и свобод граждан, отношение к роли власти и отдельной личности в жизни общества и взгляды на происхождение государства.
Основными ценностями идеологии классического либерализма, сложившейся в конце XVII–XVIII веков, стали идеи свободы личности и естественных прав человека, индивидуализма, правового равенства граждан, частной собственности, свободной конкуренции и рынка, а также теория разделения властей на основе системы «сдержек и противовесов», направленная на исключение злоупотребления властью и наиболее полно сформулированная в трудах французского мыслителя Ш. Монтескье.
Основателем идеологии классического либерализма считается английский философ Дж. Локк, отстаивавший договорную природу государства и идею разделения законодательной и исполнительной властей. Немалый вклад в развитие идеологии внесли и такие мыслители, как Т. Гоббс, И. Кант, А. Смит, Т. Джефферсон, Ж.-Ж. Руссо.
Существенное значение в каждой политической идеологии приобретает отношение ее приверженцев к роли государства в различных сферах жизни общества. Согласно идеям классического либерализма, общество является первичным по отношению к государству, которое возникает на основе теории «общественного договора», впервые выдвинутой английским философом и политическим мыслителем Т. Гоббсом.
По его мнению, общество передает суверену власти некоторые свои права с целью обеспечения безопасности народа. Утверждая наличие у суверена власти не ограниченных правом законодательных полномочий, философ, тем не менее, выделяет ряд естественных прав человека (право сопротивления тем, кто посягает на его жизнь и здоровье, кто хочет наложить на него оковы и так далее). С течением времени эти взгляды претерпели существенные изменения, и в конце концов, приверженцы либеральных идей выдвинули теорию минимального вмешательства государства практически во все сферы жизни общества.
Первоначально либеральные идеи отражали интересы буржуазии, обосновывая процесс ее обособления и выражая ее притязания на власть. Первыми документами, содержащими либеральные принципы, стали «Декларация независимости США» (1776 год) и «Декларация прав человека и гражданина» (1789 год). Первая партия, провозглашавшая идеологию либерализма, появилась в Великобритании (партия вигов), в США эти принципы выражаются в деятельности Демократической партии.
С момента своего появления либеральная идеология пережила множественные изменения, преобразования, поправки, связанные с непосредственным применением в конкретно-исторических условиях. В то же время в идеях классического либерализма нередко не уделялось должного внимания развитию естественных человеческих прав, связанных с прогрессом в обществе, что приводило к появлению новых «внутренних течений» в идеологии. В связи с этим на основе классического либерализма со временем возникло множество новых направлений.
Так, в ХХ веке, наравне с течениями, провозглашавшими сочетание положений традиционного либерализма с социальной ориентацией, сформировался и так называемый «консервативный либерализм», отвергающий социальную направленность деятельности государства. Теория либерализма, отстаивающая классические либеральные идеи, полностью исключала возможность каких-либо изменений. К представителям этой идеологии можно отнести выдающихся австрийских экономистов и философов Ф. Хайека и Л. Мизеса, считавших, что любое экономическое планирование ведет к политической диктатуре.
Другой исторической формой либерализма становится неолиберализм, основным отличием которого от традиционной идеологии стало отношение к государственному вмешательству. Утверждая необходимость ограничения государственного регулирования экономической, социальной и духовной сфер жизни общества, неолибералы, тем не менее, допускали возможность некоторого участия государства в управлении ими. В итоге расширяются возможности влияния власти на социальную сферу, целью правительства провозглашается ориентация, в том числе и на моральные принципы и ценности.
Известный теоретик Дж. Ролз в книге «Теория справедливости» поставил в центр либеральной доктрины проблему равенства, причем не столько политического, сколько социального, что сблизило эту идеологию с базовыми философскими установками социал-демократии [Ролз, 2010]. В то же время неолиберализм продемонстрировал свою ограниченность, в сравнении с новыми идеологиями, вызванную сохранением некоторых основополагающих идей (ориентация на публичные виды деятельности, эгоизм потребностей и прочее).
В настоящее время либерализм смешивается или полностью уступает место другим идеологиям современности. Тем не менее, партии либералов сохранились в Великобритании, Германии, Италии, Швейцарии, Швеции и некоторых других странах.
Идеология консерватизма возникла в конце XVIII века как реакция на Великую Французскую революцию 1789 года. Главными ценностями этого направления стали стабильность, традиционализм и порядок, возникающие из теории естественной эволюции общества и государства, «заданной свыше» (в отличие от договорной теории либерализма). Родоначальниками консерватизма обычно считают английского публициста и философа Э. Бёрка и французских мыслителей Ж. де Местра и Л. де Бональда. Политическими идеалами консерватизма являются сильное государство, четкая политическая стратификация, согласно которой власть принадлежит элите, а свободы трактуются как подчинение власти и лояльность ей.
Главным направлением каких-либо преобразований консерваторы считали духовное преображение человека, остальные же изменения в различных сферах жизни общества, особенно радикальные, оказывают, по их мнению, разрушительное действие, поэтому предпочтение отдается постепенным политическим реформам в рамках существующего порядка, основанным на поиске компромисса и приспособлении к существующим условиям. Преемственность, незыблемость сложившегося уклада, и, следовательно, сложившихся элитарных слоев воспринимались как основные условия существования идеального общества, поэтому такие принципы, как индивидуализм, равенство, атеизм, моральный релятивизм, культ рассудка представляли для них антиценности, разрушающие целостность человеческого сообщества. К примеру, Л. де Бональд, критикуя теорию индивидуализма, говорил о «философии социального человека», то есть о неразрывности человека и общества, и даже утверждал необходимость государственного регулирования не только политической, но и материальной, а также моральной сторон жизни людей [Гаджиев, 1999].
Отчасти на этих основах в 20-х годах XIX столетия возник так называемый «революционный консерватизм», давший начало идеологии фашизма, приобретшей наибольшую популярность в первой половине ХХ века в Италии, Германии и Испании. Конечно, эту идеологию сложно полностью отнести к идеологии консерватизма, учитывая, что она, подобно коммунистической, преследовала цели социального равенства и справедливости путем тотального контроля. Аналогия же с консерватизмом проявляется в возвышении роли государства и незначительности индивидуальных интересов на фоне общественных, культе вождя и элит, идеях патриотизма и народного единства. Но, в отличие от либерализма, консерватизма и коммунизма, ориентированных на интересы конкретных классов и социальных групп, фашизм опирается на идею расового превосходства, национальной идентичности, пытаясь сплотить население вокруг цели национального возрождения. Такие незыблемые ценности существующих идеологий, как требования личной независимости и свободы, нравственность и совесть, провозглашаются «отягчающими ограничениями разума». А на первый план выходят идеи «органистского государства», оправдывающие агрессивные действия властей ради блага населения. Становлению данной идеологии способствовал ценностный кризис, возникший в результате разрушения традиционного уклада жизни, экономического спада, усложнения социальных отношений, обнищания населения и стремления к национальному возрождению [Соловьев, 2003. С. 298–318].
В 1970-е годы идеи консерватизма, в ответ на изменения в либеральной идеологии и на экономический кризис того времени, трансформировались в неоконсерватизм, который признавал права и свободы отдельной личности и ограничивал экономические и социальные функции государства. Права собственности стали одной из основополагающих ценностей, а равенство рассматривалось только с точки зрения равенства возможностей при сохранении приверженности идеям частичного элитаризма.
В условиях экологического кризиса, ускоренного темпа жизни, всесторонней зависимости человека от технической среды, породившей ориентационный кризис, неоконсерваторы смогли предложить обществу духовные приоритеты семьи и религии, социальной стабильности, базирующейся на моральной взаимоответственности гражданина и государства и их взаимопомощи, на уважении права и недоверии к чрезмерной демократии. Таким образом, неоконсерватизм стал идеологией «среднего слоя».
В этих условиях были приняты новые программы консервативных партий, направленные на вывод стран из экономического кризиса и улучшение благосостояния и уровня жизни, что было наиболее полно реализовано в деятельности М. Тэтчер и Р. Рейгана.
В заключение отметим, что с течением мировой истории каждая новая система идей и ценностей появлялась в ответ на все возрастающее несоответствие между потребностями определенных социальных групп и их реализацией в существующем обществе. Возникающая в это время идеология становилась воплощением желаемого политического состояния общества, выражением желаемых ориентиров деятельности и основополагающих ценностей.
Литература
Бачило И.Л. Информационное право. Учебник для вузов. М.: ЮРАЙТ, 2011.
Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. М.: Логос, 1999.
Кант И. Сочинения на немецком и русском языке. Т. 1. М., 1994.
Монтескье Ш. Избранные произведения М.: Государственное издательство политической литературы, 1955.
Ролз Д. Теория справедливости. М.: ЛКИ, 2010.
Сен-Симон А., Конт О. Катехизис промышленников, или Система позитивной политики. М.: Либроком, 2011.
Соловьев А.И. Введение в политологию: учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2003.